Недостатка рассуждений о том, какова роль Интернета в современном мире, сегодня нет: средства массовой информации, кажется, давно осветили все возможные аспекты этого вопроса. Тем интереснее та профессиональная дискуссия, которая проходила в начале сентября на конференции, проведенной под эгидой Ассоциации документальной электросвязи (АДЭ). Её тема — “Состояние и перспективы развития IP-коммуникаций и IP-сервисов в России: от технологий к потребителям”. АДЭ в очередной раз продемонстрировала замечательную способность собрать на одной площадке руководителей интернациональных организаций и корпораций, таких как Международный союз электросвязи, Internet Corporation for Assigned Names and Numbers, Internet Society (ISOC), представителей Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, глав крупнейших российских телекоммуникационных предприятий и экспертов из множества региональных операторских и ИТ-компаний.
В результате такого подхода Интернет на конференции рассматривался не в каком-либо узком аспекте, а весьма широко, практически во всех трех основных ипостасях: как сеть передачи данных (“Cеть сетей”), как всемирная база данных и как бизнес-среда. Примечательно, что многие представители международных организаций не только выступали с анализом технических аспектов развития Интернета, но и проявили самое серьезное внимание к интересам пользователей. В этом смысле в выступлении представителя ISOC Джона Шнизлена наряду с мотивами перехода от IPv4 к IPv6 и внедрения других современных технологий прозвучали твердые призывы при всех модернизациях и в дальнейшем сохранить во Всемирной паутине ориентацию на пользователя.
Сегодня, считает он, перед Интернетом стоит ряд сложных проблем, которые могут изменить его распределенную, сквозную и открытую природу, принимаемую пользователями как само собой разумеющееся. Некоторые проблемы связаны с архитектурой и службами Интернета — к ним среди прочего относятся проходящие в США дебаты о сетевом нейтралитете, инициативы в отношении Next Generation Networks (NGN) и дискуссии в Европе и на других континентах по вопросам регулирования доступа и конкуренции.
Во многом эти проблемы появились из-за большого успеха Сети. Интернет уже проявил себя как необыкновенно гибкий и адаптирующийся феномен, однако давление со стороны коммерческих, экономических и государственных структур может изменить некоторые принципиальные его элементы. ISOC обеспокоило то, что в этих проектах недостаточно внимания уделяется столь важному императиву, как необходимость сохранить фундаментальные, ориентированные на пользователя принципы, на которых построен Интернет.
Впрочем, модель пользовательского приоритета, похоже, становится доминирующей и во всем телекоммуникационном сообществе. “Сегодня мы видим переход к миру, где главной персоной является не производитель, а клиент, — считает Александр Голышко, начальник аналитического отдела компании “Интеллект Телеком”. — Кризис в отрасли является следствием неготовности большинства компаний перестраиваться на новые реалии «потребительской мегавласти»”.
Интернет создает новое единое всемирное пространство для информационного обмена, сотрудничества и торговли. Такова современная реальность, говорит Александр Голышко, у которой есть две особенности, отличающие её от традиционных телетехнологий: во-первых, с ее помощью отыскивается нужная информация; во-вторых, она позволяет объединять людей по интересам (в том числе по бизнес-интересам). И эта реальность имеет и серьезные последствия, ибо в угоду ей происходит реконструкция отрасли связи: массово строятся сети NGN, улучшается качество IP-коммуникаций, стремительно развивается широкополосный доступ (ШПД) и ширится набор инфокоммуникационных сервисов.
“Помимо несомненных благ всё вышесказанное вносит дополнительную тревогу в телефонное операторское сообщество, поскольку операторы своими руками строят “широкополосную” дорогу для доставки абонентам любых сервисов, в чём сами операторы за исключением трафика, голоса и доступа несильны, — продолжает г-н Голышко. — А превращение в этакую “битовую трубу”, похоже, не имеет сходящихся бизнес-кейсов ни в фиксированной, ни в мобильной связи. Таким образом, модель “экономики трафика” становится несостоятельной перед “экономикой сервиса”, доминирующей в Web-пространстве и генерирующей, по разным оценкам, в 5—8 раз бóльшие доходы, чем доходы непосредственно от ШПД”.
Мы живем в переходную эпоху — эпоху смены парадигм в отрасли связи: “телекоммуникационной” на “инфокоммуникационную”, коммутации каналов на коммутацию пакетов, TDM на IP. Новая эпоха требует и соответствующей законодательной поддержки, поскольку существующее телекоммуникационное регулирование по всему миру неадекватно даже сегодняшнему дню, не говоря уже о дне завтрашнем. Осенью 2008 г. по инициативе Минкомсвязи в АДЭ были созданы две рабочие группы, одна из которых должна была заняться корректировкой действующего телекоммуникационного регулирования, а другая — разработкой концепции нового регулирования, инфокоммуникационного.
По словам одного из ведущих участников разработки современной концепции регулирования Игоря Масленникова, вице-президента VoIP-компании “МФИ Софт”, общий недостаток существующих в мире подходов к регулированию состоит в том, что они ”...игнорируют реальность, в которой работают Интернет и IP-сервисы, процессы сращивания ИТ и коммуникаций развиваются “сами по себе”, вовлекая в орбиту своего развития всё новые и новые “традиционные” области, зачастую радикально их ломая. Примеры — ценообразование на рынке дальней телефонной связи, Skype, цифровые медиа (музыка, видео), телекомьютинг и формы организации групповой работы, не зависящие от географического присутствия. Эти подходы не дают описания новой действительности, в которой связь, вещание, ИТ, массовые коммуникации, цифровые медиа, Интернет представляют собой нечто связное и в каком-то смысле единое”.
Цели регулирования на период смены парадигм — стимулирование IP-перестройки, обеспечение её управляемости посредством неразрушающего перехода из TDM к IP и удовлетворение интересов государства. При этом г-н Масленников назвал как особенно важные следующие принципы: главенство правого регулирования (общественных отношений), создание условий для развития конкуренции, гарантия присоединения и пропуска трафика, упрощение и унификация лицензионно-разрешительных процедур, справедливость процедур распределения ограниченных ресурсов, технологическая нейтральность.
Переход от канальной парадигмы к пакетной потребует немалого времени (несколько десятилетий) и невозможен как разовая акция. Поэтому он должен быть разбит на этапы. Причем в ближней перспективе стоит задача создания инфокоммуникационного кодекса.
“Операторы связи обладают ограниченным организационным потенциалом и фактически исчерпали собственные возможности по решению проблемных вопросов, возникающих на стыке законодательства о связи и других отраслей права, — отмечает Руслан Ибрагимов, вице-президент по корпоративным и правовым вопросам “Мобильных ТелеСистем”. — Для системного реформирования законодательства в области связи полагаем возможным консолидировать позицию отрасли в деле подготовки инфокоммуникационного кодекса и введения института саморегулирования по ряду направлений. Предлагаем внести консолидированную позицию на обсуждение Правительственной комиссии по федеральной связи и информационным технологиям”.
По его мнению, помимо административно-правого регулирования необходимо вводить принципы саморегулирования по таким вопросам, как правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, регистрация сети электросвязи, правила оказания услуг связи, перечень средств связи для обязательной сертификации и т. д. И вместе с подготовкой проекта инфокоммуникационного кодекса с учетом развития новых технологий и актуальных потребностей отрасли нужно продолжать работу по совершенствованию существующего закона “О связи”.