Я начал работать в ИТ-отрасли в 1987 г. с поддержки программ эмуляции на ПК, которые пришли на смену терминалам для систем Digital VAX (здесь буква V означается “виртуальный”). Уже тогда я имел дело с работающими на ПК утилитами для управления памятью, которые обеспечивали примитивные сервисы виртуализации. Система Quarterdeck Extended Memory Management представляла собой распространенное средство оптимизации при интенсивном использовании памяти на ПК под управлением DOS. Я поддерживал аналогичный продукт под названием Referee — резидентную утилиту, которая служила для эффективного использования памяти ПК-приложениями на базе DOS.
Поработав десять лет на эксплуатации ИТ, я пришел в PC Week на должность аналитика по технологиям и занялся платформами сетевого и системного управления. Мне повезло войти в состав команды опытных специалистов, и я начал трудиться под руководством Майкла Серкана и Джона Ташека, овладевая навыками составления обзоров последних достижений в области корпоративных центров обработки данных и настольных вычислений. Хотя управляющие платформы, о которых я писал, были крайне важны для эксплуатации ЦОДов с минимальными затратами на обслуживание, было ясно, что я имею дело с сенсационными разработками.
Сегодня я освещаю технологии виртуализации, включая vSphere 4 компании VMware, Hyper-V фирмы Microsoft и семейство инструментов Xen. Методики, положенные в основу этих продуктов, продолжают традицию ранних проектов виртуализации: устраняют физические барьеры, снижающие производительность компьютеров.
Наиболее интересная разработка, которая выделяет современную технологию виртуализации, заключается в использовании компьютеров массового спроса для создания совокупности вычислительных ресурсов. Другая выдающаяся особенность нынешней виртуализации состоит в потрясающей скорости перемен, которую она порождает.
Закон Мура похож на старинной экипаж, если сравнить описываемые им скорость и масштаб изменений вычислительных возможностей компьютеров с темпами совершенствования современной виртуальной инфраструктуры. И эти темпы обеспечивают качественные изменения в методах развертывания приложений, резервного копирования, восстановления в случае катастроф и даже выводе устаревших приложений из эксплуатации. Если в современном ЦОДе не используются эффективные инструменты управления виртуальной и физической инфраструктурой он похож на “Титаник”, который на всех парах плывет между айсбергами.
Я совершенно уверен, что в ближайшие годы виртуализация будет применяться для всех приложений ЦОДов. Когда это произойдет, эффективные средства управления физическими и виртуальными ресурсами, которые стали частью преобразованного ЦОДа, займут центральное место в ряду самых важных технологий.
История развития виртуализации на платформе x86 показывает, почему реализация средств управления (и даже безопасности) долго оставалась на заднем плане. Простой запуск нескольких виртуальных машин в чрезвычайно разнородной среде компьютеров массового спроса — очень сложная задача из-за проблем с мониторингом такой среды.
Компании AMD и Intel упростили управление виртуальными ресурсами, добавив в процессоры аппаратные расширения. В процессорах Intel последнего поколения на базе Xeon 5500 (Nehalem) такая поддержка еще более усовершенствована. Но эти разработки лишь подчеркивают то, что до последнего времени со стороны инструментов управления допускалось очень мало “вмешательства” для обеспечения надежной работы производственных приложений на распространенных компьютерах.
По мере того как виртуальные машины быстро заменяют выделенные физические системы, начинается бум в области средств управления, охватывающих как физические, так и виртуальные системы. Самые известные игроки рынка ЦОДов уже давно выпускают управляющие платформы: BMC, CA, Dell, IBM и HP всегда включали в свои предложения инструменты управления, чтобы обеспечить высокую готовность компьютерной инфраструктуры. Теперь к этим инструментам добавятся программы для управления виртуальными машинами.
В течение ближайших 25 лет ЦОДы будут напоминать своих предшественников 25-летней давности наличием физической инфраструктуры. Однако благодаря виртуализации современные ЦОДы стали гораздо более гибкими и производительными.