Со времени выпуска и развития первых устройств для чтения электронных книг компаний NuvoMedia и SoftBook Press в конце 1990-х прошло достаточное количество времени, но только сейчас вендоры сообразили, что электронные “читалки” (eBook readers) могут стать еще одной точкой роста для рынка бытовой электроники. Первые шаги были опробованы ими на Amazon Kindle и Sony Reader — эти “ридеры” были снабжены помимо встроенной памяти и более-менее эргономичных компонентов возможностью покупать книги в цифровом виде в предназначенных для них магазинах. Кроме того, в Интернете существуют сотни хранилищ бесплатных текстов — это тоже способствует увеличению спроса на eBook readers.
Но действительно глобальный взрыв интереса пользователей к электронным ридерам можно было наблюдать на январской выставке CES в США. Сегодня на рынке можно встретить Alex eReader, различные варианты Amazon Kindle, Sony Reader PRS-300 и PRS-600, Nook, iRiver Story, E101 и E6 от Samsung, 302 и 901 от PocketBook, EER-051 и EER-071WF производства Paradigm Shift и т. д.
Пока что развитие этого рынка чем-то напоминает то, как развивался рынок нетбуков: сначала появились совершенно не функциональные, но недорогие устройства для выполнения весьма ограниченных задач — до недавнего времени большинство устройств для чтения электронных книг использовали электронную бумагу и электронные чернила фирмы E Ink, основанной в 1997 г. сотрудниками MIT Media Labs и купленной компанией Prime View International (PVI) в 2009-м за 215 млн. долл. В последнее время производители смогли предложить пользователям широкий спектр примерно однотипных решений, всё различие которых было в дизайне, толщине корпуса, емкости батареи и дополнительных аксессуарах. И вот в настоящий момент “ридеров” электронных книг наконец-то сформировались предпосылки для его бурного развития.
Причем для eBook readers, как и для нетбуков, ключевой особенностью является наличие беспроводных модулей для связи с Интернетом: только так можно получать в режиме реального времени электронные версии ежедневных газет. Именно оперативная информация в почти привычном виде (на экране видны полосы, иллюстрации и т. д.) сможет увеличить спрос на электронные ридеры текста в ближайшем будущем. Крупные издатели, такие, например, как New York Times или USA Today, это уже отлично поняли, продавая с определенными типами электронных “читалок” абонементы на подписку для чтения электронных копий газет. Аналогично действуют интернет-магазины наподобие Google Books (пока там только бесплатная литература) или “офлайновые” книжные супермаркеты, постепенно мигрирующие в Сеть, — скажем, Barnes & Noble.
Несмотря на попытки отдельных производителей позиционировать в корпоративным сегменте электронные ридеры (к примеру, Plastic Logic Que или Skiff Reader) форматом почти в лист А4, значительная часть этих устройств производится исключительно для рынка частных пользователей, и по формату они чуть меньше.
Однако если внимательно посмотреть свежие прогнозы Digitimes Research, то можно отметить, что наиболее интересные модели “электронных книг” позиционируются с дисплеями около 9 дюймов (чуть меньше, чем у стандартного нетбука), в то время как сейчас самый ходовой размер — около 7 дюймов. Правда, увеличение дисплея подойдет для портирования учебной литературы и периодической печати. Причем на рынке уже тесно от вендоров, предлагающих подобные экраны, — это и PVI, и AU Optronics; кроме того, “электронные книги” с дисплеями размером 9,7 дюйма планируют представить компании Hanwang и BenQ.
Основное предназначение eBook readers — отображать текст, но ситуация меняется буквально на глазах. Во-первых, пользователям нужно не только его читать, но и работать с ним. Чаще всего это организуется с помощью виртуальной или обычной qwerty-клавиатуры, которая, увы, есть далеко не у всех моделей. Во-вторых, типичным функционалом eBook readers является поддержка различных форматов (.fb2.zip, .txt, .pdf, .djvu, .rtf, .html, .prc, .chm, .epub, .doc, .tcr), а также возможность оставлять закладки, создавать заметки и выделять фрагменты текста. Справятся “электронные книги” и с воспроизведением MP3-треков. В-третьих, дисплей чаще всего все еще черно-белый, поэтому там, конечно, можно воспроизводить картинки в jpg, однако особого удовольствия их созерцание не принесет. Но ситуация в этом сегменте достаточно оперативно меняется. Так, E Ink объявила о выпуске цветного дисплея в середине 2010 г.; кроме того, интересные разработки в данной области есть у Fujitsu (цветной ePaper) и у Pixel Qi.
Разумеется, все существующие ридеры могут обеспечить своим владельцам возможность приобретения книг в специальных магазинах с поддержкой защиты от копирования (правда, контента на русском языке там пока минимум), причем многие производители уже сейчас ведут друг с другом переговоры об унификации дополнительных функций. К примеру, таких как работа в режиме “цифровой библиотеки”, когда книгу можно будет просто взять почитать из цифрового депозитария без сохранения копии в устройстве пользователя сверх 10—20 дней после загрузки в устройство, или возможность для пользователей обмениваться копиями книг и т. д.
Выход в Интернет обычно организуется с помощью HSPA, CDMA или WiMAX, но этот вариант подключения пока только развивается (большинство таких устройств продаются по операторской модели), хотя Wi-Fi и Bluetooth присутствуют там в обязательном порядке. В остальном по техническим характеристикам они напоминают современные смартфоны и коммуникаторы с “обрезанным” функционалом: процессор с частотой 500—700 МГц, сенсорный дисплей с диагональю 6—10 дюймов, многофункциональный плоский джойстик для управления. Встроенную память производители предпочитают не увеличивать чрезмерно (256—512 Мб) — они просто добавляют порты для карт microSD. Некоторые дисплеи практически совсем не имеют подсветки и рассчитаны на внешний источник света — данный подход не идеален, но существенно снижает энергопотребление. Емкость батарей позволяет таким устройствам работать в режиме чтения книг в течение порядка 5—10 дней (с включенными адаптерами беспроводной связи, ясное дело, гораздо меньше). Операционные системы — или самописные, или Andorid, Windows Mobile.
Бурное развитие электронных ридеров не вызывает сомнения. Правда, это будут не столько локальные “читалки”, сколько информационные терминалы, обеспеченные выходом в Интернет, поддерживающие виджеты, подгрузку новостей, но ориентированные в основном на получение пользователем текстовой информации. Именно такие устройства вкупе с издательствами, которые готовы выпускать и уже выпускают книги в цифровом формате, смогут существенно потеснить “любителей бумаги” на рынке периодических изданий и книг. Весьма вероятно, что дополнительный рывок этот рынок получит за счет перехода, хотя бы частичного, на электронные учебники для школ и вузов — выглядит это вполне реальным, ведь во многих колледжах США и Европы студенты уже пару лет как получают нетбуки на период обучения, а большинство домашних задач надо сдавать в электронном виде