Процессы консолидации на мировом рынке печати продолжаются. По мнению экспертов, укрупнение позволяет участникам этих процессов прежде всего повысить эффективность использования производственных ресурсов и потенциала в сфере исследований и разработок.
Среди памятных событий последних лет — слияние японских компаний Konica и Minolta, Kyocera и Mita. Новое изменение состава игроков рынка снова не обошло стороной Страну восходящего солнца: 16 ноября японская Canon и голландская Océ объявили о намерении объединить бизнес обеих компаний в области печатных технологий. По условиям заключенного соглашения Canon купит фирму Océ путем приобретения всех акций последней, уплатив за каждую из них 8,6 евро, что на 70% превышает биржевую стоимость ценных бумаг Océ по итогам последних торгов, предшествовавших объявлению о сделке, и почти на 140% больше средней за последний год стоимости этих акций.
Как сообщается в совместном заявлении компаний, сумма сделки составит примерно 730 млн. евро. Однако фактически приобретение обойдется японской компании вдвое дороже, поскольку Canon взяла на себя также долговые обязательства Océ, которые на 31 августа 2009-го достигали 704 млн. евро.
Как рассчитывают новые партнеры, объединение ресурсов двух компаний позволит Canon превратиться в мирового лидера на рынке технологий печати. Положительного эффекта участники сделки ожидают и в области НИОКР, и в производственной сфере, и с точки зрения расширения сбыта продукции и услуг. Продуктовые портфели каждого производителя неплохо дополняют друг друга; благодаря этому, имея вполне прочные позиции на рынке копировальных аппаратов и МФУ, Canon надеется, в частности, заметно усилить своё положение в сегментах широкоформатной и промышленной печати — наиболее успешных для Océ рынках, а также в области услуг по управлению документооборотом, где голландская компания является одним из наиболее авторитетных в мире аутсорсеров.
Сообщается также, что Canon и Océ согласовали мероприятия по интеграции обеих компаний: предполагается, что этот процесс займет ближайшие три года. В случае реализации сделки Océ на первых порах получит статус подразделения (со временем в эту структуру будет интегрировано нынешнее подразделение широкоформатной печати Canon) в составе японской компании, сохранив свой бренд, и станет отвечать за сегменты широкоформатной и промышленной печати и предоставление услуг. Кроме того, на Océ возлагается задача укрепления бизнеса объединенной компании в европейском регионе.
Понятно, что завоевание лидирующей позиции на рынке печати — для Canon задача долгосрочная. Что касается видов на ближайшую перспективу, то они отнюдь не радужные. По прогнозу японской компании (опубликованному в конце октября 2009-го), объем продаж фирменного офисного копировального оборудования и сетевых МФУ в нынешнем году снизится — по сравнению с 2008-м — более чем на 19% в денежном и на 26% в штучном выражении, а совокупный объем сбыта лазерных, струйных принтеров и МФУ, а также сканеров (без учета высокопроизводительных документ-сканеров) — соответственно на 15 и 45%.