Конкретные внедрения ИТ в розничной торговле, от магазинов шаговой доступности до торговых моллов, в самое ближайшее время будут направлены в первую очередь на снижение издержек, увеличение пропускной способности магазинов за счет широкого внедрения систем самообслуживания и снижение уровня воровства персонала путем применения систем управления наличностью. Именно такой вывод можно было сделать, ознакомившись с аппаратно-программными решениями Wincor Nixdorf, представленными в начале декабря в Москве.
Основной упор в новых решениях для супермаркетов и крупных торговых моллов сделан на самообслуживание. Почти в любой стране Европы покупатели жалуются на длинные очереди, а ритейлеры — на медлительность своего персонала (по данным исследования Cell Consulting AG, 21% времени работы кассир не пробивает покупки, а только считает деньги — промежуточные инкассации, сдача и т. д.) Куда как быстрее может действовать интеллектуальная система самообслуживания. К примеру, с представленной кассой Self-Checkout iSCAN, внешне похожей на банкомат, должен справиться любой пользователь, имеющий навыки управления компьютером. Обычно их устанавливают “островками” по 4—8 шт. к и на первых порах увеличивают количество промоперсонала, который помогает покупателям освоиться с такими решениями. Два-три повторения и покупатель может работать самостоятельно — сканировать, упаковывать и оплачивать товар с помощью наличных или пластиковых карт.
Решение Self-Checkout iSCAN может быть модульным — сюда включено два сканирующих модуля (биоптический или вертикальный), модуль оплаты, система замкнутого цикла оборота наличных монет и банкнот (recycling), которая сводит к минимуму риск кражи денег. Кстати, для противодействия забывчивым покупателям аппарат обычно оснащается интеллектуальными весами, что позволяет контролировать упаковку именно тех товаров, которые были отсканированы. Подобное решение актуально для пользователей с небольшим количеством товаров, который входит в стандартную продуктовую корзинку. Аналогичные решения уже внедрили у себя европейские подразделения розничных магазинов Auchan и Maxima.
Любителям собирать большие корзины или действовать по списку скорее всего пригодится ППП — персональный помощник покупателя: легкий (около 100 г) сканер штрихкодов с почти пистолетной рукояткой и дисплеем. Достаточно просканировать на входе в супермаркет свою карту покупателя (обычно магазины выдают их всем желающим), получить такой сканер на специальном стенде — и можно самостоятельно сканировать все этикетки товаров, только сняв покупки с полки. Таким образом, подходя к кассе, покупателю остается лишь заплатить за уже отмеченные товары (информацию о них в АСУ магазина ППП передает по Wi-Fi) без повторного считывания штрихкодов на этикетках. А сделать это можно как у обычного кассира, так и у специального платежного терминала — кому как удобно. Кроме того, подобное устройство всегда сможет подсказать, где находится тот или иной товар (в этом помогает сенсорный дисплей и меню с пиктограммами), уведомить о скидках и специальных предложениях. Эти решения уже можно встретить в европейских магазинах Metro Group, а также в строительных магазинах B&Q.
Для небольших магазинчиков “шаговой доступности” и бензоколонок Wincor Nixdorf предлагает системы управление наличностью Cash Management. При их использовании прием денег упрощается — все банкноты и монеты кассир вкладывает не в лоток кассы, а в специальный приемник для наличных, который сразу убирает деньги в сейф, по прочности не уступающий банковскому. Одновременно с этим система проверяет наличные, исключая прием фальшивых купюр и монет. Благодаря отсутствию возможности взять деньги из кассы решается проблема не только воровства, но и эмоционального стресса у кассиров, связанного с материальной ответственностью за хранение наличных средств — код от сейфа знают только сотрудники банка, которые занимаются инкассацией. Подобное решение уже установлено на бензоколонках Shell и, по информации Герхарда Шиллера, вице-президент Wincor Nixdorf и главы направления разработок для ритейла, это стало одним из факторов, снизивших уровень грабежей на АЗС: деньги просто невозможно достать. Кроме того, как минимум вдвое (обычно это 3—5% от оборота) снизились потери от воровства собственного персонала. Причем инкассация и пополнение подобных систем деньгами для размена осуществляется автоматически — оператор АСУ сразу видит, на какой из бензоколонок превышен лимит наличности, где требуется подвоз купюр для размена и т. д.
Разумеется, все подобные решения по одиночке не новость для российского рынка ритейла — они используются в мелко-розничной торговле, там где покупателями выступают продвинутые пользователи и их поток невелик. Основное отличие решений Wincor Nixdorf — попытка массового внедрения, в т.ч. и в громадных торговых моллах с большим оборотом. По планам компании, помочь в этом должна платформа TP.net 3.5., которая автоматизирует все функции фронт-офиса торгового предприятия. В первую очередь эта платформа обеспечивает единую техническую среду для работы любого торгового ИТ-оборудования магазина, будь то POS-терминалы, мобильные терминалы, инфокиоски, промомониторы, системы управления наличностью, самообслуживания или весовое оборудование. Текущая версия TP.net может обмениваться данными с наиболее распространенными ERP-системам (к примеру, SAP) и бухгалтерским ПО (“1С”).