Развитие мирового рынка ПО для создания горизонтальных порталов характеризуется продолжающимся уже несколько лет процессом консолидации, на сегодняшний день тут сформировалась явная группа лидеров из числа мировых ИТ-гигантов — IBM, Microsoft, Oracle и SAP, на долю продуктов которых приходится около 60% реализуемых проектов (в стоимостном выражении). Но в то же время растет интерес и доверие заказчиков к использованию открытого ПО — в 2011 г. оно будет применяться в 15% новых внедрений порталов в компаниях Global 2000. Об этом говорится в опубликованном недавно отчете Garnter “Magic Quadrant for Horizontal Portals”.В качестве одной из ключевых тенденций в нем отмечается также, что в технологическом плане в продуктах этой категории наблюдается расширение использования архитектуры WOA (Web Oriented Аrchitecture), функциональности социальных сетей и смешанных (mashup) приложений.

Gartner определяет портал как программную Web-инфраструктуру, которая обеспечивает интеграцию релевантных информационных активов (например, источники информации, документы, базы знаний, приложения и бизнес-процессы) и доступ к ним людей через единый программно-пользовательский интерфейс с использованием механизмов управления правами доступа и предоставлением широких возможностей персональной настройки. Корпоративные порталы могут служить для решения различного класса задач, в том числе в рамках взаимодействия бизнеса с сотрудниками (B2E, business-to-employee), с заказчиками (B2C, business-to-customer) и с партнерами (B2B, business-to-business). Кроме того, нужно отдельно выделить в качестве отдельного класса широкий спектр порталов государственных структур. При этом Gartner по широте функциональности выделяет вертикальные и горизонтальные порталы. Первые ориентируются на работу с вполне определенными специализированными приложениями или деловыми операциями, а вторые решают широкий круг задач на основе интеграции множества приложений и источников информации.

В течение нынешнего десятилетия рынок горизонтальных порталов, по мнению экспертов Gartner, уже пережил две основные волны консолидации — в 2001—2003 и в 2005—2007 гг. Но уже сейчас, судя по всему, можно говорить о новой активизации сплочения рынка: наиболее значимыми событиями последнего времени стали приобретения Oracle (компании BEA Systems в начале 2008-го и Sun Microsystems в этом году) и Open Text (компания Vignette прошедшим летом). Любопытно, что Open Text купила в 2006-м Hummingbird, у которой были хорошие наработки в области портальных технологий, но явно не решилась широко продвигать их на рынок. Теперь она имеет неплохие шансы все же занять лидирующие позиции на базе средств Vignette.

Хотя на рынке твердые лидирующие позиции занимают ведущие поставщики коммерческого инфраструктурного ПО, но все же здесь явно заметна тенденция к увеличению спроса со стороны корпоративных клиентов к решениям Open Source, речь идет в первую очередь о продуктах Liferay и Red Hat JBoss.

Продвижению открытого ПО на корпоративных рынок способствует унификация используемых стандартов для портальных портлетов. В этом плане Gartner отметил позитивную роль соглашения между Sun и Liferay и завершения работы по формированию спецификаций Web Services for Remote Portlets (WSRP v.2) и Java Specification Request (JSR) 286.

Повышению интереса к портальным технологиям Open Source в значительной степени способствовал начавшийся в 2008 г. общий экономический кризис, заставивший предприятия искать более дешевые варианты решения своих деловых задач в условиях сокращения ИТ-бюджетов. Но финансовые проблемы организаций одновременно и мешают использованию предложений от новых игроков: так или иначе, но внедрение продуктов требует серьезных затрат, поэтому большинство компаний вынуждено пользоваться решениями, в которые уже ранее были сделаны инвестиции.

Большое влияние на развитие портальных технологий продолжают оказывать идеи Web 2.0 и социальных сетей, но все же несмотря на включение таких технологий в продукты ведущих поставщиков, заказчики довольно осторожно начинают внедрять их на практике. Если же говорить об архитектурных изменениях, то, скорее, нужно отметить смещение разработчиков от ориентации на формирование единых программных комплексов (“контейнеров” по терминологии Gartner) ) к использованию mashup-решений на базе WOA, которые представляют собой вариант SOA, реализованный исключительно на базе Web-сервисов. По оценкам экспертов Gartner, к 2014 г. классические варианты типа “контейнеры”, будет применяться не более чем в 60% новых портальных проектов. Необходимо также отметить более широкое распространение в порталах средств управления бизнес-процессами (BPM).

Уже давно наблюдаемым трендом рынка является также неуклонное расширение сферы применения Microsoft Office SharePoint Server (MOSS), который довольно быстро наращивает свою функциональность и масштабируемость. Принципиально важно то, что активность Microsoft ведет не только к увеличению доли MOSS в этой области, но и способствует расширению рынка портальных решений в целом.

Еще одна важная тенденция — начало использования модели облачных вычислений, точнее SaaS, в данном случае в варианте “портал как сервис”. О своих намерениях двигаться в этом направлении заявили уже многие поставщики, но опять катализатором данного процесса сейчас выступает Microsoft, которая начала продвижение своего онлайнового корпоративного сервиса SharePoint Online.

Текущая расстановка сил на рынке горизонтальных порталов показана в виде традиционного для Gartner магического квадранта (см. рисунок). Там представлены 12 наиболее значимых поставщиков (поскольку сделка Oracle c Sun Microsystems еще официально не завершена, последняя присутствует тут в качестве отдельного участника). Но при этом в отчете говорится о 13-м игроке, который может скоро выйти на поле —о компании Google. Пока она ограничивает свое присутствие в этой сфере поддержкой преимущественно индивидуальных пользователей. Но учитывая хорошо известные амбиции поискового гиганта и растущий интерес предприятий к использованию модели SaaS, вполне очевидно, что Google уже в ближайшем будущем может более решительно двинуться в сторону корпоративных заказчиков.

Ведущие поставщики портальных решений

IBM

В арсенале Голубого гиганта есть несколько решений, имеющих отношение к созданию порталов, но главным средством, конечно, является WebSphere Porlal, представленный текущей версией 6.1. Отметим, что компания относит его к направлению Lotus, но при этом сохранила торговую марку WebSphere в названии. Продукт нацелен на использование в крупных и средних организациях, и, по оценкам Gartner, именно он является сегодня лидером рынка.

Продвижению WebSphere Portal способствует развитие набора совместимых акселераторов, обеспечивающих интеграцию с различными внешними программными и информационными компонентами. Продукт поддерживает создание mashup-решений (посредством IBM Mashup Center), а также широкий спектр ПО Loutus, в частности Lotus Web Content Management и Lotus Connections (для социальных сетей). Недавно, IBM объявила о развертывании WebSphere Portal Server в облачной среде Amazon Elastic Compute Cloud (Amazon EC2) Platform.

Сильной стороной продукта является обеспечение всех ключевых требований, предъявляемых к корпоративным порталам (производительность, масштабируемость, безопасность, поддержка широкого спектра концепций и технологий, наличие средств интеграции и большой партнерской сети), что позволяет применять его в самых разных сценариях. IBM пытается сейчас активно продвигать данное решение на рынок малых и средних предприятий (SMB) в рамках новой программы Portal NOW, которая предлагает заказчиком большое число предварительных настроек, сокращающих время развертывания системы.

Но при этом Gartner отмечает, что, несмотря на некоторое сокращение времени инсталляции продукта, управление им в достаточно серьезных проектах является весьма сложным и трудоемким. К тому же Portal работает на платформе WebSphere, которая сама по себе требует серьезных затрат на внедрение и поддержку. Кроме того, многие заказчики и эксперты отмечают некоторое противоречие между политикой лицензирования продукта и ценообразованием аппаратных средств IBM (Processor Value Unit)

Microsoft

С выпуском два с половиной года назад версии 2007 MOSS уверенно вышел на лидирующие позиции в сфере горизонтальных порталов, предлагая хороший набор средств управления порталом, контентом и коллективной работы (при этом именно в 2007-м из названия продукта исчезло слово Portal, что отражает нацеленность решения на более широкий спектр применения). В следующем году ожидается выход версии 2010, в которой появится ряд новых функций, в том числе из категории бизнес-аналитики. С MOSS 2010 многие пользователи могут ознакомиться уже сейчас на примере предварительного технического варианта, выпущенного в июле.

До недавнего времени считалось, что основное назначение MOSS — создание систем класса B2E с поддержкой до 15 тыс. сотрудников предприятия. Но сейчас уже есть примеры более крупных проектов, в том числе обеспечивающих работу внешних пользователей. Традиционно сильная сторона Microsoft — наличие огромной партнерской экосистемы, предлагающей в том числе собственные решения на базе MOSS. Но, по мнению Garnter, при этом продвижению MOSS в значительной степени препятствует лицензионная политика Microsoft (схема корпоративного лицензирования требует приобретение лицензий для всех сотрудников).

Плюсом MOSS являются более низкие, по сравнению с главными конкурентами, стоимость и время внедрения. Ускорению развертывания решения способствует расширение спектра типовых сценариев и шаблонов (MySites, TeamSites, Content Publishing Sites). Эксперты отмечают также хорошие возможности интеграции продукта с коммуникационным средством Office Communication Server. В MOSS есть необходимая функциональность для начала использования организациями идей социальных сетей.

Успешное продвижение MOSS на рынок во многом основано на наличии большого количества расширений продукта от независимых разработчиков, которые используют для создания своего ПО технологию WebPart. Сейчас Microsoft активно начинает продвигать MOSS в формате модели SaaS, предлагая два варианта сервиса SharePoint Online: Standard ориентирован на подразделения предприятий, Dedicated — на крупные распределенные организации.

Но все же, по мнению Gartner, по целому ряду характеристик MOSS 2007 пока не дотягивает до уровня современных корпоративных требований в критически важных для бизнеса системах. Это касается и поддержки тех же социальных сетей, и создания mashup-решений, и обеспечения безопасности информации, и многого другого. Для решения подобных задач заказчики должны использовать продукты третьих фирм. Наблюдатели отмечают также недостаточные возможности MOSS по интеграции с внешними ресурсами, в том числе отсутствие поддержки Business Data Catalog (она должна появиться в MOSS 2010 в виде средств Basic Connectivity Services)

Для реализации крупных проектов Microsoft должна также улучшить свою техническую поддержку, что, впрочем, корпорация также намерена сделать с помощью своего нового механизма Customer Advisory Team.

Oracle

По мнению Gartner, широкий выход Oracle на рынок горизонтальных порталов состоялся благодаря приобретению BEA Systems в начале 2008 г.. В результате этой покупки в арсенале Oracle сформировалась представительная линейка продуктов — Oracle WebLogic Portal (бывший BEA WebLogic Portal), Oracle WebCenter Framework, Oracle WebCenter Interaction (BEA AquaLogic User Interaction) и Oracle Portal. При этом пользователям они доступны в двух вариантах Oracle WebCenter Suite и Oracle WebCenter Services (Oracle WebLogic Portal и Oracle Portal можно приобретать как отдельные продукты). Отметим, что версия Oracle WebCenter Suite 11g R1 включает дополнительно ряд средств из других бывших продуктов BEA (приложения Ensemble, Pathways и Analytics), а функционал BEA .NET Accelerator встроен в оба набора Oracle WebCenter

Хотя Oracle официально заявляет о долгосрочных обязательствах по поддержке всех своих портальных решений, многие заказчики и наблюдатели считают, что главным направление развития данного пакета предложений является технология Oracle WebCenter Framework как ключевого элемента семейств Oracle Fusion Middleware и Oracle Fusion Application. Oracle в случае удачного завершения приобретения Sun получит в свое распоряжение еще один мощный портальный набор, реализованный на базе технологий Liferay (Sun GlassFish Web Space Server).

По оценкам Gartner, портальные и другие Web-приложения вполне соответствуют требованиям к корпоративным решениям. При этом отмечается, что новые возможности Oracle WebCenter Spaces базируются на архитектуре “одного сайта”, это обеспечивает поддержку разных вариантов использования продукта, в том числе в режиме коллективной работы (Group Spaces) и персонального портала (Personal Spaces). Новые функции Oracle WebCenter Composer и Oracle Business Dictionary позволяют создавать смешанные mashup-решения. Среда Oracle WebCenter Framework 11g R1 предлагает возможности доступа к различным информационным каналам, включая Ajax, Microsoft Office и мобильные устройства. Интеграция с Oracle Metadata Repository (MDS) обеспечивает взаимодействие со всем стеком решений Oracle Fusion Middleware. Следует также сказать о поддержке отраслевых стандартов для работы с портлетами.

В качестве недостатка выпущенного в июне Oracle WebCenter Framework 11g R1 отмечается не слишком большой перечень приложений, с которыми могут работать пользователи. Не очень четкой выглядит и дорожная карта развития разных, в том числе в чем-то конкурирующих между собой, предложений Oracle. Несмотря на обещания поддерживать продукты приобретенной BEA в течение как минимум девяти лет, некоторые пользователи предыдущих версий решений BEA уже решили перейти на ПО от других поставщиков, отказавшись от WebCenter Framework в качестве основы своих портальных проектов.

SAP

Компания давно занимает лидирующие позиции на рынке горизонтальных порталов со своим решением NetWeaver Portal, которое является частью платформы NetWeaver (отдельно оно не продается). Но последние два года можно наблюдать постепенное смещение интересов компании к преимущественной работе с собственными бизнес-приложениями. В то же время Gartner отмечает, что NetWeaver Portal имеет определенные преимущества по сравнению с конкурентами в плане поддержки функционала управления контентом, групповой работы, социальных сетей и смешанных WOA-приложений. Но уже сегодня некоторые пользователи этого продукта рассматривают возможность перехода на другие решения, в первую очередь на MOSS 2007. Сейчас NetWeaver Portal представлен версией 7.0, появление нового варианта 7.2 ожидается до конца этого года.

Привлекательной чертой портала SAP является возможность работы с единым пользовательским интерфейсом для Web-доступа ко всем приложениям SAP Business Suite Applications. Входящая в состав этого решения технологическая среда Composite Application Framework позволяет быстро строить составные приложения на базе стандартов Web-Services.

Но в то же самое время нужно отметить постепенное смещение позиционирования NetWeaver Portal: если ранее он должен был служить в качестве единого портала предприятия, то теперь продукт часто применяется в качестве средства доступа к другим портальным средствам. Практически, большинство владельцев использует портал SAP только для работы с приложениями этой же компании. Кроме того, SAP ничего не сообщает о поддержке идей SOA в NetWeaver Portal и о каких-то планах развития продукта в этом направлении.