Кризис серьезно осложнил ситуацию на российском ИТ-рынке в целом и в сегменте средств автоматизации финансового сектора в частности. Какие меры предпринимали поставщики ПО, чтобы противостоять негативным тенденциям? Об этом научному редактору PC Week/RE Елене Гореткиной рассказывает заместитель генерального директора компании Dealing Михаил Бобкин.
PC Week: Какие задачи встали перед банками в связи с кризисом и как ИТ-решения помогают их решать?
Михаил Бобкин: Думаю, что, несмотря на кризис, задачи, стоявшие перед банками, остались прежними: повышение эффективности деятельности для получения максимально возможных показателей рентабельности. Но методы достижения этих целей разнятся. Одни стараются уменьшить внутренние издержки, сокращая персонал и бюджет развития, другие повышают собственные риски, например, снижая требования к заемщикам, а третьи совершенствует деятельность своих структурных подразделений, в том числе развивая ИТ, или внедряют новые банковские услуги.
Для нашей компании основным заказчиком является Сбербанк РФ, с казначейством которого мы работаем более десяти лет. В основном наши продукты создавались по заказам Сбербанка, в соответствие с его требованиями и при участии его специалистов. Эта работа не прекращается, невзирая на кризис. За истекший год мы существенно расширили функциональность нашего основного продукта Dealing FX/MM Manager — фронт-офисной системы регистрации сделок на валютном рынке, оперативно доработали в соответствие с новыми требованиями бизнеса системы Dealing Liquidity Manager (управление ликвидностью банка) и Dealing Cash Manager (управление наличными денежными средствами). Кстати, по итогам года из всех структурных подразделений Сбербанка именно казначейство получило наилучшие финансовые показатели.
Помимо Сбербанка мы работаем с другими финансовыми организациями, но в минувшем году заказов от них не поступало. Нельзя сказать, что они не желают развивать свои системы. Судя по переговорам, им бы хотелось продолжить сотрудничество, но, видимо, пока у них нет такой возможности.
PC Week: Какое ПО сейчас наиболее востребовано в банковском секторе — собственной разработки, тиражируемое зарубежное или отечественное?
М. Б.: Вопрос не в том, кто производитель ПО, а в том, насколько данный продукт отвечает требованиям бизнеса. Небольшие банки, как правило, предпочитают тиражируемое ПО, так как при этом они быстро получают готовое решение и им легче, чем крупным банкам, перестроить свой бизнес под продукт. Правда, если со временем данный продукт перестает соответствовать изменившимся требованиям, то скорее всего им приходится переходить на новое ПО со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Для крупных банков реорганизация бизнеса обычно сопряжена с большими временными и финансовыми затратами, и, как следствие, они предпочитают продукты, разработанные под их требования. Помимо стоимости для крупных банков важную роль играет качество технического сопровождения, осуществляемого поставщиком, его способность оперативно реагировать на изменяющиеся требования бизнеса.
PC Week: Как развивается конкуренция в вашей области?
М. Б.: Конкуренция растет, но не за счет появления новых разработчиков, а в результате сокращения числа заказчиков. Соперничество ощущается со стороны как российских, так и зарубежных фирм. Но по оценке заказчиков, полученной путем сравнительного анализа ПО, в качественном отношении отечественные продукты не уступают зарубежным аналогам. К тому же важным плюсом является более низкая стоимость российского софта, готовность разработчиков к адаптации продуктов под требования заказчика и оперативное реагирование на их требования. Ведь работу с банками осложняет то, что нет двух организаций, которым бы подошло одно и то же. Поэтому в каждом случае требуются настройки, доработки, дополнительные модули, изменение пользовательского интерфейса и т. д.
PC Week: Какие изменения вы внесли в свои бизнес-процессы, чтобы противостоять кризису?
М. Б.: Мы стараемся сделать продукты более привлекательными и поэтому совершенствуем пользовательские интерфейсы, а для повышения качества наших систем изменили подход к альфа-тестированию, усилив упор на проверке продуктов до их поставки заказчикам, чтобы сократить число ошибок, выявляемых в ходе бета-тестирования. Кроме того, во время бета-тестирования у заказчика находятся наши представители, которые оперативно решают проблемы.
Также улучшаем организацию взаимодействия с заказчиком. Долгое время мы часть работ выполняли без надлежащего документирования, порой даже на основе устной договоренности. С одной стороны, такой подход позволял ускорить разработку, но потом оборачивался хаосом — никто не помнил, откуда что взялось. Поэтому теперь все шаги протоколируются, что, помимо прочего, позволяет обосновать требования оплаты при проведении изменений.
PC Week: Как и за счет чего окупаются ИТ-проекты в финансовом секторе?
М. Б.: Фронт-офисные системы предоставляют пользователю информацию практически в реальном времени. Ведь для управления финансами важна оперативность. Так, система управления ликвидностью Dealing Liquidity Manager позволяет сотрудникам центрального аппарата банка буквально на лету определять, какой суммой они располагают, какие расходы их ожидают, какие средства им поступили. Получив эту информацию, они могут не держать деньги мертвым грузом, а быстро передать их в оборот и получить прибыль.
Что касается Dealing FX/MM Manager, то эта система позволяет в реальном времени подсчитывать соотношение прибыли и убытка, строить аналитические отчеты. Окупаемость достигается за счет оперативного предоставления дилерам нужной информации о валютных резервах, а система назначенных лимитов снижает риски. Ведь эти люди работают с множеством валют и за день выполняют сотни сделок. Человеку невозможно все отследить, нужен специальный инструмент для эффективной работы.
PC Week: Спасибо за беседу