Вам еще не надоели “Одноклассники” или “В Контакте”? Скорее всего, ответ будет отрицательным. Дело в том, что скучное определение социальных сетей как “концентрация различных технологий доступа и возможности создания текста, аудио и видеоподкастов” уже устарело. Для мобильных пользователей это, скорее, точка пересечения, а также фантастическая возможность наблюдать за несметным количеством диалогов и участвовать в них в режиме 24х7. Если вы являетесь пользователем LiveJournal или любой другой из 130 популярных социальных сетей (практически полный список есть здесь namechk.com) и в вашем списке контактов пара сотен друзей, вы знаете, о чем я говорю. Френд-лента обычно не затихает ни днем, ни ночью, ни в выходные, и самые главные новости мы быстрее узнаем из блогов, чем с лент новостных агентств. Причем инструменты онлайн-социализации все чаще перекочевывают в мобильные сети. Доступ к Facebook, Twitter, Blogger, YouTube, WordPress и им подобным сетям с мобильных терминалов — это уже данность.
При этом совсем не производители компьютеров, а операторы мобильной связи настойчиво указывают разработчикам “умных мобильных”, что все подобные клиенты для работы с тем, что маркетологи называют “user generated content”, должны быть в каждом новом терминале абонента “по умолчанию”. Именно это в конце концов позволяет им монетизировать постоянное увлечение абонентов общением в Сети. Кстати, такой подход дает свои плоды: по оценкам Forrester, трое из четырех американцев постоянно “зависают” в социальных сетях, как это делает каждый третий россиянин (данные ФОМ) — в целом, 74% российских пользователей Сети имеют как минимум пару аккаунтов в таких системах. И все чаще они просматривают свои записи в Сети с помощью мобильных терминалов.
Очень возможно, что именно социальные сети станут тем самым killer applications в современных мобильных и беспроводных сетях, который так и не нашли операторы связи. Судите сами, это уже свершившийся факт — чтение новых сообщений в социальных сетях считается одной из четырех самых популярных интернет-активностей, как раз перед чтением почты, в том числе и рабочей. Все потому, что время, которое люди тратят на работу в социальных сетях, растет в три раза быстрей в сравнении с общим интернет-присутствием и составляет около 10% от всего времени активности пользователя в течение дня (данные исследования Global Faces & Networked Places). Но это только пока — с увеличение доли действительно мобильных ПК, ростом продажи мобильных модемов (те же операторы “большой тройки” реализуют их десятками тысяч в месяц) и падением стоимости трафика в мобильных сетях (пока ограниченно безлимитные предложения уже заявлены и предложены) этот процесс только ускорится. Очень вероятно, что каждый современный человек в самое ближайшее время будет обладать развитой и функциональной медиаплатформой, с помощью которой он сможет делится тем, что его заботит, со всем миром. Разумеется, провайдеры мобильной связи готовы сделать все, чтобы эта медиаплатформа постоянно пополнялась новым контентом — по SMS/MMS, с помощью текстовых сообщений, добавленных через веб-форму, e-mail или через IM-системы.
Правда, если посмотреть повнимательнее, то мобильные телефоны уже давно играют в наполнении социальных сетей ключевую роль. Будь это события в Юго-Восточной Азии, Иране или Европе — везде видеоклипы, записи в мобильные сети и микроблоги отправляются по беспроводной связи. Ее уже невозможно полностью контролировать или отключить (даже “зажатие” канала передачи данных до нескольких килобайтов в секунду не спасает) — всегда найдутся роуминговые контракты, вместо качественного видео будет текст или аудиоподкасты, а посты в социальные сети можно отправлять даже с помощью SMS на латинице. Модифицируется и подход операторов связи к построению таких систем — SMS-миры, которые были доступные еще пару лет назад, уже не обладают необходимым массивом информации, а обеспечивать доступ к локальной системе общения с помощью wap-порталов как минимум недальновидно.
Провайдеры мобильной связи, которые готовы развивать социальные сети на будущее, вполне дальновидно пытаются не повторять уже созданные проекты, а “скрестить” функциональность блогов, социальных сетей для общения, служб знакомств и IM-систем по принципу “все-в-одном” (к примеру, проект Beeline Cafe). Но это будет иметь будущее только в том случае, если стандарты будут открытыми, информацию из таких сетей можно будет добавлять в другие блоги и на веб-сайты. Кроме того, для мобильных операторов будет интересно, а для пользователей полезно, если все подобные сервисы с перепиской, отправкой фотографий и видео будут “завязаны” не только на компьютер, но и на мобильный терминал с поддержкой 3G — в таком случае у абонентов появляется возможность реагировать на поступающую информацию действительно оперативно, а не в режиме “только у компьютера”. Главное, чтобы оплата работы с такими проектами была гибкой — не тарификация по трафику (скажем, за каждый мегабайт или сообщение — как сейчас), а, скорее, должна быть только небольшая абонентская плата за возможность работать с многофункциональным сервисом обмена текстовыми, графическими и голосовыми сообщениями. Провайдерам мобильной связи не надо регулировать этот рынок, нужно только создать мобильные платформы для общения. А уж пользователи сами наполнят их контентом и сделают популярными.