В распространенном на одной из пресс-конференций в конце февраля пресс-релизе содержится такая оценка IDC общей ситуации на российском ERP-рынке: “Наши исследования показывают, что российский рынок ERP-систем, который до 2009 г. рос рекордными темпами, под влиянием кризиса существенно замедлил, но не остановил свой рост. В ближайшие пять лет он будет ежегодно увеличиваться в среднем на 2,1%”.
Данная цитата представляется довольно двусмысленной. Из нее можно сделать, в частности, вывод, что в 2009-м спада продаж ERP-решений не было, а начиная с нынешнего года ожидается небольшой рост. На самом же деле все обстоит совсем иначе. Дело в том, распространенное сейчас высказывание — это фраза из отчета “IDC Russia Enterprise Application Software 2009—2013 Forecast and 2008 Vendor Share”, выпущенного в сентябре прошлого года. И “ближайшие пять” лет начинаются не в 2010-м, а в 2009-м.
Что ж, на какой уровень выйдет ERP-рынок в 2013 г. — это, конечно, любопытно (а именно от этой точки рассчитывается средний рост за пять лет), но гораздо интереснее понять, как этот рынок пережил тяжелый 2009-й и что его ожидает в более краткосрочной перспективе. Даже простейший анализ на интуитивном уровне не позволяет тешить себя иллюзиями о том, что ERP-рынок миновал кризисный период без заметных потерь.
Действительно, в частных беседах представители IDC говорят сейчас о падении объема продаж ERP-решений в России в 2009 г. примерно на 30% (компания оценивает падение софтверного рынка в целом как 35—40%-ное), подтверждая при этом свой прогноз относительно развития ситуации на пять лет вперед. С учетом всех этих сведений становится понятно, что обещанный устойчивый рост рынка будет идти не по линейному графику, а в виде довольно сложных (или даже драматических) “зигзагов”, при этом восстановления докризисного уровня 2008-го следует ожидать примерно в 2012 г. Однако вполне очевидно, что в подобных “нарушенных” условиях развития процесса говорить с какой-то определенностью об абсолютных показателях в перспективе даже на два-три года — это всё равно, что гадать на кофейной гуще.
Попробуем все же оценить текущую ситуацию на основе иных имеющихся сведений. Их, впрочем, немного. Единственная компания среди игроков ERP-рынка, озвучившая (впрочем, как обычно) общие итоги свой работы в прошедшем году в количественных показателях — “1С”. Фирма сообщила о падении продаж своего экономического ПО в 2009 г. на 32%. Но снижение по платформе 8.x (решения на базе 7.7 IDC не учитывает в своих подсчетах) составило 21%. Правда, тут тоже не все продукты попадают в класс ERP, и есть основания полагать, что у “тяжелого” ПО спад был более значительным, поэтому в качестве ориентира можно принять величину 25%. Если сопоставить это значение с оценкой IDC, то получается, что “1С” по итогам 2009 г. увеличит свою долю на ERP-рынке с 18,7% как минимум до 20—21%.
Но за счет кого? Российское отделение Microsoft Business Solutions (MBS) о своем бизнесе официально ничего не говорит, но в частных беседах его сотрудники уверяют, что компания увеличивает долю своего присутствия на рынке, называя в качестве основного ее конкурента немецкую SAP. Этот ERP-гигант, в свою очередь, не раскрывает свои итоговые результаты в России, но и ему есть куда двигаться: динамика последних лет указывает не неуклонное сокращение присутствия в этой сегменте бизнес-приложений Oracle, да и всех остальных участников рынка.
А каковы перспективы восстановления докризисных показателей рынка? “1С” еще два месяца назад сообщила о перекрытии показателей 2008-го по итогам ноября-декабря 2009-го. MBS также осторожно говорит о выходе на докризисные рубежи в первой половине текущего года. Учитывая это, можно предположить, что планка 2008 г. рынком в целом будет преодолена если и не в нынешнем, то уж точно в следующем году, т. е. все же раньше, чем это прогнозирует IDC.
Впрочем, вполне вероятно, аналитики компании подкорректируют свое видение текущей ситуации и перспектив ее развития. Посмотрим, что IDC скажет в своем очередном официальном отчете по итогам российского 2009 ERP-года, ждать осталось уже недолго — всего лишь шесть-семь месяцев.