OCS стала первой крупной российской дистрибьюторской компанией, публично раскрывшей поквартальную динамику своих продаж на протяжении первых девяти месяцев нынешнего года. Данные итоги очень информативны, так как с большой степенью точности отражают ситуацию в “железной” части всего российского ИТ-рынка. Ведь в списке партнеров, закупивших в этом году у OCS оборудование и расходные материалы, значатся 6000 с лишним системных интеграторов, корпоративных реселлеров, розничных продавцов и других игроков российского ИТ-рынка практически из всех регионов страны. А официальными поставщиками OCS являются более 40 отечественных и зарубежных предприятий, предлагающих ей свыше тысячи наименований различных товаров. То есть в данном случае репрезентативность выборки из всей генеральной совокупности объектов отечественного ИТ-рынка очень высока.
Что же это за итоги? Из соответствующей поквартальной диаграммы, охватывающей ситуацию в течение трех отчетных периодов (первые девять месяцев 2007, 2008 и 2009 гг.), видно, что с каждым кварталом обусловленные кризисом темпы спада продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшаются. Если первый квартал нынешнего года (Q1/2009) был для OCS (в смысле объема продаж в долларах) хуже Q1/2008 на 44,4%, то для Q2/2009 и Q3/2009 эти параметры составляли лишь 31,9 и 29,7%, соответственно. Еще лучше выглядит ситуация, если сравнивать кварталы нынешнего года с кварталами докризисного 2007 г. В этом случае Q2/2009 был для OCS на 0,9% удачнее Q2/2007, а Q3/2009 оказался лучше Q3/2007 на 7,8%.
Есть сведения, что в нашей стране рост спроса в III квартале 2009 г. оказался настолько высок, что на российском ИТ-рынке некоторые виды оборудования отдельных поставщиков оказались в дефиците. Вот как комментирует данную ситуацию президент OCS Максим Сорокин: “Мы были готовы к такому повороту событий. Будущее всегда надо прогнозировать и иметь в запасе различные варианты действий. Данная ситуация лишний раз подтвердила правильность нашего основополагающего корпоративного лозунга: “Завтра важнее, чем сегодня»”.
За отчетный период структура продаж OCS, по словам ее президента, не претерпела особых изменений и, с учетом неизбежных флуктуаций спроса, осталась примерно в том же виде, что и по итогам 2008 г.: ноутбуки, мониторы и компоненты — 31%; периферийное оборудование — 26%; ПК, серверы и системы хранения данных — 28%; телекоммуникационное оборудование — 15%. В то же время некоторые качественные колебания на российском ИТ-рынке все же наблюдаются. В OCS отмечают, что если в первые пять месяцев текущего года со стороны ее партнеров резко вырос спрос на продукцию класса Low End, то затем этот спрос качнулся в сторону оборудования средней и даже высшей ценовой категории.
Интересно отметить, что, несмотря на кризис, заметных изменений в количестве партнеров OCS не произошло. “По итогам первых девяти месяцев нынешнего года отношения с нами прекратили не более двух процентов от общего количества фирм, закупавших у нас оборудование в прошлом году, — сказал Максим Сорокин. —Вместе с тем у нас появились новые партнеры”.
Что будет дальше? “Мы готовы как к стагнации рынка, так и к его дальнейшему росту, — говорит президент компании OCS. — В то же время по итогам IV квартала этого года соотношение столбиков, характеризующих объемы наших продаж в 2007, 2008 и 2009 гг., может быть совсем иным, ведь именно в IV квартале прошлого года общий спад российского ИТ-рынка был наиболее заметным”.