В середине ноября ассоциация стратегического аутсорсинга “Астра” провела презентацию первого выпуска своего ежегодного аналитического отчета, а также специализированного отраслевого глоссария. Кроме того, было сообщено, что до конца месяца “Астра” планирует провести так называемый аутсорсинг-форум и собрать представителей финансового сектора на тематическом заседании круглого стола.
Несмотря на то что все эти объявления так или иначе связаны с аутсорсингом информационных технологий, в целом “Астра” декларирует намерение в обозримом будущем расширить сферу своих компетенций за счет других отраслей.
Общие итоги
Как известно, ассоциация возникла осенью прошлого года. По словам президента “Астры” и генерального директора in4media Сергея Македонского, сейчас ее членами являются 12 компаний (последнее расширение состава произошло в октябре — к “Астре” присоединилась фирма Accenture).
Как уверяет г-н Македонский, в настоящий момент в контексте кризиса мировой рынок аутсорсинга проседает меньше остальных сегментов ИТ-рынка. По данным Forrester Research, в 2009 г. он почти достигнет объема в 500 млрд. долл. и составит порядка 30% всех расходов на ИТ.
В России объем рынка аутсорсинга в текущем году оценивается на уровне 900 млн. долл., что соответствует примерно 23,4% в структуре ИТ-услуг вообще. Для сравнения: в прошлом году речь шла о 755 млн. долл. и 16,7% соответственно, а по прогнозам на следующий год рынок аутсорсинга должен наконец перешагнуть миллиардный рубеж и выйти на уровень 1,1 млрд. и занять при этом 26,6% рынка ИТ-услуг.
Как уточняет г-н Македонский, аутсорсинг — это тоже услуги, но оказываемые в непрерывном, а не проектном (как, например, у интеграторов) режиме. Причем речь тут идет только о компаниях, действующих на открытом рынке. Если же в вышеупомянутую статистику включить еще так называемых инсорсеров (вернее, если компании, исторически оказывающие услуги одним и тем же крупным клиентам, выйдут на открытый рынок), то объемы российского аутсорсинга формально сразу же вырастут как минимум вдвое.
Впрочем, подчеркивает исполнительный директор “Астры” Алексей Алехин, как ни считай, отечественный рынок пока еще развит крайне слабо. Среди причин отставания в ассоциации называют общую незрелость рынка, отсутствие отраслевых стандартов, сложность сервисной модели, требовательность заказчиков и их неготовность передавать активы, кризисную неустойчивость стратегий, недостаточность технической и законодательной базы, а также общую нестабильность, сложности с доверием в долгосрочной перспективе и отсутствие схем страхования контрактов.
Но, пожалуй, главной проблемой для развития рынка в “Астре” считают отсутствие методологии (люди говорят на разных языках). Именно поэтому, как можно было понять, большая часть предстоящих публичных мероприятий ассоциации будет носить просветительский характер.
Публичная активность
Не секрет, что решения о переводе тех или иных непрофильных активов на аутсорсинг принимаются в компаниях на высшем уровне (разумеется, если речь идет о стратегических вещах, а не о локальных проблемах — уборке территории, питании и пр.), поэтому целевой аудиторией своих мероприятий в “Астре” закономерно видят не ИТ-специалистов, а именно топ-менеджмент.
По словам г-на Алехина, в ближайшее время ассоциация планирует провести ряд круглых столов с руководителями предприятий различных сфер экономики. Первый такой стол состоится уже в конце ноября и соберет представителей финансового сектора (банковское дело, лизинг и пр.). Дальше на очереди ритейл и телеком.
В качестве же центрального отраслевого события в “Астре” позиционируют специализированный аутсорсинг-форум для более широкой аудитории, который также пройдет в последней декаде ноября. Главной его темой заявлена методология, однако, как заверил г-н Алехин, немало внимания будет уделено и другим актуальным вопросам, и одним из них закономерно станет аутсорсинг в контексте закона о защите персональных данных, который вступит в силу 1 января 2010 г. Завершит форум так называемый бизнес-поединок, где сойдутся условные защитник и противник аутсорсинга.
Исследования и аналитика
Одним из основных исследовательских проектов “Астры” в нынешнем году стало создание специализированного глоссария, который по замыслу авторов в будущем может стать терминологической базой для цивилизованного ведения бизнеса.
По словам руководителя практики аутсорсинга компании КРОК и председателя комитета по стандартам и методологиям “Астры” Георгия Ованесяна, задача эта оказалась крайне трудоемкой. Несмотря на то что так или иначе рынок аутсорсинга существует у нас в стране порядка восьми-девяти лет, никакого системного опыта в отношении терминологии накоплено не было. И сейчас над согласованием формулировок отдельных понятий биться приходится очень долго.
Степень готовности глоссария г-ном Ованесяном сейчас оценивается примерно в 45%, однако уже к моменту проведения аутсорсинг-форума он надеется отчитаться о завершении работ на 80—90%.
Финальный вариант глоссария обещано выложить в свободном доступе в Интернете, где проект будет открыт для критики и комментариев.
Другой исследовательский проект, подготовленный “Астрой”, — аналитический отчет с несколько пафосным названием “Инновационные бизнес-технологии: ИТ-аутсорсинг, Россия 2010”. По уверению руководителя проекта in4media Дениса Гусева, работа над ним заняла несколько месяцев. Первоначально была составлена база всех отечественных компаний, позиционирующих себя как ИТ-аутсорсеры. Таковых набралось порядка 250, однако большинство из них оказалось просто организациями, занимающимися офшорным программированием. Поэтому опросные листы были разосланы только в 100 компаний, а адекватных ответов набралось лишь 86. (Как отмечает г-н Македонский, люди присылали анкеты, где в графе о профиле деятельности компании зачастую значилось “оутсорсинг”.)
Тем не менее исследование состоялось — был выпущен подробный аналитический отчет для руководителей предприятий и каталог реальных поставщиков услуг аутсорсинга в России. Каталог в “Астре” обещают опубликовать одновременно с глоссарием, а вот степень коммерциализации отчета его авторам пока не ясна: решение о том, каким именно образом будет осуществляться распространение, еще не принято.
От ИТ к новым рынкам
Рассказывая обо всех своих проектах, представители “Астры” неизменно подчеркивали, что сейчас речь идет сугубо об ИТ-аутсорсинге, но в дальнейшем ассоциация не будет ограничиваться только отраслью информационных технологий. С учетом основного профиля компаний, входящих сейчас в “Астру”, это не могло не вызвать вопросов. Однако, как уверяет г-н Македонский, планы не замыкаться на ИТ обсуждались ими изначально. Именно поэтому в названии ассоциации присутствует слово “стратегический”, обозначающее фокус на действительно важных бизнес-процессах.
Сейчас аутсорсинг у руководителей ассоциируется сугубо с ИТ, но это понятие гораздо шире и касается реструктуризации всего предприятия в целом (бухгалтерии, службы персонала, финансов и т. д.).
Так сложилось, считает г-н Алехин, что информационные технологии в сфере аутсорсинга являются локомотивом. Для них уже наработан определенный опыт заключения контрактов, и эти наработки можно и нужно применять в других областях. Сергей Македонский уверен, что ИТ-аутсорсеры сейчас более консолидированы (к примеру, в рамках “Астры” сотрудничают явные конкуренты) и многие аутсорсеры со смежных рынков учатся у своих ИТ-коллег.
Поэтому, заключает г-н Алехин, в настоящий момент ассоциация ведет переговоры с компаниями из сфер, не связанных напрямую с ИТ, и ожидается, что вскоре они также смогут вступить в “Астру”.