Определяя свою стратегию на рынке виртуализации, каждый его участник выбирает свой путь, исходя из имеющегося опыта, возможностей и сложившихся рыночных реалий. В ноябре компания Citrix представила в Будапеште концепцию виртуализации персональных компьютеров, которую вполне можно охарактеризовать как многовариантную, — компания выпустила решение XenDesktop 4, поддерживающее сразу шесть сценариев доставки приложений на настольные ПК, тонкие клиенты и мобильные ПК и совместимое с серверными виртуализационными решениями конкурентов.
Виртуализация ПК: перспективы роста и революция 2010-го
Клиентские виртуализационные решения — отнюдь не самый популярный сегмент технологий виртуализации, существенно уступающий по уровню распространения, например, серверной виртуализации. Но в последние годы он привлекает все больше внимания разработчиков средств виртуализации, включая лидеров — VMware, Microsoft, Citrix и др., которые стремятся предложить комплексные решения, сочетающие все виды виртуализации — серверов, ПК, приложений и пр.
Дополнительный импульс клиентской виртуализации может дать нынешний экономический кризис, поскольку соответствующие решения позволяют при продуманном подходе заметно сэкономить на ИТ-инфраструктуре, в первую очередь на управлении ею. Это связано с тем, что классическая концепция администрирования парка корпоративных ПК предполагает предоставление конечным пользователям устройств, на которые сисадмин “заливает” некие стандартизированные в организации образы, включающие ОС и приложения. В этой модели, по оценкам аналитиков, в общей стоимости покупки и обслуживания решения только 20—30% составляют затраты на приобретение “железа” и софтверных лицензий, тогда как остальные 70—80% приходятся на ИТ-администрирование.
Финансовая сторона дела, безусловно, важна, но не только ею определяются перспективы клиентской виртуализации. Эти факторы хорошо известны, среди них помимо улучшения показателя ROI (возврат инвестиций) называют повышение уровня защищенности данных (благодаря централизации функций управления инфраструктурой), упрощение ИТ-администрирования (например, в плане “заливки” и обновления ПО), повышение производительности (в первую очередь за счет исключения расходования машинного времени на загрузку и установку заплат и обновлений на каждой локальной машине) и исключения конфликтов приложений (они всегда находятся в актуализированном “пропатченном” состоянии). Кроме того, клиентская виртуализация обеспечивает быстрый и недорогой доступ к нужным для бизнеса (прежде всего это важно для СМБ) приложениям без необходимости развертывания физической инфраструктуры.
В 2006 г. аналитики IDC предрекли клиентской виртуализации более высокие темпы распространения, чем серверной. Относительный потенциал этой технологии, которая позиционируется как замена классическим ПК, можно также оценить, исходя из статистики общемирового парка корпоративных настольных ПК и ноутбуков, коих аналитики насчитывают сейчас порядка 600 млн. устройств (парк серверов оценивается на уровне 35 млн. шт.).
В апреле нынешнего года эксперты Gartner подсчитали, что всего в мире на конец 2008-го было продано более 300 тыс. лицензий виртуальных десктопов (рабочих столов), cпрогнозировали рост этого показателя в 2009-м до 500 тыс. лицензий и предсказали резкое расширение продаж этой технологии в 2013-м до уровня в 49 млн. лицензий. В денежном исчислении рынок клиентской виртуализации вырастет, как предполагается, с 1,3 млрд. долл. в 2008-м до 1,5 млрд. долл. в 2009-м и до 65,7 млрд. долл. в 2013-м.
Эти оценки говорят о том, что должно произойти нечто, способное изменить неспешное развитие событий и вызвать резкий рост продаж продуктов клиентской виртуализации с уровня менее 1% от объема продаж корпоративных ПК в 2009-м до более чем 40% этого рынка в 2013 г.
Радж Дингра, вице-президент и генеральный директор подразделения Desktop Delivery Group компании Citrix, например, уверен, что переломным годом станет 2010-й, а революцию вызовут три новых продукта — Citrix XenDesktop 4, VMware View 4 и Microsoft Windows 7. В результате этой атаки процент корпоративных десктопов, виртуализированных полностью или частично, начнет быстро увеличиваться и, по оценкам Gartner, вырастет в 2010-м примерно в 2,5 раза до уровня свыше 30%, а в 2012-м достигнет 60%. И хотя надо учитывать оговорку — прогноз относится к виртуализации “любой степени” полноты, — такие оценки позволяют рассчитывать, что клиентская виртуализация в ближайшие три-четыре года выйдет из фазы тестирования и пилотных проектов, пройдет через фазу нишевого применения, достигнет уровня массового освоения и будет претендовать на роль индустриального стандарта для предприятий. Но это все в будущем — по итогам 2008-го в мире, согласно Gartner, виртуализацией затронуто лишь 6% корпоративных десктопов.
Больше, чем VDI
“Главное преимущество XenDesktop версии 4 — возможность гибкого выбора той конфигурации виртуализационного решения, которая нужна бизнесу, — заявил Радж Дингра. — Кроме того, новая версия гораздо лучше соответствует ожиданиям пользователей, привыкших к мгновенному отклику при работе с локальным ПК”. Конфигурационная многовариантность обеспечивается новым механизмом FlexCast, а ускорение в работе с ресурсоемкими мультимедиа-приложениями — фирменной технологией Citrix HDX, в которой появился ряд усовершенствований, нацеленных на улучшение работы пользователей с виртуальными десктопами даже на низкоскоростных каналах связи.
FlexCast позволяет доставлять виртуальные десктопы разного типа в зависимости от потребностей пользователей как простое готовое решение. Этот механизм сегодня поддерживает шесть конфигураций (см. таблицу) и, как считает главный технолог (CTO) подразделения Virtualization and Management Division компании Citrix Саймон Кросби, уже в текущей версии реализует все распространенные способы доставки десктопа, поэтому его развитие будет связано с совершенствованием бэкапа пользовательских данных, с улучшением поддержки технологий flash, VoIP и т. п.
Самый известный сценарий десктопной виртуализации — VDI (Virtual Desktop Infrastructure), его уже давно реализуют продукты многих вендоров. Этот сценарий вполне можно считать базовым, и именно с ним в большинстве случаев сегодня ассоциируется клиентская виртуализация как таковая. В классификации сценариев, предложенной Citrix, VDI — лишь один из шести сценариев. Компания рекомендует его офисным работникам (включая так называемых knowledge workers), которым требуется доступ к своему десктопу как из офиса, так и из других мест, например из дома. Этой категории пользователей, считает Радж Дингра, целесообразно воспользоваться конфигурацией виртуальных десктопов, выполняемых виртуальными машинами на сервере. “ОС и приложения управляются здесь централизованно, а профиль пользователя доставляется в виртуальную машину, — отметил он. — Конфигурация обеспечивает поддержку одним сервером 60 пользователей, а с применением чипов Intel Nehalem — до 120. Таким образом, один-два сервера могут обслуживать всех работников СМБ-предприятия”.
Другая конфигурация, которая также реализуется с помощью серверов, выполняющих приложения, называется “разделяемые десктопы” (hosted shared desktops) и ориентирована на пользователей, выполняющих ограниченный круг одних и тех же заданий в течение рабочего дня (так называемых task workers). К числу этих пользователей относятся работники служб сервиса и поддержки, call-центров, какие-то выделенные рабочие группы. “Им требуются конкретные серверные приложения, к которым они обращаются весь день, — подчеркнул г-н Дингра. — Таких людей на предприятии может быть 10—20, а то и 30%. При этом один сервер может обслуживать 300—500 пользователей”.
На офисных сотрудников рассчитана конфигурация, которая называется “доставляемые десктопы” (local streamed desktops). В ней приложения выполняются не на сервере, а доставляются на локальные машины. “Эта конфигурация вполне подойдет офисным служащим, чьи ПК будут заменены на тонкие клиенты, — считает г-н Дингра. — В ней сочетаются централизованное управление ОС и приложениями с доставкой десктопов на клиентские ПК. Поддерживающая приложения инфраструктура при этом не требуется”. По его оценкам, таких работников на предприятии может насчитываться 30—50%.
К “бессерверным” относятся и ориентированные на мобильных пользователей конфигурации. “Мобильным пользователям нужно всегда иметь свои десктопы с собой, — говорит г-н Дингра. — На их лаптопах, как правило, установлены Windows XP или Windows 7, и они используют как локальные приложения типа MS Office, так и централизованные приложения типа MS Project, которые доставляются на лаптоп и могут выполняться в офлайне”.
От сложного к простому?
Если учесть, что в состав решения Citrix по клиентской виртуализации входит ряд других компонентов, среди которых — сервер XenServer, средство доставки приложений XenApp, инструменты Receiver (обеспечивает доступ к приложениям с Windows- и Linux-ПК, Mac, тонких клиентов, нетбуков, смартфонов iPhone, BlackBerry, Android и пр.) и Dazzle (“магазин” приложений), будущий клиентский гипервизор XenClient (позволяет изолированно выполнять на своей машине домашний и корпоративный десктопы) и пр., то в целом получается довольно сложная картина, требующая от внедренца весьма обширных и глубоких знаний. При этом немаловажно, что решение Citrix не замыкается на собственных продуктах. “Помимо поддержки XenServer, который включен в инфраструктуру виртуализационного решения и является бесплатным, мы поддерживаем vSphere и Hyper-V, — заявил г-н Дингра. — Мы также поддерживаем любые устройства хранения и множество других виртуализационных решений. Фактически это очень открытый подход, максимально защищающий инвестиции заказчиков”.
Хватает ли сейчас на рынке ИТ-специалистов, способных быстро во всем этом разобраться и правильно применить на практике? Очевидно, что, учитывая новизну и стремительность развития технологий клиентской виртуализации (достаточно сказать, что последние две базовые версии XenDesktop — третья и четвертая — вышли на рынок с интервалом всего в полгода), таких специалистов пока очень мало, особенно в развивающихся странах, к коим относится и Россия.
“Недавно, — рассказывает г-н Кросби, — мы провели ряд исследований положения Citrix на рынках развивающихся стран. Главный вывод, к которому мы пришли: здесь необходимо сфокусироваться на образовательном аспекте и упрощении применения наших технологий. Это связано с тем, что для достижения результата от внедрения наших продуктов требуется наличие опытных и высококвалифицированных ИТ-кадров, которых не хватает на этих рынках. Второй аспект, связанный с развивающимися рынками, связан с тем, что на них происходит рост масштабов бизнеса, что открывает хорошую перспективу технологиям Citrix. Наши продукты в первую очередь внедряют для решения проблем, связанных с расширением деятельности предприятий и необходимостью применения новых приложений. В этом смысле они являются стратегически важными для заказчиков, поскольку открывают новые возможности доставки приложений. Сейчас же большинство заказчиков используют возможности виртуализации для доставки не более чем 20% приложений. И предлагаемые нами инструменты, такие как Dazzle и Receiver, направлены на резкое упрощение и повышение удобства применения технологий доставки настольных приложений, превращение их в стратегический инструмент для бизнеса. Мы также совершенствуем нашу политику ценообразования, делаем ее более гибкой и адаптируем к условиям развивающихся рынков”.
Что ж, видимо, в будущем году мы можем рассчитывать на серьезное повышение как образовательной, так и маркетинговой активности Citrix на отечественном рынке.
Сценарий | Локальный десктоп на базе VM (офлайн) | Виртуальные десктопы с инсталлированными приложениями | Локально доставляемые десктопы | Десктопы, выполняемые на блейд-ПК | Десктопы, выполняемые на виртуальных машинах | Разделяемые десктопы, выполняемые на сервере |
---|---|---|---|---|---|---|
Тип пользователя | Мобильный | Гость | Офисный | "продвинутый" | офисный | Выполняющий ограниченный круг типовых задач |
Использование серверов для выполнения приложений | Нет | Нет | Нет | Один пользователь на один блейд-ПК | 60—120 пользователей на сервер | 300—500 пользователей на сервер |
Режим работы | Онлайн/офлайн | Онлайн/офлайн | Онлайн | Онлайн | Онлайн | Онлайн |
Централизация функций | Управление и безопасность | Управление приложениями | Управление и безопасность | Управление и безопасность | Управление и безопасность | Управление и безопасность |
Используемый клиентский компьютер | Лаптоп | Лаптоп | Бездисковый ПК, тонкий клиент | ПК, тонкий клиент, Мас, ноутбук | ПК, тонкий клиент, Мас, ноутбук | ПК, тонкий клиент, Мас, ноутбук |