31 августа президент страны Дмитрий Медведев провел третье совещание с членами недавно созданной им комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. На сей раз заявленная ранее тема стратегических компьютерных технологий и ПО была затронута непосредственно.
Тон главы государства при обсуждении приоритетных ИТ-проектов был таким же, как и во время всех предыдущих его выступлений по данному поводу: оптимистичные картины спрячьте подальше — реальных подвижек нет. С этим пора уже наконец что-то делать. Например, использовать репрессивные меры.
Предыстория
Напоминаем, что идея создания упомянутой комиссии впервые официально прозвучала из уст первого лица государства на правительственном совещании 15 мая текущего года, а уже 21 мая был подписан соответствующий указ. Официальная цель нового образования, в которое вошли несколько министров, члены Правительства и Администрации президента, а также директора госкорпораций, бизнесмены и ученые, — содействие устойчивому технологическому развитию экономики и совершенствование госуправления программами модернизации ее приоритетных сфер. И в этом смысле, по мнению г-на Медведева, главные проблемы, которые предстоит преодолеть, сейчас связаны не с инновационными разработками (они есть), а с их коммерческим внедрением.
Первое заседание комиссии прошло 18 июня в ни много ни мало “Лаборатории Касперского”. На нем было разъяснено, что работа органа будет вестись по пяти приоритетным направлениям, и одно из них — стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение. Кстати, тогда же было обещано в течение месяца запустить специализированный сайт для освещения работы комиссии, однако попытки отыскать его в Сети не имеют результата и по сей день.
Отчасти тематика ИТ была затронута уже 22 июля на втором совещании в Сарове, где помимо прочего обсуждалось развитие суперкомпьютерных и grid-технологий. Однако максимальное внимание было уделено отрасли именно на третьем совещании в Покрове.
Все плохо, но надежда есть
Свое выступление г-н Медведев начал с того, что назвал задачи модернизации и технологического развития экономики крайне сложными и выразил надежду, что члены комиссии в перерывах между заседаниями занимаются обсуждаемыми на них делами в приоритетном порядке.
После этого президент напомнил присутствующим, что у нас по части интеграции ИТ в экономику страны принята “Стратегия развития информационного общества”, однако ее реализация находится на неудовлетворительном уровне. В международном рейтинге готовности к вышеупомянутому информационному обществу мы по ряду показателей занимаем места в шестом-седьмом десятке, продолжая скатываться вниз. И это при том, что государственные расходы на информатизацию в настоящий момент абсолютно сопоставимы с расходами развитых европейских стран. Например, инвестиции в данную сферу по отношению к объему ВВП в России приблизительно такие же, как в Германии, но вот по части эффективности использования вложенных средств наши страны отличаются весьма существенно.
В этой связи президент посчитал нужным определить ряд приоритетов. Первый из них — создание отечественных суперкомпьютеров и grid-систем — обсуждался еще в Сарове, поэтому на данном совещании уже рассматривались сетевые планы-графики по конкретным проектам.
Второй приоритет — многострадальное “Электронное правительство”. По словам г-на Медведева, говорить на эту тему ему уже просто стыдно. Казалось бы, сегодня никому не нужно доказывать, что качество публичных услуг прямо влияет и на состояние демократии в стране, и на вопросы противодействия коррупции. Однако реальных подвижек в развитии межведомственного электронного документооборота, в формировании полноценной системы онлайновых госзакупок и создании единой системы госучета результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ пока не произошло. Сколько совещаний на это было потрачено, сколько издано президентских указов — все напрасно.
Когда чуть позже министр образования и науки Андрей Фурсенко одну из составляющих “Электронного правительства” — переход на оказание госуслуг населению в электронном виде — охарактеризовал как находящуюся на продвинутой стадии, президент выразился еще жестче: “Чего мы продвинули? Ни фига мы не продвинулись!”. После этого он предложил кому-нибудь из присутствующих привести пример того, как ему удалось удаленно зарегистрировать автомобиль, и ответа, разумеется, не получил.
Критический настрой главы государства в итоге вылился в идею переходить от позитивных мер стимулирования исполнителей программы к негативным. Раз уговоры не действуют, значит, по мнению г-на Медведева, нужно нерадивым организациям уменьшать объемы бюджетных средств.
Кстати, буквально за несколько дней до заседания, 26 августа, Правительство России назначило “Ростелеком” единственным исполнителем ряда мероприятий в рамках реализации федеральной целевой программы “Электронная Россия” в части проектирования и создания инфраструктуры электронного правительства. В частности, речь идет о распределенной инфраструктуре Общероссийского государственного информационного центра (ОГИЦ) на базе единого оператора и сети удостоверяющих центров, построении инфраструктуры общественного доступа к информации о деятельности госорганов и их услугам, предоставляемым с помощью Интернета, а также о развитии Государственной информационной системы мониторинга результативности деятельности федеральных и региональных органов управления (ГАС “Управление”).
Данное правительственное решение уже вызвало неоднозначную реакцию общественности. В блогосфере можно отыскать мнение, что ситуация сводится к попытке Минкомсвязи уйти от ответственности, поскольку министр Игорь Щеголев в “Электронную Россию” не верит и никогда не горел желанием ею заниматься. Впрочем, это явно тема для отдельного материала.
Еще один приоритет — развитие культурно-познавательных и образовательных сервисов на базе интернет-ресурсов нового поколения. При этом особое внимание президент призвал уделить системе дистанционного общего и профессионального обучения, которая поможет получить образование людям с ограниченными возможностями и с невысоким уровнем доходов.
Ну и “на закуску” президент затронул тему дефицита кадров. По его мнению, уже сегодня нужно понимать, сколько специалистов потребуется отрасли в ближайшее время, и организовать их подготовку в специализированных учебных центрах, например, на базе технопарков (с созданием которых, правда, тоже связана масса проблем).
В этой связи Дмитрий Медведев вспомнил о непростой ситуации на ИТ-рынке, вынудившей производителей софта написать ему коллективное письмо. По словам президента, в послании отражена реакция “айтишников” на государственные меры по поддержке отрасли, а именно на происходящее замещение ряда налогов, которое, по мнению представителей компаний, вызовет увеличение их затрат на 60—70%. В результате разобраться в данной ситуации в устной форме было поручено правительству и профильным ведомствам.
Итак, что мы имеем в итоге? Ничего принципиально нового из уст главы государства не прозвучало. В то, что на исполнителей программы “Электронное правительство” подействует угроза репрессивных мер, верится с трудом.
И все же повод для оптимизма найти можно. Развитие ИТ-отрасли присутствует в числе приоритетов новой комиссии при президенте, и эта комиссия собирается уже третий раз за три неполных месяца.
Ранее надежды части ИТ-сообщества были связаны с созданным в ноябре 2008 г. Советом по развитию информационного общества в России. Однако, судя по официальной информации, после первого заседания в феврале текущего года этот совещательный надведомственный орган, несмотря на ежеквартальный регламент, так ни разу больше и не собрался.
Возможно, комиссия по модернизации и технологическому развитию окажется более эффективной.