Как и предполагалось ранее, руководство компании МТС все-таки приобрело 50,91% акций ОАО “Комстар-ОТС” у АФК “Система” за 39,15 млрд. руб. Это дает возможность МТС консолидировать финансовые показатели “Комстара” в свою отчетность и полноценно управлять компанией. Вопрос об увеличении доли до 100% пока находится в стадии проработки, говорят официальные представители МТС. Кроме того, решение относительно оферты миноритарным акционерам “Комстар-ОТС” не принималось.
МТС и ее дочерние компании получили все необходимые разрешения регулирующих органов на совершение сделки. В целом, если пропустить дежурные заклинания в пресс-релизе о том, что “данная сделка... окажет позитивный синергетический эффект на капитальные и операционные затраты, а также послужит основой для разработки эффективных контентных решений и платформ” можно отметить, что приобретение “Комстар-ОТС”даст возможность МТС более активно развивать услуги FMC, виртуальных АТС, а также полноценно охватить корпоративных клиентов всеми услугами связи с различными типами доступа. Именно этим сейчас занимается подразделение “БиЛайн-Бизнес” компании “Вымпелком”, созданное после аналогичного слияния с “Голден Телекомом”. Хотя, о реальной конвергенции этих компаний можно говорить только там, где у них небольшие подразделения — к примеру, на Украине, где местная “дочка” “ВымпелКома” и бывшие подразделения “Голден Телекома” полностью объединили свои технологические процессы и даже организовали единый центр управления сетью (в России до этого еще далеко).
Кроме того, МТС сможет увеличить количество своих клиентов, использующих и мобильные, и фиксированные каналы для доступа в Сеть (хотя, для этого в компании придется разработать линейку пакетных предложений), компании также объединят свои сети (МТС сможет использовать фиксированную сеть “Комстара” для “прогона” своего магистрального трафика и, в перспективе, использовать линии в квартирах частных абонентов для установки фемтосот), кроме того они перестанут платить друг другу за передачу трафика.
Без сомнения, будет и единый бренд — само название “Комстар-ОТС” останется на некоторое время только в тех регионах, где позиции фиксированного оператора сильны. В регионах, где фиксированный ШПД будет развиваться “с нуля”, все будет уже под зонтичным брендом МТС. Кстати, возможно аналогичная трансформация ожидает и столичные салоны по продаже абонентского оборудования для “Стрима": их вполне спокойно, уже со следующего года, могут “слить” с фирменными салонами МТС, где пользователю будут предлагать все возможные типы коммуникаций — от ADSL до беспроводных USB-модемов и маршрутизаторов. Ситуация, таким образом, будет напоминать салоны крупных европейских операторов, где можно приобрести любое “железо” для доступа в Сеть по наиболее распространенным технологиям связи.
Ни одно слияние не обходится без определенной ломки организационной структуры — так было в “ВымпелКоме” (причем этот процесс далек от завершения), так будет и в МТС, что заставит определенную часть управленцев перераспределить свое внимание с достижения бизнес-результатов на внутрикорпоративную борьбу. Таким образом, при завершении процесса слияния компании могут потерять время (особенно на инсталляцию новых типов сетей передачи данных), а то и отказаться от определенных проектов, которые будут признаны избыточными. К примеру, первый кандидат “на вылет” — проект мобильного WiMAX, который и так в “Комстар-ОТС” развивался по остаточному принципу, формально как дополнение к услуге фиксированного широкополосного доступа в Интернет. И если он сейчас и не будет свернут, то будет оставлен без развития (примерно как набившая всем оскомину сеть Golden Wi-Fi у “ВымпелКома”). Дело в том, что эта технология скоростного доступа в сеть является прямым конкурентом сетям 3G, которые активно разворачиваются в столичном регионе операторами “большой тройки” — и МТС в том числе.