В 2024 году рынок корпоративных коммуникаций продолжил …
Одна из причин, почему трудно построить экономику, основанную на знаниях
Анатолий Шалыто | 29.09.2009
Президент РФ Д. А. Медведев провел 12.02.2009 г. заседание Совета по развитию информационного общества. В его ходе было отмечено, что “все международные рейтинги, отражающие уровень развития информационного общества стран, наглядно показывают, что за последние годы Россия не только не развивается, а местами даже сдает позиции” (Российская газета. 13.02.2009).
В этой ситуации Президент РФ сказал, что “несмотря на кризисные сложности, мы за два года должны создать предпосылки для интеграции в мировую информационно-коммуникационную отрасль”.
Для достижения данной цели необходимо решить много проблем. Ниже мы опишем только одну из них, на первый взгляд неожиданную.
Эту проблему можно сформулировать следующим образом: в стране существует много сильных физико-математических классов и школ, но почти нет классов и школ такого же уровня по информатике и программированию. Более того, известно много случаев, когда в физико-математических школах “заводится” сильный учитель информатики, отношение к которому руководства школы резко ухудшается, если воспитанные им дети начинают добиваться успехов в области информационных технологий. Это связано с тем, что такой учитель отвлекает детей от того, для чего созданы эти школы, — от физики и математики, и чем выше достижения учеников по информатике, тем больше они отвлекаются от главного в этих школах.
При обучении и работе в области математики и физики не многие вспоминают о своей социальной ответственности. В этой связи разительным контрастом представляется позиция великого советского математика Льва Семеновича Понтрягина, который в сравнительно молодом возрасте добился выдающихся результатов в области топологии и стал членом-корреспондентом АН СССР. Со временем у него “… всплыл на поверхность важнейший для занятий математикой вопрос — о выборе тематики. Вопрос о том, чем следует заниматься. Математика возникла как наука чисто прикладная, и в настоящее время ее основной целью является изучение окружающей нас материальной действительности на пользу человечества. С другой стороны, в развитии математики есть своя логика, которая часто уводит в сторону от прикладного пути. Создаются целые теории, не имеющие отношения к приложениям, но чрезвычайно красивые в своем роде. Эти математические красоты доступны только математикам и поэтому не могут быть оправданием для создания таких теорий” (Жизнеописание Льва Семеновича Понтрягина, математика, составленное им самим. М.: КомКнига, 2006).
При этом Л. С. Понтрягин понял, что “хочет заниматься вопросами, которые важны для общечеловеческих целей”, и он и его ученики стали работать в области теории управления и получили выдающиеся научные результаты, такие, как, например, “принцип максимума”. Особенность этих результатов состояла в том, что они сразу же применялись на практике. За эти достижения Л. С. Понтрягин был избран академиком АН СССР, а его работы имели наивысший уровень цитируемости в мире!
Отметим, что в настоящее время термин “социальная ответственность” не очень-то на слуху, что сказывается, в частности, и на образовании.
Возвратимся к рассматриваемой нами проблеме. Итак, ребенок, в котором в школе окончательно разбужен инстинкт к изучению математики или физики, поступает в университет для продолжения образования.
О том, что происходит с ним после окончания университета, рассказал недавно молодой математик Алексей Кузнецов при вручении премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых: “Каждый год мехмат МГУ оканчивают 400 выпускников, из них человек 30 готовы заниматься чистой наукой. Но в лучшем случае двое могут найти приемлемую работу. А куда идти остальным? Преподавать в университет? Но там мизерная зарплата и 20 часов в неделю чтение лекций. Времени на науку не остается. Поэтому уезжают туда, где на математиков есть спрос” (Российская газета, 10.02.2009 г.).
Такое число математиков, возможно, и было необходимо в СССР для оборонной промышленности, но в России, по крайней мере, пока она не перешла на инновационный путь развития, такой острой потребности нет, а ей значительно больше нужны специалисты по информационным технологиям, особенно высококвалифицированные.
Указанная ситуация несколько напоминает то, что сейчас происходит с подготовкой специалистов по экономике и менеджменту, когда число выпускников университетов значительно превышает потребности страны.
Итак, математики и физики, похоже, не очень востребованы в стране, а потому те из них, кто остается на родине, часто идут работать программистами, не имея при этом базового образования ни в области информатики (computer science), ни в области программирования. Такая ситуация не совсем естественна для других видов человеческой деятельности, которые требуют многолетней профессиональной подготовки. Например, талантливый скрипач до школы, в школе, в консерватории и после ее окончания занимается скрипкой, а не меняет инструменты в зависимости от ситуации на рынке труда.
И хотя известно, что хорошая базовая подготовка позволяет многим математикам через некоторое время стать успешными программистами, но счастливы ли они при этом? Скорее нет, так как они всю молодость мечтали стать математиками, а ими так и не стали. “Сегодня с детского сада все пытаются готовить успешных людей, а надо, чтобы хоть кто-то готовил счастливых”, а я добавлю, что еще и свободных. Нам кажется, что счастья и свободы нельзя достичь, если в профессии имеются “ножницы” между мечтой и реальностью, это, в частности, приводит к проблеме полной или частичной “утечки мозгов”.
Представляется необходимым и в области информатики и программирования создать возможность непрерывного образования, по крайней мере начиная со школы, для того чтобы желания и возможности в профессии совпадали. Этого можно достичь при организации большого числа учреждений школьного образования (школ, гимназий, лицеев и интернатов) с уклоном на информатику и программирование. Однако это долгий и сложный процесс.
Более конструктивным является формирование классов по информатике и программированию в физико-математических школах, так как там есть вся инфраструктура для подготовки высококвалифицированных выпускников в области информатики и программирования, которыми нельзя стать без базового образования, основанного на глубоких знаниях математики и физики.
При этом глубокое изучение информатики и программирования не должно подменяться изучением конкретных программных продуктов, как часто происходит в настоящее время во многих школах, которые позиционируют себя как школы информационных технологий. С этой точки зрения, ничего не изменится, если в школах вместо Windows начнут применять Linux, о чем сейчас пекутся многие. Отметим, что в настоящее время школьники, посвящая все больше времени компьютерам, все реже хотят сдавать экзамен по информатике.
Возможен и промежуточный вариант организации обучения информационным технологиям в физико-математических школах (наиболее часто используемый сегодня), когда наряду с изучением информатики в рамках учебного процесса, факультативно и непрерывно работают кружки углубленного изучения информатики и программирования. Этот путь, к сожалению, не устраняет указанных выше психологических “ножниц”, а опыт показывает, что кружки по данному предмету обычно не столь “устойчивы”, как кружки по классическим предметам, имеющим значительно более продолжительную историю.
Для движения в указанном выше направлении предлагается в школьном образовании изменить содержание информационно-технологического профиля и ввести новый профиль по информатике и программированию. Первый из них должен быть ориентирован на пользователей компьютеров и де-факто соответствовать тому, что имеет место в большинстве школ в настоящее время и к чему стремятся многие школьники, а наличие второго профиля позволит проводить подготовку профессионально-ориентированных молодых людей. Отметим, что об уровне информационных технологий в стране говорит, например, тот факт, что единый государственный экзамен по информатике в настоящее время сдается “на бумаге”.
Из изложенного следует, что, нисколько не принижая роли математики и физики в физико-математических школах, речь должна идти о перераспределении в них школьников и/или часов между указанными предметами и информатикой и программированием в соответствии с потребностями страны. В дальнейшем это, видимо, должно распространиться на университеты.
При обеспечении требуемых обществу пропорций между обучающимися и указанными предметами в школе увеличится число и повысится качество подготовки выпускников университетов в области информатики и программирования, что позволит уменьшить дефицит высококвалифицированных специалистов по разработке программного обеспечения в стране. Тогда появится надежда, что в России, наконец, будут получать выдающиеся научные результаты не только по математике и физике, но и по информатике, а у Президента РФ не будет проблем с распределением грантов выдающимся научным школам, докторам и кандидатам наук в области информационных технологий, как это имеет место в настоящее время.
Хочется надеяться, что после этого в России начнут разрабатываться языки и технологии программирования, которые получат мировое признание, и наша страна займет достойное место в мировом сообществе, основанном на знаниях, используя в том числе и свои научные результаты и технологии постоянно, а не от случая к случаю, как сейчас!
Ссылка на статью: [URL=http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=120267]Одна из причин, почему трудно построить экономику, основанную на знаниях[/URL]
Проблема компьютерно-математических школ в стране имеет давние корни и удачные решения. С 2009г. во всех вузах и школах России введены вступительные и выпускные экзамены по информатике и ИКТ по модели российских олимпиад по информатике и программированию, где Россия более 10 лет удерживает мировое лидерство. В ЕГЭ-2010 от школьников, поступающие на компьютерные специальности требуется знание алгоритмизации, логики, баз данных и языков программирования Бейсик и Паскаль. За счет чего наши российские студенты и школьники ежегодно побеждают на всех международных олимпиадах по программированию. В 2009г. более 50 тысяч школьников успешно сдали экзамены по информатике и ИКТ. Такого количества программистов Россия никогда не готовила. При этом в основе подготовки лежат технологии доказательного программирования, заложенные у нас в стране в базовые школьные и вузовские учебники информатики вместе с Линукс и Открытым Отечественным ПО, которого нет даже в Америке.Все это можно найти в интернет по запросу в Яедексе "информатика ЕГЭ Медведев".
ВАКаймин, проф,док.наук 29.09.2009 19:53:54
Экономика, основанная на знаниях, пока не имеет твердого научного фундамента??? Ясно, что она должна опираться на базы знаний и экспертные системы и на информационные модели, подобно тому как физика опирается на математические модели, на адекватность этих моделей и достоверность информации в базах знаний и информационных моделей. Но до сих пор наши "теоретики" не могут прийти к пониманию - являются ли информатика и программирование - наукой?? спортом или искусством??? Загляните в ВИКИ-педию - там просто обхохочешься от спортивных очерков хакеров и чайников.
ВАК, проф.,док.комп.наук 29.09.2009 20:38:00
Мое внутреннее чувство справедливости подпрыгивает при словах "Экономика, основанная на знаниях". Как будто когда-либо в другие времена экономика не была основана на знаниях, так себе была, от балды. То, о чем сейчас талдычат на всех углах, повторяя всякие глупости, называется супериндустриальная экономика, которая характеризуется существенным процентом затрат на НИОКР в разработке новых продуктов (обычно более 15% и до 90%). Если убрать из всего этого понимание необходимости индустрии, то и получим нынешнюю кастрированную российскую экономику. Можно хоть каждый день повторять, что мы через два года интегрируемся в мировую информационную индустрию, но подражая уважаемому Д.А., можно сказать, что опять ни фига мы никуда не интегрируемся. Г-н Шалыто пытается решить очень небольшую задачу -- отрыть индивидуальные окопы, из которых бойцы-профессора, поражая наступающего противника меткой стрельбой, смогут оборонять хоть какие-то рубежи ИТ в России. Однако, по опыту 41-го года известно, что такая оборона непрочна, а нужно всей ротой рыть траншеи и строить единую систему обороны. (см. Военно-полевой устав Красной армии. Батальон-рота.)
Эдуард Пройдаков 29.09.2009 23:51:03
Окопы и траншеи уже прорыты - впереди создание серии супер-компьютерных центров на основе отечественных супер-компьютерных технологий на базе Линукс и Открытого Отечественного ПО. Это - базис для создания Электронного Государства вместо программы АСУ-низации страны, о которой так долго говорили коммунисты и большевики. КПСС и АСУнизацию мы похоронили, а теперь нужно развивать свое Отечественное ПО, используя отечественные технологии доказательного программирования по нашим базовым учебникам информатики и программирования, которые приносят победы нашим студентам и школьникам на чемпионатах мира и международных олимпиадах.
ВАК, проф.,док.комп.наук 30.09.2009 08:51:57
Цитата
ВАК, проф.,док.комп.наук пишет: ...АСУнизацию мы похоронили...
а теперь нужно развивать свое Отечественное ПО,
Кушать то чего будем? Передвигаться на чем, и по каким дорогам будем?
Гость 30.09.2009 09:38:35
Если вы траншеи и прорыли, то так хорошо замаскировали, что и вблизи не рассмотреть! Не надо рассказывать мифы про суперкомпьютерные центры, которые по существу нечем, не для кого и некому загрузить. Да и кластерная архитектура этих машин восторга абсолютно не вызывает, т. е. взамен подготовки настоящего наступления на ИТ-фронте, к сожалению, ставшая обычной очередная попытка продемонстрировать имитацию кипучей инновационной деятельности - выставить муляжи орудий, организовать вокруг них шаманские пляски и другую пиар-активность.
Эдуард Пройдаков 30.09.2009 15:13:23
Все школы России оснащены компьютерами, доступом к Интернет и Отечественным ПО - это фундамент новой экономики знаний, а экономить нужно на питании и на дорогах - учиться можно и нужно через Интернет - и дешево и сердито и проблема дураков разрешима на базе ЕГЭ.
ВАК,проф.,док.комп.наук 30.09.2009 15:15:10
Материалы по Супер-Компьютерам и Супер-Компьютерным Технологиям Электронного Правительства в РФ размещены в Электроннной Библиотеке Электронного Университета WDU - Всемирного Распределенного Университета. После уничтожения хакерами наших материалов в ВИКИ-педии материалы по Отечественным технологиям перемещены в указанную библиотеку WDU.
ВАК, проф.,док.комп.наук 30.09.2009 17:52:12
Мечтать, конечно, не вредно, но выдавать мечты за реальность -- это как бы уже другое. Я недавно в Ново-Иерусалиме (50 км. от Москвы) увидел на почтовом отделении вывеску "Киберпочта" и зашёл, потому как срочно нужно было отправить письмо по e-mail. На видном месте там стоят два компьютера, всё замечательно оформлено. Обрадованный спрашиваю, как бы в Интернет залезть? Нет, говорят, не подключены компьютеры. Как два года назад установили, так и стоят без дела. Единственная возможность -- поехать на центральный почтамт г. Истра. Там, действительно, всё работало и сидел толковый сетевой администратор. И это в ближнем Подмосковье. И вы хотите мне, работавшему когда-то учителем в сельской школе, доказать, что всё подключено и работает? :) У нас, к сожалению, нет независимой экспертизы, которая могла бы дать достоверные цифры по реальному положению дел со школьным Интернетом. Полагаю, что цифры там совсем не радужные. Что до Электронной России, то 1. совсем не понимаю, как с ней увязано программа по суперкомпьютерам? 2. весьма и весьма мягкую оценку результатов воплощения этой программы дал Президент. Или вы с ним не согласны? :)
Эдуард Пройдаков 30.09.2009 22:45:20
Спасибо, Эдуард, за "теплые" слова - не знаю как суперкомпьютеры нас в школах спасут, но что-то это напоминает ... Информационная грамотность у нас так и оставляет желать лучшего.
Виталий Веденев 01.10.2009 12:06:33
Мне так это ассоциативно напоминает последний год правления императора Нерона, когда он навстречу продвигавшимся к Риму легионам восставших наместников послал толпы играющих музыкантов и орду римских проституток.
Эдуард Пройдаков 01.10.2009 13:11:47
Экономику Знаний нельзя построить на дефектном импортном ПО с багами, ошибками и вирусами. Провал прежней программы Электронная Россия был неизбежен из-за ориентацию на дефектное импортное закрытое ПО. Вам это знать лучше всего??? Особенность Супер-компьютеров - все они работают только на базе Линукс - самой надежной и безопасной ОС для суперкомпьютеров и серверов, а сбои на персональных компьютерах критической роли не играют. ВАК,проф.,доктор компьютерных наук.
ВАК, проф.,док.комп.наук 05.10.2009 09:01:28
Во всех школах РФ уже два года имееются компьютеры, Интернет и Отечественное ПО на базе Виндуз и Линукс. В 2010г. вновь будут проходить экзамены ЕГЭ по информатике и ИКТ по прораммам ЕГЭ-2009 = ЕГЭ-2010 с теми же результатами - не менее 50 тысяч школьников сдадут экзамены ЕГЭ по иинформатике и ИКТ и будут зачислены в вузы РФ на компьютерные специальности. В 2010г. кончается срок лицензии МС на Виндуз для школ РФ и начнется переход на Линукс во всех школах РФ на надежное отечественное ПО. Сколько можно кормить иностраных жуликов???
ВАК, проф.,док.комп.наук 05.10.2009 09:09:22
Экономика, построенная на знаниях, - это новая экономика, которая выстраивается на базе знаний и информации в глобальной сети Интернет и Открытого ПО, публикуемого по правилам научных публикаций с открытыми текстами. Знания - это достоверная информация, а не ложи и художественный вымысел. ВАКАймин,профессор, доктор компьютерных наук WDU.
ВАК, проф.,док.комп.наук 10.10.2009 09:38:25
Цитата
Знания - это достоверная информация, а не ложь и художественный вымысел.
Замечательно! Вы, как говорит молодежь, попали. О какой достоверности в Интернете может идти речь? Любая размещенная в Сети информация может быть скомпрометирована, не говоря уже о том, что Интернет как СМИ стал также средством целенаправленного распространения дезинформации. Определять знания через информацию в высшей степени некорректно. Во-первых, само понятие информации плохо определено, а, во-вторых, знания и информация очевидно не одно и тоже. Ваше определение экономики, основанной на знаниях, вообще никуда не годиться, потому как в нём отсутствует собственно экономика, а присутствуют сплошные заклинания в стиле преподавателей кафедры марксизма-ленинизма. P.S. С интересом почитал обсуждение вашего учебника по информатике на сайте pedsovet.org/forum/.
Эдуард Пройдаков 11.10.2009 02:38:51
Информация - согласоно с Законами "Об информации и защите информации" = то сведения о людях, вещах, фактах, событиях и процессах. То же самое записано во всех базовых учебниках информатики для вузов и школ. Незнание Законов не освобождает от ответственности перед судом и обществом. Информация может быть достоверной и недостоверной. Недостоверная информация - ложь. См. базовые учебники информатики, рекомендованные ИО РФ для студентов и вузов. Там же вы найдете определение баз знаний, вошедших в бумажные и электронные энциклопедии. Рекомендуем познакомиться с ИТ-педией. ВАКаймин, проф.,док.комп.наук,маг.права WDU.
ВАК, проф.,док.комп.наук, магистр права WDU 11.10.2009 09:19:05
Базы Знаний - это совокупности фактов и правил вывода, позволяющих делать умозаключения из имеющихся фактов на основе правил логического вывода. Недостоверна информация в базах знаний на ЭВМ трактуется как ложь, а достоверная информация - трактуется как истина. См.базовые учебники информатики, используемые в вузах и школах для сдачи экзаменов по информатике на ЭВМ. ВАКамин,проф.,док.наук,автор базовых учебников информатики,рекомендованных МО РФ.
ВАК, проф.,док.комп.наук, магистр права WDU 11.10.2009 09:25:15
Интернет-экономика - это Электронная коммерция, Интернет-маркетинг,Компьютерный Бухучет, Финансовый Менеджмент и Стратегический Менеджмент. См.Интернет-учебники в Электронной Библиотеке Электронного Университета WDU. ВАКАймин,проф.,доктор компьютерных наук WDU.
ВАК, проф.,док.комп.наук, магистр права WDU 11.10.2009 09:31:06
Зачем же мне смотреть в непонятного качества учебники, а тем более брать определения из законодательных актов. :) И вам не советую, потому как определения там заведомо кособокие, так как цель их сугубо прагматическая -- обеспечение судебного процесса, а не установление научной истины. Вот если бы вы как я когда-то написали хоть одну экспертную ситему (ЭС), то и не говорили бы, извиняюсь, глупости, что информация либо достоверна, либо ложь. На самом деле ЭС работает не с информацией, а с данными, которые там называются фактами, и их взаимосвязями. Факты, как и их взаимосвязи, обладают тем замечательным свойством, что могут иметь разную вероятность достоверности (см. классическую ЭС MYCIN, в которой впервые это было учтено). Почитайте мою любимую книгу: Стюатр Рассел, Питер Норвиг. Искусственный интеллект. Современный подход. (ИД "Вильямс", 2006. -1408 с.)
Эдуард Пройдаков 13.10.2009 01:41:30
Качество книг и учебников определяется конкурсными комиссиями и Министерством образования. Книги и базовые учебники должны соответствовать госстандартам и требованиям ЕГЭ - тогда то базовые учебники. Знания и информация - это сведения, п не вероятности и вероятностные оценки. Здесь не нужно заблуждаться. Учителя книг и статей не ишут, квалификации научной не имеют,диссертаций не защищают. Мнение учителей весьма и весьма субъективно - это эксперты с неполными и весьма противоречивыми базами знаний. ВАКамин,автор базовых учебников информатики для вузов и школ.
ВАК, проф.,док.комп.наук 13.10.2009 19:26:52
90% школьников в Москве на пробных экзаменах ЕГЭ по информатике и ИКТ весной 2009г. получили двоуи, после чего 9% отказались готовит школьников к экзаменам ЕГЭ по информатике и ИКТ. Основная причина - сомнительные школьные учебники Макаровой, Семакина, Шифрина и Гейна, которые не соответствуют госстандартам и требованиям ЕГЭ по информатике и ИКТ - отсутствует логика, алгоритмизация и языки Бейсик и Паскаль. результат крупный провал в Москве с преподаванием информатики и ИКТ.
ВАК, проф.,док.комп.наук 13.10.2009 19:39:14
Ну, слава Богу, что Вы хоть с одним моим тезисом согласились. И сколько интересных подробностей! :) Только вот на стандарты ссылаться тоже не советую. Так называемые образовательные стандарты по предметам в нашей области, на мой взгляд, просто ужасны. Это называется "редакторская стойка" -- 18 лет в журналистике, два вуза и два университета, которые я в молодости закончил, к сожалению, не дают мне счастливой возможности пропускать сквозь себя шелуху слов не вникая в их суть.
Эдуард Пройдаков 14.10.2009 00:47:00
Базовые стандарты по информатике в свое время были написаны академиком Ершовым и до сих пор работают - алгоритизация положена в основу ЕГЭ по информатике и ИКТ вместе с языками Бейсик и Паскаль. Провалы в Москве на экзаменах ЕГЭ по информатике и ИКТ связаны с учебникми Кушниренко и Семенова, где изучались и до сих пор изучается алгоритмизация без ЭВМ?? А с другой стороны в действующих школьных учебниках изучается только МС Офис без алгоритмизации супротив требований ЕГЭ по информатике и ИКТ - Вот и результат -90% двоек по девствующим школьным учебникам, которые не соответствуют ни госстандартам, ни требованиям ЕГЭ. ВАК,проф..док.комп.наук. автор базовых учебников информатики для вузов и школ.
ВАК, проф.,док.комп.наук 17.10.2009 16:48:44
Как говорят врачи, здоровых людей в нашей стране нет, есть недообследованные. Так и с обучением программированию -- есть просто недоученные и искалеченные школой. Боюсь, что ваш ЕГЭ по информатике не та таблетка, которую нужно принимать детям. Я, кстати, так и не получил от вас примеров заданий по ЕГЭ для предметного разговора.
Эдуард Пройдаков 18.10.2009 03:08:34
Уважаемый Эдуард! А как вам передать материалы ЕГЭ??? Материалы наших базовых учебников информатики опубликованы в Интернет, их можно посмотреть и почитать вместе с документацией базовых пакетов программ по информатике. Пож. зайдите на наши базовые сайты Интернет-поддержки. А чужие материалы ЕГЭ принадлежат сотрудниками ПиПи - федрального интута педизмерений??? Кстати в этих материалах ПиПи много алгоритмических ошибок, что обнародовано на ПедСовете в Интернете??? ВАКаймин,проф..дока.наук,автор базовых учебников информатики для вузов и школ.
ВАК, проф.,док.комп.наук, магистр права WDU 18.10.2009 15:43:53
Ну да Бог с ним, с ЕГЭ! Сам метод вызывает у меня очень большие сомнения. Я писал когда-то на Прологе тестирование студентов мединститута и понял, что тестирующая система (если только предмет полностью не формализован, как например, правила дорожного движения) должна обладать более высоким интеллектом в предметной области, чем тестируемые. Иначе либо они её обойдут (сам в школе такие вещи делал :), либо всегда будут проблемы с качеством тестирования, что мы в реальности и видим. Кроме того, тестирование должно быть адаптивным, учитывать психическое состояние тестируемого и некоторые его особенности, типа нестандартности мышления, т. е. ему должен предшествовать как минимум специальный психотест. Это то, что опытный педагог делает совершенно подсознательно. Другой вопрос -- последствия внедрения подобной системы для страны. Её внедрение -- просто доламывание советской системы образования. По научному -- деинтеллектуализация населения.
Эдуард Пройдаков 19.10.2009 00:54:21
Увжаемый Эдуард! Полностью солидарен и согласен с Вами! Я сам зщищал диссертацию по адаптивным тренажерам, знаю, пониаю и согласен с вами. Тестирование знаний - это очень тонкая тема, построенная на формализации знаний. В математике, информатики, географии и истории такую формализацию можно сделать. И мы видим, что определенные успехи в тестировании и внедрении ГЭ в математике, физике, истории, информатике и обществознании. Апарат формализации в этих дисциплинах работает и дает некие результаты. В частности в ЕГЭ по математике и ЕГЭ по информатике, где нет гуманитарных составляющих. ВАКаймин,профессор, доктор комп.наук
ВАК, проф.,док.комп.наук 19.10.2009 18:10:03
Как любитель истории Древнего Рима уверяю вас, что формализовать тест по истории невозможно. Даже если взять только даты событий, то они у разных авторов сильно разнятся, не говоря уже об исторических оценках самих событий. Поскольку в России нет единых школьных учебников (что верно и для курса школьной информатики), то о какой правильности ответов по истории можно говорить?! Проверка знания исторических фактов не самое важное в курсе истории, а вот проверить наличие исторического мышления у экзаменуемого ни одна программа пока не может. Ну и кого после этого будут готовить в школе? -- Отгатывателей кроссвордов.
Эдуард Пройдаков 20.10.2009 01:05:47
Интересно читать Эдуарда Николаевича.Остальные, кажется, провокаторы от знаний. Советсскую систему не стоит заливать грязью. От этого ничего не решается. Экономику необходимо начинать со структуры первичной экономической информации между объектами экономического действия. Структура должна быть инвариантной по отношению ко всей хотя бы нашей национальной экономики. Естественно, необходимо формировать такую структуру автоматически, с помощью компьютерных машин и автоматически передавать в федеральный центр. Для чего, да для того, чтобы понять, что происходит в экономике и определить путь выхода из отстоя. Естественно, такая взаимозависимая экономическая информация поддается восстановлению, что крайне необходимо в заворовавшейся нашей стране. Живем как за день до потопа. Как будто денег никто не видел никогда. Для реализации данной программы и требуются быстродействующие коммуникации, суперкомпьютеры и программное обеспечение и, конечно, кадры. Естественно, разработка математических моделей развития экономики и обратной связи с реальной экономикой.
mel@kgf.ru 20.10.2009 05:53:06
Непрада ваша???? В РФ есть базовые учебники - учебники, отвечающие гос.стандартам и требования ЕГЭ. Требования ЕГЭ становятся в России стандартами д-факто. Стандарты де-юре есть только для вузовских дисциплин. Требования ЕГЭ по информатике и ИКТ требуют знания основ алгоритмизации, логики, баз данных и технологии программирования. Учебники информатики, содержащие требуемое ЕГЭ, являются базовыми, а все остальные - учебными пособиями, а не учебниками. ВАКаймин, проф.,док.комп.наук,автор базовых учебников информатики для вузов и школ.
ВАК, проф.,док.комп.наук 20.10.2009 15:14:01
История - которая ни слова, ни полслова не соврет??? В бытность свою молодым кандидатом наук, меня направили в Дип.Академию МИД СССР на разработки диалоговых информационных систем для анализ международных событий и проблем. С 1978 по 1980гг. Система ДИС ДА МИД СССР была успешно разработана на ЕС ЭВМ и внедрена в МИД СССР для опытной эксплуатации по международным проблемам и пробыла в опытной эксплуатации более 8 лет. Как математик-программист могу сказать, что принципы русскоязычного языка Пролог были придуманы и реализованы в те еще длекие 70-е годы. Работа была засекречена, а возглавлял ее молодой Гришин А.В. Язык Пролог в разреза языка исчисления высказываний с равенствами был реализован позднее в лаборатории информатики МИЭМ как реляционные базы данных и русскоязычная система логического программирования Пролог, описанные в наших базовых учебниках информатики для вузов и школ. ВАКаймин,проф.,док.комп.наук, автор т разработчик базовых пакетов программ для школьных ЭВМ. Откуда вы можете знать о засекреченных материалах засекреченных лабораторий МИД СССР??
ВАК, проф.,док.комп.наук 20.10.2009 15:26:18
Виталий Адольфович, что же вы систему свою МИДовскую в пром. эксплуатацию-то не сдали, а всё в опытной держали? :) Для того, чтобы понимать, о чём речь привожу ниже статью из нашего с Теплицким "Англо-русского толкового словаря по ВТ, программированию и Интернету": Prolog – Пролог # декларативный язык программирования для задач искусственного интеллекта, обработки естественных языков и др. Его разработали в 1971 – 1972 гг. Алэн Колмероэ (Alain Colmerauer) и Филипп Рассель (Philippe Roussel) в университете в Лумини (г. Марсель). В дальнейшем Пролог развивали различные коллективы, среди которых следует выделить группу Эдинбургского университета. Название происходит от “программирование в терминах логики” (Programmation en Logique). Первая реализация – Prolog 10 (Дэвид Уоррен и др.) на PDP-10. Отсюда термин – эдинбургский синтаксис, или синтаксис DEC10. В настоящее время имеется обширное семейство языков логического программирования, построенных на базе языка Пролог, например, Prolog-2, Prolog++, Prolog-Linda, Prolog-III, Turbo Prolog, PDS Prolog, Visual Prolog и др. (см. также AI, declarative language, deductive reasoning, expert system, logical programming). Претендовать на первенство в создании языка ни вы, ни МИД, полагаю, не будете. Мой знакомый общался в то время с Алэном Колмероэ во Франции и секрета из этой академической работы там никто не делал. Написать простейший интерпретатор Пролога -- задача достаточно простая. Что до закрытости, то все мы когда-то на ящиках работали. Я об этом не жалею -- там были свои плюсы. :)
Эдуард Пройдаков 31.10.2009 01:35:40
Информатика без компьютеров - это прошлый век - как заявили президент РФ Медведев: Информатика без компьютеров - ка физкультура без спортзала - ни читать, ни писать - только по полу скакать??? Экзамены по информатике и ИКТ в России с 2010г. будут сдаваться только на ЭВМ и в Интернет?? От технологий прошлого тысячелетия пора избавляться совсем и от плохих учебников и технологий разработки программ без ЭВМ??? В.А.Каймин,профессор, доктор компьютерных наук WDU - Всемирный распределенный Университет (Москва-Астана).
ВАКаймин, проф.,док.комп.наук 23.12.2009 19:41:18
Перепутать компьюнику с информатикой -- это нужно очень сильно перезаниматься с учениками. :)
Турок 24.12.2009 16:32:12
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий.