Среди игроков российского рынка Business Intelligence (BI) компания “Прогноз” выделяется тем, что она не является реселлером продуктов мировых грандов, а разрабатывает и внедряет собственные решения. Заслуживает внимания и тот факт, что центральный офис “Прогноза” расположен не в Москве, а в Перми. Дело в том, что компания была основана в 1991 г. на базе кафедры экономической кибернетики Пермского государственного университета и до сих пор сохраняет с ним тесную связь. Основные направления деятельности компании — макроэкономический анализ, развитие отдельных секторов экономики, управление крупными предприятиями и холдингами. Для создания информационно-аналитических систем она использует аналитический комплекс “Прогноз” — оригинальную программную платформу собственной разработки. Среди заказчиков компании — Администрация Президента РФ, Аппарат Правительства РФ, Минэкономразвития, Минфин, Счетная палата РФ. С заместителем генерального директора по производству компании “Прогноз” Максимом Балашом побеседовал научный редактор PC Week/RE Сергей Свинарев.
PC Week: Прошел год с начала мирового экономического кризиса. Как он повлиял на российский рынок BI? Как изменился круг ваших клиентов? Какие решения стали пользоваться повышенным спросом, а какие ушли в тень?
Максим Балаш: Значительное число российских клиентов, планировавших в 2009 г. увеличить инвестиции в ИТ, пересмотрели бюджеты в сторону оптимизации и сокращения. Возросла доля госсектора в закупках, однако и в этом сегменте происходили сокращения бюджетов.
При общих сложных тенденциях системы бизнес-аналитики, по нашим ощущениям, продолжают пользоваться нарастающим спросом. Возросла значимость BI-систем, предназначенных для оперативного анализа ситуации, оптимизации, прогнозирования. Более актуальными для компаний стали инструменты сценарного (“что будет, если…”) и целевого (“что необходимо для”) прогнозирования, позволяющие на регулярной основе оценивать последствия и эффективность внутрикорпоративных и государственных решений и мер.
В этом году мы продолжили работать со всеми нашими традиционными заказчиками, а также начали выполнять проекты для новых клиентов. В нестабильной ситуации повышается значимость профессионализма компании-исполнителя: полностью удовлетворяя потребности пользователей, укладываясь в необходимые, зачастую очень сжатые сроки, нам удается и удерживать старых заказчиков, и привлекать новых.
Одним из важных направлений нашего развития, которое приобрело еще большую значимость в условиях кризиса, является экспансия компании на зарубежные рынки. За последний год нами реализованы масштабные проекты для крупнейших международных организаций (Всемирный банк, Международный валютный фонд, Всемирная организация здравоохранения), государственных и корпоративных клиентов в США, Европе, Китае и других странах.
PC Week: В России присутствуют все лидеры мирового BI-рынка. За счет чего компании удается выдерживать конкуренцию с ними? Есть ли какие-то местные особенности, которые могут быть лучше учтены российскими вендорами? В чем естественные конкурентные преимущества, если таковые имеются, местных поставщиков BI-решений перед западными?
М. Б.: Конкуренция на российском рынке аналитических систем достаточно серьезная: представлены как всемирно известные зарубежные вендоры, так и отечественные компании. Важное конкурентное преимущество российских производителей ПО — высокий уровень наукоемких разработок, умение решать сложные технологические и содержательные задачи. Особенно это касается сфер бизнес-анализа и поддержки принятия управленческих решений.
Одно из важных конкурентных преимуществ сегодня — гибкость используемых инструментов, возможность их дополнительной настройки и адаптации к изменяющимся бизнес-процессам и новым задачам. Это качество систем бизнес-аналитики и BI-платформ особенно актуально в условиях урезания бюджетов и сжатых сроков внедрения. Аналитический комплекс “Прогноз”, на базе которого создаются все решения нашей компании, построен на принципах открытой архитектуры и обеспечивает необходимую гибкость и масштабируемость.
PC Week: В каком соотношении находятся доходы компании от заказных разработок и готовых коммерческих программных продуктов?
М. Б.: Разработка заказных решений — традиционное и на сегодняшний день основное для нашей компании направление деятельности. Однако мы рассматриваем создание коробочных продуктов как перспективное направление развития и уделяем ему серьезное внимание. Сегодня мы предлагаем целый ряд продуктов для предприятий и холдингов, банков и финансовых компаний. Среди них решения для риск-менеджмента, бюджетирования, управления инвестиционными процессами.
PC Week: Повысились ли в условиях кризиса требования заказчиков из государственного и коммерческого сектора к скорости принятия решений и проведения сопутствующих аналитических процедур? Есть ли спрос на так называемые системы BI реального времени?
М. Б.: Однозначно можно ответить, что требования к скорости принятия решений возросли — сегодня предприятиям важно оперативно получать информацию, контролировать и прогнозировать ситуацию. Так, к примеру, если ранее получение информации велось зачастую в ежемесячном режиме и этого было достаточно для принятия управленческих решений, то в сегодняшних условиях все чаще появляется необходимость реализовать еженедельный и ежедневный сбор данных, адаптировать аналитические алгоритмы и прогнозные модели к новым временным масштабам.
PC Week: Во всем мире сейчас наблюдается рост спроса на инструменты прогнозной аналитики. В чем заключена здесь главная трудность: в слабости аналитических моделей или в неполноте и недостаточном качестве исходных данных?
М. Б.: Сегодня экономико-математические методы и BI-средства весьма разнообразны и позволяют решать широкий спектр прогнозно-аналитических задач как в условиях стабильно развивающейся экономики, так и быстро меняющейся среды. Для этого имеются все методологические и инструментальные возможности. А эффективность разработки определяется тем, в какой степени она позволяет применять необходимые инструменты ко всему комплексу бизнес-процессов и параметров внутренней и внешней среды.
В качестве основных условий эффективного функционирования аналитических и прогнозных систем стоит отметить наличие у заказчика квалифицированного персонала, способного поддерживать разработанные модели с содержательной и технической точек зрения, а также полноту исходных данных и их качество. В частности, наши технологии предоставляют широкие возможности для предварительной обработки с целью выявления так называемых “грязных” данных, устранения выбросов, приведения информации к необходимому для анализа виду и применения экономико-математических методов.
PC Week: Что нового предложила компания своим клиентам за последнее время?
М. Б.: В этом году мы представили новую интегрированную линейку продуктов категории GRC (Governance, Risk management, Compliance) для банков и финансовых организаций, предназначенную для контроля соответствия требованиям законодательства, управления бизнесом и рисками. На базе данной линейки возможно решение широкого класса задач по поддержке принятия решений в области управления портфелем кредитов, сметного планирования, оценки рыночного и кредитного риска с учетом требований Банка России, нормативов Базель-II и др.
Для анализа и прогнозирования экономической и отраслевой информации в стране и мире, поддержки процессов стратегического планирования “Прогноз” разрабатывает удобные и функциональные информационно-аналитические порталы, где представлена и анализируется самая разнообразная статистическая и прогнозная информация, собираемая нами и нашими партнерами — авторитетными международными организациями, статистическими ведомствами и другими провайдерами такого рода данных.
Также компания в этом году предлагает продукты для программно-инструментальной поддержки пользователей в ходе управления инвестиционной деятельностью коммерческих и некоммерческих предприятий, банков, холдингов, министерств и ведомств. Разработки “Прогноза” позволяют вести реестр инвестиционных проектов, моделировать их, решать задачи календарно-сетевого планирования и контроля сроков реализации, оценивать и анализировать показатели эффективности, формировать инвестиционные программы и контролировать ход их выполнения.
Мы предлагаем все больше возможностей бизнес-аналитики, доступных через интернет в виде Web-сервисов, тогда как раньше подобные инструменты использовались только в рамках так называемого “толстого” клиента.
PC Week: Спасибо за беседу.