Выступая полгода назад на DOCFLOW‘2009 министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев посетовал на несовершенство имеющихся на рынке СЭД и неготовность разработчиков к созданию продуктов нужного уровня для автоматизации органов государственной власти. В детализацию этих упреков высокий гость мероприятия не углублялся, компании-поставщики СЭД публично никак на них тоже не прореагировали. Но тем не менее вопрос был обозначен: какие же средства использует государство для компьютеризации своей деятельности с разного рода документами?
Ответ на него получить не так просто, поскольку сфера государственного сектора — одна из наиболее закрытых для внешних наблюдателей. Однако, анализируя дискуссии (порой ведущиеся на эзоповском языке) по этой теме в среде профессионалов, в том числе в кулуарах и в блогосфере, можно сказать, что тиражные решения (т. е. продукты соответствующих вендоров) используются в госсекторе не очень широко. Как сказал один из участников дискуссий на тематическом СЭД-блоге, “большая часть проектов по электронному документообороту, включая самые звучные и самые крупные, построены на заказных разработках, выполненных никому не известными за пределами данных проектов или проектов, подобных данным, фирмами, как правило, аффилированными с заказчиками”.
Очевидно, что создание ПО отдельно для каждого из сотен тысяч подразделений гигантской корпорации под названием “Госструктуры” — это слишком большая роскошь. Логичнее все же использовать какие-либо готовые (и, разумеется, настраиваемые) системы. Можно предположить еще вариант — применять что-то такое, что можно тиражировать бесплатно. То есть реализовать идею “национальной ОС”, но на уровне уже прикладных систем.
Конкурс под Новый год
Похоже, как раз такую идею решило реализовать Минкомсвязи, объявив публичный конкурс под названием “Право заключения государственного контракта на оказание услуг по разработке типовой системы электронного документооборота на свободном программном обеспечении на базе Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации”. Как и положено по закону, информация о конкурсе опубликована на официальном сайте по госзакупкам (www.zakupki.gov.ru/Tender/ViewPurchase.aspx?PurchaseId=544120). Из приведенного там документа “Конкурсная документация” можно узнать, что верхняя планка тендера — 5 млн. руб., заявки на участие принимались с 21 октября по 23 ноября. 1 декабря на сайте появился итоговый протокол конкурсной комиссии (ее заседание прошло днем ранее), в котором сказано, что в конкурсе приняло участие шесть претендентов (еще одного не допустили к конкурсу, так как его заявка была оформлена с нарушениями — листы тома заявки оказались непрошитыми).
Победителем названа компания “АйТи”. Теперь она должна до 20 декабря подписать контракт на “оказание услуг по разработке” и не позднее 20-го же декабря завершить выполнение контракта и сдать результаты заказчику. Получив за это причитающееся ей вознаграждение за выполненный заказ — 30 тыс. руб. (именно во столько оценила “АйТи” свои услуги).
Но сумма сделки — это даже не самое интересное в этой истории. Самое любопытное — попробовать понять, в чем же заключается суть всего этого проекта. Наша попытка выяснить это путем изучения конкурсной документации закончилась полным провалом (хотя все тексты опубликованы). В таком же неведении находятся и участники интернет-обсуждений, которые развернулись после изучения опубликованных документов.
В отдельном конкурсном документе “Разъяснение” говорится, что в 2009 г. заказчик ожидает получить следующие результаты: дистрибутив и исходные коды СЭД, установленное на оборудовании заказчика программное обеспечение СЭД, протокол предварительных испытаний СЭД, а также руководство пользователя и руководство по установке и администрированию СЭД. Приобретение платных дополнительных лицензий на ПО, необходимое для работы СЭД (например, системы СКЗИ), контрактом не предусмотрено.
А что намерено Минкомсвязи (заказчик) делать со всеми этими полученными активами? Здесь “Конкурсная документация” не дает сколько-нибудь ясного ответа, позволяя высказывать самые смелые предположения.
С одной стороны, в этом документе четко сказано, что “СЭД предназначена для автоматизации деятельности работников Минкомсвязи… и… инсталлируется на функционирующем оборудовании (включая сетевую инфраструктуру) министерства” с количеством рабочих мест — 700. Приведены характеристики сервера, который все это должен обслуживать (довольно скромный — процессор Intel Xeon Quad-core E5410 2,33 Гб, ОЗУ 2 Гб). Но все же внедрение СЭД обычно не ограничивается установкой ПО на компьютеры. Кто это будет делать и когда? На этот вопрос ответа в данном документе нет. Наверное, будет объявлен еще один конкурс, хотя, возможно, министерство сможет сделать такую работу силами своих сотрудников: ведь все необходимое для этого у них уже будет, включая документацию и даже исходные коды.
С другой стороны, смущает в названии конкурса слово “типовая СЭД”. Может быть, опробовав полученную разработку на себе (кстати, интересно узнать, какие средства сейчас используют сотрудники ведомства для работы с документами), профильное Минкомсвязи будет продвигать эту систему в другие многочисленные государственные структуры (например, во все министерства). Из “Конкурсной документации” не видно, получает ли заказчик право на тиражирование этого ПО, но это вроде бы и так очевидно — ведь система-то реализована на СПО.
Что будет делать с полученным (причем очень недорого) софтверным добром Минкомсвязи — это мы сможем увидеть уже в следующем году. А пока можно посмотреть, кто и с чем участвовал в этом быстротечном конкурсе. Это тем более интересно для понимания, что же госзаказчики понимают под созданием прикладных решений на базе СПО.
И здесь нужно отметить совершенно уникальную сторону проведенного конкурса. Дело в том, что заказчик в данном случае проявил невероятную открытость, выложив на сайт госзакупок не только свою документацию (что он обязан сделать), но и все тендерные заявки, хотя закон этого не требует.
Участники и их предложения
Посмотрим, из чего выбирала конкурсная комиссия (см. таблицу). Обилия участников в конкурсе не наблюдалось. Причем вполне очевидно, что компактные сроки мероприятия изначально и не предполагали какой-либо разработки ПО. Понятно, что речь могла идти только о поставке уже имеющегося у компании продукта. Но в этой ситуации подавляющее число известных игроков российского рынка СЭД не приняли участия в этом состязании. Возможно, потому что посчитали, что их разработки не подходят под определение СПО, а, может, не сочли заманчивой для себя перспективу бесплатного тиражирования своего детища. Так или иначе, среди участников — большинство имен, неизвестных на отечественном СЭД-рынке (кроме “АйТи” и “Ланита”).
Итоги конкурса подводились по двум критериям — “цена государственного контракта” и “качество услуг и квалификация участника конкурса”. Учитывая коэффициенты значимости критериев (соответственно 80 и 20%), победителя можно было смело назвать сразу после вскрытия конвертов с заявками: сумма, запрошенная “АйТи”, не оставляла конкурентам никаких шансов, как их изначально не было и у “Базовых технологий”, запросивших по максимуму.
Небезынтересно, что Минкомсвязи понимает под “СЭД на СПО”. В “Конкурсной документации” приведено определение: СПО — “программное обеспечение, распространяемое на условиях безвозмездного предоставления права его использования, безвозмездного предоставления полного исходного кода программы и отсутствия каких-либо ограничений на использование программы как технического объекта”.
В документе можно также прочитать, что разрабатываемая СЭД должна функционировать в среде открытых ОС. Но должна ли система сама относиться к категории СПО — этого там не сказано. Впрочем, из анализа поданных заявок видно, что не должна (но тогда непонятно, о поставке каких дистрибутивов с исходным кодом идет речь в задании).
Что же собственно предлагали претенденты?
Научно-производственный центр “1С” — одна из ключевых структур фирмы “1С”, действующая на рынке крупных проектов по автоматизации предприятий (с привлечением партнеров). НПЦ выступил на конкурсе в качестве автора продукта “1С:Документооборот 8”, который пока представлен лишь бета-версией. Решение реализовано на базе новой платформы “1С:Предприятие 8.2”, способной работать в среде открытых ОС, хотя сама она к категории СПО не относится.
“Армада Софт” не называла себя автором “1С:Документооборота”, по почему-то представила этот же продукт (а ведь конкурс был на “услуги по разработке”, а не на поставку). Отметим и то, что конкурсная заявка, хотя и отличается от варианта НПЦ по форме, но по содержанию очень на него похожа . Не очень понятно и то, как компания смогла бы поставить заказчику платформу “1С:Предприятие 8.2” в исходных кодах.
“АйТи” и “Ланит” — хорошо известные и опытные игроки рынка СЭД. Отлично и понятно составлены ими описания своих предложений. Там перечисляется большой набор базовых технологий и платформ, в том числе открытых (Linux, Jboss, Apache и пр.). “Ланит” известен в этой области как разработчик системы LanDocs, но в данном случае предлагает систему Core Process, полностью построенную на открытых базовых технологиях и свободно распространяемую (но никаких других упоминаний об этом продукте в Интернете, в том числе и на сайте компании, не удалось найти). Главный продукт “АйТи” на рынке СЭД — “БОСС-Референт”, реализованный на базе платформу Lotus Notes. Из заявки, поданной на конкурс, можно предположить, что речь идет о какой-то качественно новой разработке, пока неизвестной на рынке и не имеющей собственного имени.
А два других конкурсанта — никому не известные фирмы (в том числе и наблюдателям блогосферы). Чтение заявки компании “Промышленные информационные системы” вызвало у одного из интернет-комментаторов приступ искреннего веселья, так как, по его словам, этот документ можно использовать в качестве универсального для создания абсолютно любого ПО. “Базовые технологии” выдали достаточно качественное описание предлагаемого продукта, которое при внимательном изучении оказалось очень похожим на вариант заявки “АйТи”, только более компактный. Но сокращение текста компания решила компенсировать явно непропорциональным увеличением запрашиваемой суммы, что в результате лишило ее шансов на успех.
Рейтинг | Наименование участника | Запрошенная сумма, тыс. руб. | Условия исполнения государственного контракта (количество баллов с учетом коэффициента значимости) | ||
---|---|---|---|---|---|
цена контракта | качество услуг и квалификация участника конкурса | итоговая сумма | |||
1 | "АйТи" | 30 | 79,52 | 19,29 | 98,81 |
2 | "Армада Софт" | 1398 | 57,63 | 11,43 | 69,06 |
3 | “Ланит" | 2000 | 48 | 20 | 68 |
4 | НПЦ “1С" | 1800 | 51,2 | 13,57 | 64,77 |
5 | "Промышленные информационные системы" | 1500 | 56 | 5 | 61 |
6 | "Базовые технологии" | 5000 | 0 | 14,29 | 14,29 |
Комментарии участников конкурса
Мы обратились к ряду участников конкурса с просьбой пояснить некоторые его аспекты.
На вопрос, как предполагается использовать “типовую СЭД”: для автоматизации только Минэкономсвязи или для дальнейшего тиражирования министерством выбранной системы, от компаний “1С” и “АйТи” был получен почти одинаковый ответ: “Мы не можем ничего сказать относительно дальнейших планов ведомства, этот вопрос нужно адресовать заказчику”. Компания “Ланит” высказала уверенность, что представленное ПО нужно в первую очередь для автоматизации самого заказчика.
Директор по маркетингу “АйТи” Дмитрий Ведев пояснил также, что в заявке его компании речь идет о СЭД, реализованной на СПО-платформе: “Конечно, логика и определенные элементы архитектуры были позаимствованы нами из нашего флагманского СЭД-продукта “БОСС-Референт”, однако технологической платформой реализации системы является JBOSS”. Что касается стоимости проекта, то позиция “АйТи” по этому вопросу звучит так: “Предметом конкурса является свободное программное обеспечение. “АйТи” полностью поддерживает принципы СПО, когда собственно код продукта предоставляется бесплатно или за очень небольшую плату, а заказчик платит (если изъявляет желание) за сервисную поддержку продукта. Мы считаем, что это абсолютно правильная позиция, поэтому и предложили очень небольшую цену за СПО-решение”.
В свою очередь “Ланит” сообщила, что ее свободно-распространяемая платформа CoreProcess вобрала в себя все технологии и наработки компании за многие годы работы в области автоматизации документооборота и может использоваться в качестве типовой бесплатной СЭД с открытыми исходными кодами.