Кризис отрицательно сказался на финансовых показателя многих игроков ИТ-рынка. Не является исключением и отрасль САПР. В таких условиях некоторые компании сокращают затраты в развитие бизнеса. Но компания Autodesk продолжает инвестиции в России, о которых было объявлено пару лет назад.
По словам генерального директора российского представительства Autodesk Александра Тасева, этот план выполняется, инвестиции идут на локализацию, адаптацию к российским стандартам, развитие партнерской сети, образовательные программы и маркетинг. Так, в этом году компания впервые провела ежегодный форум сразу в 42 городах СНГ, пригласив на него около 4000 специалистов. “Участники могли не только посмотреть на средства проектирования во время демонстраций, но и затем попробовать с ними поработать”, — заметила Анастасия Морозова, директор по маркетингу российского представительства Autodesk.
Рассказывая о результатах локализации, Александр Тасев объявил, что на российский рынок выходит система Vault, предназначенная для управления инженерными данными (PDM), русифицированная и адаптированная к отечественным требованиям. Но PDM — не коробочный продукт: это сложное решение, которое нужно внедрять и грамотно использовать. Понимая это, Autodesk готовит авторизованных партнеров и собирается применить у нас опыт продвижения данного продукта в других странах, в которых оно началось раньше.
К тому же произошли изменения и в самой системе Vault. “Раньше она поставлялась бесплатно с некоторыми САПР, — объяснила Анастасия Морозова. — А кроме Vault у нас было еще несколько PDM-продуктов, внедрение которых позволяло постепенно наращивать функционал в области управления инженерными данными. Теперь все они вошли в единую линейку Vault, и как раз ее мы и предлагаем в России”.
Не только PDM-система требует грамотного внедрения. “Купить инструмент проектирования недостаточно, нужно правильно выстроить на предприятии саму технологию проектирования. Зачастую это влечет перестройку деятельности всей организации, что вызывает проблемы”, — отметил Александр Тасев. Здесь могут пригодиться услуги профессионалов. Но, как известно, российские заказчики неохотно платят за сервис. Чтобы они могли почувствовать его пользу, Autodesk недавно начала на льготных условиях продвигать в нашей стране ряд вертикальных продуктов вместе с услугами, для предоставления которых выделила особый круг партнеров.
К сожалению, заказчики неохотно покупают не только сервис. За сами продукты они тоже не всегда готовы платить. И хотя в последние годы наметился сдвиг в сторону легализации, сейчас из-за кризиса данный процесс замедлился. Autodesk это ощущает. “В последние пять лет в России был бурный рост бизнеса, но в 2009 г. темп сократился”, — отметил Александр Тасев. И хотя компания не открывает финансовые показатели по отдельным странам, некоторое представление о них можно получить из ее ежеквартальных отчетов. Так, во II квартале 2010 финансового года по сравнению с результатами аналогичного периода 2009-го оборот во всем мире сократился на 33%, а в развивающихся странах (к которым относится и Россия) — на 45%.
Чтобы подстегнуть легализацию, Autodesk запустила две программы продажи продуктов. Первая направлена на продвижение старой версии AutoCAD 2008 по льготной цене, а вторая — позволяет купить со скидкой лицензию на последнюю версию AutoCAD 2010, но не постоянную, а годовую (затем ее можно продлить).
Видимо, влиянием кризиса объясняется и изменение в глобальной стратегии компании, которые произошли в нынешнем году. Как рассказал Леонид Шугуров, директор по развитию бизнеса российского представительства Autodesk, раньше основной упор был направлен на перевод заказчиков c AutoCAD на вертикальные продукты 3D-проектирования (Inventor, Revit, Civil и др.), но сейчас таких предпочтений не делается. “Тот клиент, которому нужен AutoCAD, должен его получить, — объяснил Леонид Шугуров. — В связи с этим произошли изменения в партнерской политике. Раньше один партнер взаимодействовал с несколькими менеджерами, занятыми разными вертикальными направлениями, а теперь — с одним, который отвечает не за направление, а за регион”.
Рост самой партнерской сети также замедлился. “По количеству партнеров изменений нет — в СНГ в канале работает порядка 150 компаний, из них примерно 100 — в России. Сейчас мы не делаем акцента на расширение сети. Основная задача — сохранить костяк. Используем программы и фонды, направленные на помощь партнерам в привлечении новых специалистов”.