На очередном заседании Государственной комиссии по радиочастотам, которое состоялось 19 февраля, чиновники все-таки исправили ситуацию с фемтосотами, которые позволяют адресно улучшать качестве мобильных сетей связи 3G. В самом ближайшем будущем провайдеры мобильной связи смогут реализовывать такие устройства своим клиентам без долгой бумажной волокиты и проведения дорогостоящих испытаний на электромагнитную совместимость в каждом отдельном случае. Достаточно будет зарегистрировать такую точку доступа (возможно, этим будут заниматься операторы связи) в установленном порядке (который еще разрабатывается), и ее можно эксплуатировать в рамках стандартного договора о предоставлении услуг связи.
Фемтосота чем-то напоминает хотспот Wi-Fi, однако она несколько сложнее — обычно всеми ими можно управлять дистанционно через Интернет со стороны оператора связи, к тому же они предоставляют абоненту возможность пропускать не только данные, но и голос. Основная задача фемтосоты вполне локальна — повторяя работу базовой станции сотовой связи (правда, с гораздо меньшей скоростью), улучшить качество связи в конкретном помещении или перед зданием. Вдобавок фемтосоты со сменой программного обеспечения вполне могут эволюционировать вслед за технологиями мобильного ШПД — устройства, поддерживающие HSPA+, при определенной доработке вполне могут быть использованы в будущих LTE-сетях . Если они все-таки появятся в России. Средняя стоимость таких устройств находится в пределах 100—150 долл. Для столицы их максимальная мощность будет составлять 25 мВт, для регионов — до 1000 мВт, что позволяет уверенно “пробивать” диаметр в 30—50 м.
В продуктовых линейках крупных вендоров (Alcatel-Lucent, Nokia Siemens Networks, Ericsson, Huawei, Samsung), а также у множества небольших компаний из Юго-Восточной Азии можно найти десятки различных моделей фемтосот, которые различаются, разумеется, по внешнему виду, мощности, стилю исполнения (для размещения внутри зданий или снаружи), а также дополнительному функционалу. Есть модели как для UMTS-сетей, так и для CDMA2000. В среднем это довольно маленькие устройства, по размерам напоминающие большой ADSL-модем или книгу формата А5, которые потребляют электроэнергии не больше, чем хотспот Wi-Fi. Разумеется, продвинутые модели фемтосот могут сочетать в себе функциональность как UMTS, так и Wi-Fi, чтобы пропустить по одному каналу связи поток данных от любого беспроводного устройства и уменьшить количество “железа” у пользователя. Причем в случае работы по UMTS скорость доступа в Интернет, по сути, ограничивается только пропускной способностью проводного канала связи, к которому подключено это устройство, — одновременных пользователей такого “железа” обычно бывает очень немного.
Буквально через пару лет, по прогнозу Juniper Research, в мире будет не менее 15 млн. обладателей этих устройств. При этом, отмечают аналитики, владелец не тождественен пользователю — обычно каждой фемтосотой пользуются 4—10 человек в течение дня. Модель использования такого устройства у операторов связи различна. В большинстве случаев его не продают, а сдают в недорогую аренду активным пользователям и корпоративным клиентам рынка SoHo. Основная задача фемтосот — разгрузить радиосеть оператора связи в домах и офисных зданиях — там, куда “пробиться” радиоволнами с улицы всегда стоит достаточно дорого. Экономя на капитальных затратах, оператор обычно предлагает пользователям фемтосот достаточно интересные тарифные планы — ведь биллинговая система оператора связи может достаточно четко отследить через базовую станцию или фемтосоту, какой именно трафик передается.
Цифры, разумеется, в каждом случае различны, однако нечто общее у них есть. К примеру, это резкая, временами до 90%, экономия стоимости на внутрисетевых вызовах, скидка на звонки на городские номера, небольшая стоимость передачи данных с мобильного устройства (учитывая тот факт, что за трафик фемтосоты обычно платит сам клиент), дешевые SMS. Кроме того, подобные устройства могут серьезно разрушить бизнес проводных операторов связи, особенно если мобильные провайдеры предложат выгодные тарифы на голосовую “безлимитку” как частным, так и, прежде всего, корпоративным пользователям — скажем, за несколько долларов в месяц. Кроме того, для офисных сотрудников дополнительным поводом сэкономить будет возможность снизить стоимость вызовов в рамках одной или группы фемтосот, расположенных в одном офисном здании: с помощью грамотно настроенного биллинга это решается достаточно оперативно. Очень вероятно, что операторы сами предложат пользователям фемтосоты с VoIP-функциональностью, а также программы-клиенты для наиболее распространенных моделей “умных” мобильных терминалов: это хотя бы позволит им в какой-то степени компенсировать доходы от снижения МГ/МН-трафика.
По опыту британского подразделения Vodafone, “виртуала” Picochip, а также немецкого отделения T-Mobile, которые уже предлагают подобные пакетные решения своим абонентам, можно предположить, каковы основные модели потребления трафика в фемтосотах. Наиболее простой, “в лоб”, — это работа с мобильных телефонов абонентов. Правда, только современные модели смогут поддерживать частоту 2,1 ГГц, которая в России отведена для сетей 3G. Второй вариант — это полностью беспроводный небольшой офис или дом. Вокруг фемтосоты нет необходимости выстраивать гибридные хотспоты UMTS/Wi-Fi, достаточно подключить по Ethernet-кабелю небольшой и недорогой коммутатор — и, вуаля, все работают ровно по той же схеме, только стоимость “входного билета” становится за счет недорогого оборудования и дотации со стороны оператора куда как меньше.
А мобильные ПК со встроенными UMTS-модулями смогут подключаться к такой сети еще быстрее, причем при работе в автономном режиме их энергопотребление будет небольшим из-за хорошего уровня сигнала. Вполне радужные перспективы при условии развития фемтосот ожидают и мобильно-фиксированные терминалы, которые из операторов “большой тройки” предлагает пока что только “МегаФон”. Разумеется, большинство российских пользователей в отличие от англичан и американцев пока не готовы полностью отказаться от стационарной телефонии, но выход на рынок фемтосот способен существенно изменить расстановку сил на рынку связи. Так, по данным online-опроса компании YouGov, 47% потребителей таких портативных устройств в Великобритании готовы пользоваться более широким спектром мобильных приложений и услуг — в основном теми, которые являются “тяжелыми” для обычных мобильных сетей, к примеру, мобильным IPTV.
И, наконец, хороший вариант развития получают системы видеонаблюдения и телеметрии, предназначенные для частных абонентов, работающие по радиоканалу. В данном случае за счет небольшого охвата такой микросети есть возможность обеспечить достаточно хорошее качество обратного канала связи в Интернет. Вдобавок при значительном распространении фемтосот можно говорить о выходе на новый уровень услуг LBS (в каждой фемтосоте есть GPS-приемник) — ведь возможно повышение точности позиционирования всех мобильных объектов как минимум на порядок (с сотен до десятков метров), причем, зная конкретные позиции фемтосот, можно будет улучшить указание местоположения объекта внутри зданий.