В Германии амбулаторно-поликлиническая служба в основном сосредоточена в частных лечебных учреждениях различной специализации, называемых практисами (Practis). Практис домашнего врача — это первичное звено медицинской помощи, куда приходят люди с такими же проблемами, с какими обращаются жители России в лечебные учреждения по месту жительства, к своему участковому врачу (с недавних пор их стали называть семейными врачами). О том, какую роль играют информационные технологии в организации лечебно-диагностического процесса одного из практисов домашнего врача в германском городе Штуттгарте мы узнали, побеседовав с его главным врачом Миланой Гиличинской, чей рассказ и составил основное содержание настоящей статьи.
Медицинcкие информационные системы (МИС) для практисов в Германии разрабатывает несколько десятков компаний, называемых софтверхаусами. Эти системы, как правило, универсальны, т. е. пригодны для практисов различных специализаций.
“Раньше я никогда не думала, — рассказала Милана Гиличинская, — что моя профессиональная деятельность так тесно будет связана с компьютерными технологиями, что они начнут так широко использоваться и станут важным фактором развития медицины. Мне посчастливилось — в 1993 г. я проходила специализацию в практисе, который уже тогда (это было время, когда медицинские системы только начали создаваться и появляться для решения отдельных задач) не только приобрел в софтверхаусе МИС, но и одним из первых в Земле Баден-Вюртемберг внедрил электронное ведение медицинской документации. Вскоре я уже вела приём с электронной картой пациента (ЭКП), вносила в неё необходимые сведения (данные анамнеза, диагноз, назначения), распечатывала на принтере больничные листы, направления к специалистам, рецепты. И через восемь лет, когда я открывала свой практис, я уже не сомневалась, что домашнему врачу для оказания качественной медицинской помощи компьютерная поддержка просто необходима”.
МИС, используемая в практисе, ориентирована на организацию именно лечебно-диагностического процесса, в то время как для бухгалтерского учёта, к примеру, используются другие программы. Автоматизирована работа регистратуры, лечащего врача, лаборатории, кабинетов функциональной диагностики (ЭКГ, УЗИ, исследования функции легких). Не выходя из своего кабинета, врач во время приёма на экране компьютера (а также до приёма, поскольку на основании графика, составленного работниками регистратуры, он знает, кто и когда придет к нему) знакомится с медицинскими данными пациента, при необходимости может проследить динамику тех или иных показателей за любой промежуток времени (для этого, в частности, есть лабораторная таблица с результатами исследований пациента за весь период лечения, начиная с момента обращения в практис). Если диагностика проводилась непосредственно в практисе и необходимо уточнить какие-либо детали, врач может посмотреть и медицинские изображения, так как программа позволяет их сохранять.
При выработке тактики лечения с учётом специфики болезни, возраста пациента, сопутствующих заболеваний врач пользуется справочником, включенным в систему, который содержит информацию о лекарственных средствах (о показаниях к применению и противопоказаниях, о совместимости с другими препаратами, о побочных явлениях и т. п.) и помогает ориентироваться в огромном количестве лекарст, выпускаемых различными фармакологическими компаниями.
Такие документы, как заключения (письма) специалистов различных медицинских центров, клиник, госпиталей, специализированных практисов, куда в большинстве случаев домашний врач направляет своих пациентов на консультацию, приходят в практис по факсу или по традиционной почте (обмена информацией по электронной почте между врачом практиса и специалистом другого лечебного учреждения на сегодняшний день не существует, что, можно полагать, связано с проблемами защиты информации). В день поступления письма сканируются в регистратуре, хранятся в графическом формате, и врач может с ними ознакомиться на экране своего компьютера во время приема. “До недавнего времени, — пояснила Милана Гиличинская, — мы, несмотря на наличие электронных вариантов заключений, должны были в течение длительного времени, до десятков лет, в зависимости от характера документа, хранить и бумажный оригинал, но вот недавно было принято положение о допустимости безбумажного ведения медицинской документации в практисе, т. е. уже есть законодательная база для полного перехода на электронные технологии. Правда, этот переход будет постепенным, поскольку некоторые ведомства всё ещё требуют предоставления заключений специалистов в бумажном виде”.
Приобретенная в софтверхаусе ИС адаптируется к задачам практиса, этим занимаются сами врачи, они же и готовят персонал к работе с системой вместе с представителем компании-разработчика, но в дальнейшем, если возникает необходимость, такое обучение оплачивается практисом. (Так происходит здесь, в конкретном практисе, но вообще условия обучения зависят от характера заключённого с разработчиком договора — одни продают систему недорого, но и не обучают персонал, другие при умеренной стоимости МИС предлагают обучать персонал бесплатно лишь в течение определённого количества часов, а у третьих система стоит дорого, но зато они обучают столько, сколько нужно практису).
В настоящее время в ФРГ уже есть законодательная база для полного перехода на электронные технологии ведения медицинской документации в практисе домашнего врача.
Практис может приобрести не все опции, которые предлагает разработчик, а лишь наиболее необходимые в данный момент, те, которые он собирается активировать, а в дальнейшем, в зависимости от потребностей практиса и от его финансовых возможностей, докупить другие опции. Раз в квартал софтверхаус предоставляет практису обновление, в котором учитываются изменения в государственной системе здравоохранения, в стратегии страховых компаний, на фармацевтическом рынке (выпускаются новые медикаменты, снимаются с производства и выходят из употребления старые, появляются новые данные о совместимости препаратов и т. п.). Так, кстати, был создан в МИС модуль по совместимости лекарственных средств и технология хранения отсканированных документов, изначально их в системе не было. Кроме того, МИС может развиваться и на основании запросов пользователей, для чего нужно обратиться к специалисту софтверхауса, ответственному за обслуживание по данному региону, правда, такие услуги должны оплачиваться практисом. Однако производитель поощряет инициативу пользователей — если доработка актуальна, полезна для других лечебных учреждений и включается в обновление системы (а софтверхаус тщательно анализирует запросы), она будет предоставлена бесплатно. “Вот недавно в связи с новой функцией домашнего врача по проведению профилактического осмотра кожи пациентов с целью раннего выявления злокачественных новообразований и направлению при соответствующих показаниях к специалисту-кожнику, мы попросили нашего разработчика включить в программу специальный формуляр. Софтверхаус оперативно его разработал, и в присланное нам очередное обновление уже его включил”, — рассказала Милана Гиличинская.
Информационные технологии начинают использоваться в практисе домашнего врача не только для лечения и диагностики, но и в учебном процессе. Например, по компьютерным программам, как приобретенным, так и собственной разработки, планируется проводить занятия с диабетиками, с пациентами, страдающими хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата.
На основании ежеквартальных отчётов практиса о врачебной деятельности страховые организации осуществляют компенсацию расходов практиса по лечению пациентов. “Подготовить такой отчёт без ведения ЭКП в принципе можно, но весьма сложно, для этого потребуется значительно больше времени, трудовых и финансовых затрат, поэтому практис, который сейчас вообще не использует компьютерных технологий, имеет очень мало шансов выжить, — считает Милана Гиличинская. — В 2004 г. вышел закон, запрещающий практису сдавать отчёт в бумажном виде, что стало важным стимулом к переходу на электронное ведение медицинской документации”.