Итак, стратегия выбрана и пора приступать к решительным действиям. Но сперва неплохо бы определить степень этой самой решительности, поскольку есть вероятность сгоряча наломать дров, чего хотелось бы избежать.
К сожалению, каких-то формализованных рецептов на сей счет нет. Да и вряд ли они появятся в ближайшее время. Причина этому, как нетрудно догадаться, кроется в том числе и в пресловутом человеческом факторе.
Важно понимать, что к любой смене привычного рабочего окружения обычный пользователь относится без особого восторга. Разумеется, если тестирование новых решений не является его непосредственной служебной задачей. Поэтому если руководство продемонстрирует подчиненным недостаточную решительность, то это может спровоцировать их на скрытый (а может быть, и явный) саботаж.
Кстати, относиться к этому следует спокойно, как к чему-то неизбежному. В конце концов, перемен никто не любит, особенно когда они связаны с дополнительными личными усилиями.
Таким образом, есть вполне понятный резон провести миграцию быстро и решительно. Тем более, что это может быть обусловлено некими объективными факторами — например, необходимостью обновить подписку к какой-то конкретной и не очень далекой дате. Но в этом случае не исключены проблемы, связанные с тем, что сотрудники банально не успеют освоить новую рабочую среду.
В результате возможная рекомендация приобретает вид, не имеющий никакой практической ценности, — надо действовать не слишком быстро, но и не слишком медленно. Проще говоря, решать придется на месте с учетом специфики предприятия и особенностей сотрудников. Где-то будет эффективнее сразу переводить на Linux те рабочие места, для которых допустима полная миграция. Где-то — сделать этот процесс максимально плавным.
Во втором случае план миграции становится более сложным, поскольку этапов в работе будет больше. Опять же, каких-то общих рекомендаций тут быть не может, поэтому рассмотрим некоторые аспекты такого пути на конкретном и очень простом примере.
Допустим, есть некий сотрудник, который по роду своей деятельности использует только браузер, почтовый клиент и офисный пакет. Разумеется, это будут Internet Explorer, Outlook и MS Office. Предположим, по каким-либо причинам руководство решило, что ему будет сложно сразу освоить три новые программы, да еще и работающие в незнакомой операционной системе.
В этом случае миграцию можно разбить на следующие этапы:
- с Internet Explorer на Firefox;
- с Outlook на Thunderbird;
- с MS Office на OpenOffice.org;
- с Windows на Linux.
Разумеется, порядок первых трех может быть совершенно произвольным и определяется на месте. Более того, вовсе не обязательно, чтобы эти действия происходили строго по порядку — этапы можно совмещать, также они могут пересекаться.
Важно понимать, что миграция предполагает не просто механическую замену одного на другое. В процессе работы требуется создать для пользователя максимально удобную рабочую среду. В связи с этим как-то ранжировать этапы по трудоемкости вряд ли возможно в общем случае.
Несмотря на то что на первый взгляд сложнее всего заменить офисный пакет (просто потому, что он большой), практика может быть совершенно иной. Например, если MS Office использовался для просмотра прайс-листов и написания небольших служебных записок, то переход на OpenOffice.org произойдет практически безболезненно. А миграция на Firefox может оказаться вообще невозможной, если пользователь работает с сервисами, корректно функционирующими только в Internet Explorer.
Поскольку в общем виде действия системного интегратора вряд ли можно как-то формализовать, то в качестве примера рассмотрим некоторые аспекты перехода с браузера Internet Explorer на Firefox. Разумеется, на практике все можно быть совсем иначе, поэтому не стоит считать написанное ниже каким-то конкретным рецептом.
Сначала целесообразно создать профиль для Firefox. Это полезно, если предприятие довольно большое и на нем есть типовые рабочие места. Тогда можно избавиться от рутинных действий, просто копируя каталог на персональные компьютеры. Или вообще сделать раздел в корпоративной сети, откуда пользователи смогут сами загрузить наиболее подходящую для них конфигурацию.
Особое внимание нужно обратить на расширения — самую сильную сторону свободного браузера. Скажем, если сотрудник использует в работе несколько машин (настольный компьютер в офисе и нетбук в командировках), то целесообразно сразу позаботиться о синхронизации. Для этого следует установить расширение XMarks.
Если особые требования предъявляются к безопасности (например, сотрудник работает с электронными платежными системами), то есть смысл включить в базовую конфигурацию расширение NoScript. Правда, в этом случае нужны будут дополнительные занятия, поскольку практическое использование этого инструмента требует серьезных знаний.
После того как эта работа закончена и пользователя устроил результат, следует импортировать закладки, журнал, пароли и т. д. из Internet Explorer. Эта функция в Firefox полностью автоматизирована, поэтому никаких проблем возникнуть не должно. Кстати, это весомый аргумент в пользу того, что не стоит начинать миграцию с удаления Windows. Ведь тогда настройки браузера придется восстанавливать вручную, что вряд ли удобно.
Несмотря на то что такая постепенная методика кажется чрезмерно затянутой во времени, вполне может оказаться, что весь проект будет завершен даже быстрее, чем при форсированном варианте. Пользователь сможет решать свои проблемы по мере их поступления, а не будет поставлен в условия, когда освоить новую рабочую среду следует срочно. Очевидно, что он будет действовать спокойнее, без суеты, которая часто переходит в панику.
А доброжелательный пользователь — это как минимум половина успеха. Не стоит этим пренебрегать.