В отличие от предыдущих шумных лет февральский Mobile World Congress ’2010 в Барселоне полностью ориентировался на представителей отрасли. Стенды экспонентов из демонстрационных павильонов превратились, образно говоря, в магазины экспресс-обслуживания, где производители решений, операторы связи, производители ПО и контент-провайдеры договаривались о конкретных сделках, а не просто “демонстрировали флаг”, как в былые годы. Несмотря на обилие новинок мобильных терминалов, основные акценты постепенно смещаются к клиентским приложениям, операторским сервисам и наполнению скоростных сетей мобильного беспроводного доступа.
Глобальные анонсы
В наибольшей степени на выставке отличились крупные производители, а также операторы связи. К примеру, Intel и Nokia подписали партнерское соглашение, согласно которому команды разработки двух корпораций займутся созданием универсальной версии ОС Linux, пригодной для широкого спектра мобильных устройств. Обе компании понимают, что именно с помощью ОС для нетбуков, интернет-планшетов и смартфонов можно не только зарабатывать на приложениях и дополнительных сервисах, но и в какой-то степени руководить развитием аппаратных возможностей подобных решений. Причем каждая команда разработчиков добавит в общий проект свои наработки и инициативы — именно таким путем будут объединены платформы Moblin и Maemo. Новый проект получил название MeeGo, и первые устройства под его управлением будут представлены в четвертом квартале 2010 г.
Не отстала от конкурентов и Microsoft, как и годом ранее продемонстрировавшая своим клиентам новую версию для мобильных устройство WIndows Phone 7. Разбираться в особенностях функционирования новой ОС клиентам компании еще только предстоит, пока же те, кто успел попробовать ее работу, в блогах говорят только о хорошей работе над ошибками по сравнению с предыдущими версиями, увеличившейся скорости работы, новом интерфейсе и оптимизированном коде системы. Корпоративным клиентам, конечно, вряд ли будет интересна тесная интеграция с Xbox Live и Zune, а вот более удобная работа с файлами Microsoft Office и предустановленные сервисы для социальных сетей покажутся вполне примечательными.
Кроме того, около двадцати крупных операторов связи присоединились к проекту Wholesale Applications Community, основной задачей которого станет разработка еще одного глобального магазина приложений. Разумеется, в противовес Apple App Store и Google Android Market. В данном случае приложения будут кросс-платформенными: AT&T, China Mobile, Deutsche Telekom, NTT DoCoMo, Orange, Telefónica, Telenor Group, Sprint, Verizon Wireless и Vodafone обещают использовать именно этот проект как “точку входа” для всех своих пользователей, приобретающих терминалы в сетях этих операторов связи. Правда, на выработку и согласование структуры будущего торгового молла, подключение систем оплаты и разработку самих приложений еще уйдет как минимум год, так что Apple и Google вполне могут заработать не один десяток миллионов долларов, не особо чувствуя конкуренцию со стороны операторов связи.
Традиционно MWC не оставили своим вниманием крупные производители оборудования операторского класса — и NSN, и Ericsson отметились демонстрационными зонами, в которых продемонстрировали работу сетей LTE с рекордными скоростями. К примеру, Ericsson “пробила” радиоэфир на скорости с пиком в 1 Гбит/с. Показатель действительно отличный, но для достижения такого результата понадобилась антенная конфигурация 4×4 MIMO и, самое главное, четыре несущие по 20 МГц. Правда, вендоры тактично обходят тот факт, что для большинства операторов мобильной связи, к примеру, в России полосы радиоэфира с такой шириной могут разве что присниться в счастливом сне. Таким образом, реальные скорости от заявленных будут отличаться как минимум раз в десять — в меньшую сторону, разумеется.
Однако даже на таких скоростях значительная часть абонентов все равно хотят пользоваться мобильной беспроводкой. К примеру, собственная лаборатория Ericsson под названием ConsumerLab недавно провела исследование, которое показало, что люди готовы платить от 26 до 46 долл. за безлимитный канал доступа, подключенный к их нетбуку или ноутбуку, помимо домашнего ПК и мобильного телефона. Правда, опрашивали только жителей США.
На MWC ‘2010, как ни на какой выставке прежде, был отмечен широкий спектр решений для корпоративной мобильности. Судя по данным IDC, наибольшим успехом в самое ближайшее время будут пользоваться не отдельные, а интегрированные сервисы — корпоративная электронная почта, обмен сообщениями, унифицированные голосовые коммуникации по принципу “всё-в-одном”, решения по безопасному доступу в Интернет с помощью беспроводных протоколов связи, централизованное управление разнокалиберными мобильными устройствами. Кроме того, перспективными являются приложения для “умных мобильных”, которые позволяют включать их в CRM- и ERP-системы, автоматизировать с их помощью “последние метры” в выездных службах продаж и временных торговых павильонах, сокращать затраты на прием наличности с помощью POS-терминалов. Большинство подобных решений разработано не только для iPhone или устройств, которые работают на базе Windows Mobile, как это было раньше, но и для “умных мобильных” на Android; в самом ближайшем будущем портирование подобных приложений будет осуществлено для платформ LiMo и bada, что существенно расширит выбор для корпоративных заказчиков.
Развитием подобной идеи можно считать полноценную предустановку приложений не в память устройства, а сразу на SIM/RUIM-карту, где располагается и абонентский номер. На MWC было представлено решение южнокорейского оператора сотовой связи SK Telecom, специалистам которого удалось именно таким образом разместить все основные компоненты, необходимые для работы операционной системы Android. На SIM-карту были установлены процессор архитектуры ARM, оперативная память и 1 Гб флэш-памяти для хранения системных и прочих файлов. Разумеется, пока это только прототип, однако он дает возможность создавать комплексные решения для корпоративных клиентов без настройки пользовательских терминалов, что существенно снизит издержки для крупных заказчиков. Вдобавок оконечные устройства будут гораздо дешевле современных смартфонов — по сути им понадобится только корпус с клавиатурой и монитором, но без процессора и операционной системы.
Несмотря на мировой финансовый кризис, вполне перспективными считаются и финансовые сервисы. И крупные производители терминалов (например, Samsung), и операторы связи (такие, как Telefónica), и платежные системы (Visa и MasterCard) не оставляют желания использовать сотовый телефон в качестве платежного сервиса. Правда, концепция таких услуг постепенно меняется. Наиболее жизнеспособной пока является схема оплаты небольших покупок в реальном времени — она подходит для транспортных компаний, ресторанов быстрого питания, небольших магазинов спонтанного спроса. Технология, с помощью которой осуществляются транзакции, как и раньше, — NFC. Деньги снимаются со счета пластиковой карты, правда, с мерами безопасности — до 15 евро без авторизации, до 50 евро — с вводом пароля (аналог PIN-кода). Несмотря на простоту организации такого сервиса, развивается он пока слабо, так как количество терминалов с NFC невелико.
Очень возможно, что именно 2010-й станет началом спокойных взаимоотношений операторов мобильной связи и VoIP. В прошлом году крупные компании США и Европы сняли запрет на звонки по VoIP через свои мобильные сети, и соответствующие приложения стали появляться в магазинах приложений. В этом году дело пошло гораздо дальше — к примеру, крупный американский оператор связи Verizon Wireless и компания Skype объявили о начале стратегического сотрудничества, в рамках которого в марте на смартфонах в сети Verizon Wireless появится возможность пользоваться Skype. Схема прибыли для оператора меняется — вместо задействования для дальних звонков своей МГ/МН-сети он будет зарабатывать на передаче трафика, в т.ч. и при совершении вызовов по VoIP. Доходы от дальне связи он, конечно, потеряет (хотя и сейчас они стремительно падают), но получит часть денег от Skype за каждый вызов. Абоненты же, загрузив мобильную версию Skype, смогут в ограниченно-бесплатном режиме (им надо будет платить за передачу данных в любом случае) принимать и совершать голосовые звонки между собой по всему миру по небольшой стоимости, отправлять и получать сообщения в сети Skype, а также SMS-сообщения. Конечно, это можно было делать и раньше, отличие состоит в том, что оператор самостоятельно будет предустанавливать мобильную версию VoIP-клиента на терминалы, которые он реализует в своей сети — от производителей RIM (BlackBerry), Motorola, HTC.
Перспективное “железо”
Несмотря на множество анонсов компаний HTC, LG, Acer, Samsung, Toshiba, которые привезли в Испанию свои смартфоны и нетбуки средней ценовой категории, одна из интересных тенденций — это агрессивна работа производителей и операторов связи на рынке недорогих “мобильников”. Причем если для развивающихся стран все еще интересны терминалы по цене 10—15 евро за штуку (к примеру, Vodafone 150 для Индии, Турции и африканских стран), то для европейских пользователей будут представлены Symbian-смартфоны стоимостью около 100 евро. Разница в данном случае, конечно, в профиле потребления: если на массовых рынках с небольшим ARPU интересна голосовая связь и изредка SMS, то более “продвинутым” пользователям желательно с помощью своего “умного мобильного” получить выход в Интернет, работу с IM-клиентами и загрузку музыки. В любом случае глобальный успех сетей 3G возможен только за счет увеличения числа недорогих смартфонов с iPhone-подобным функционалом.
Кстати, на рынок мобильных терминалов можно окончательно перенести реалии компьютерного рынка с повальным снижением стоимости новых, более мощных, чем раньше, компонентов. Правда, соревнование в данном случае идет не по скорости процессоров, а скорее по количеству дополнительных функций: большинство новых моделей будут скоростными, с цветными сенсорными дисплеями и большим спектром протоколов беспроводной связи. Им бы еще емкие и легкие батареи — но этот вопрос еще далек от решения.
Активное развитие получили и миниатюрные гибридные точки доступа UMTS/Wi-Fi. Мобильная “беспроводка” уже стала вполне рядовым и доступным явлением для значительной части корпоративных пользователей, хотя здесь наблюдается явный перевес в сторону увеличения числа USB-модемов, а не встроенных в ноутбуки мобильных модемов. Именно для решения этого вопроса производители (в основном, конечно, компании из Юго-Восточной Азии) предлагают интересные решения — к примеру, Connect One предлагает устройство Wi-Reach Classic, которое состоит из пластикового кредла (специального держателя) с автономным питанием для подключения USB-модема, что превращает Wi-Reach в точку доступа Wi-Fi 802.11 b/g. Заряда встроенной батареи хватает на 4—5 часов работы, а весит “железо” всего 110 г. В списке поддерживаемых 3G-модемов более 20 моделей, а для поддержки 4G-модемов (WiMAX/LTE) достаточно всего-то обновить прошивку. Возможно, это устройство когда-нибудь появится и в России.