С самого начала развития российского ИТ-рынка финансовые организации были одними из ведущих потребителей информационных технологий и благодаря этому смогли существенно повысить эффективность работы. Но и одной из отраслей, наиболее сильно пострадавших от экономического кризиса, оказалась именно финансовая. Теперь игрокам этого рынка приходится оперативно перестраивать бизнес, чтобы приспособиться к изменившимся условиям. В поисках выхода из создавшейся ситуации они опять обращаются к тем технологиям, которые помогали им наращивать бизнес в “тучные” годы. Какие сейчас наблюдаются основные тенденции применения ИТ финансовыми организациями? Разобраться в этом помогли эксперты из отечественных и зарубежных компаний.
Влияние кризиса
Экономический спад сильно ударил по финансовым компаниям. Они привыкли активно инвестировать в ИТ, но сегодня уже не могут себе этого позволить. По единодушному мнению экспертов, подавляющее большинство банков сократили бюджеты развития и приняли меры по оптимизации операционных расходов. Так, Галина Полушкина отметила, что в прошедшем году многие финансовые организации перешли в режим жесткой экономии издержек, причем в первую очередь сокращались ИТ-бюджеты развития: “По нашим оценкам снижение составило 40—50%. В несколько меньшей степени кризис коснулся затрат на сопровождение”. При этом, по мнению Ивана Новоселова, в страховом сегменте больше, чем в банковском, ощущалось влияние кризиса: как крупные, так и средние компании не запускали новые ИТ-проекты или приостановили уже идущие.
Для банков одним из способов экономии стал вывод из эксплуатации идентичных по функциональности информационных систем и определенное ограничение сервиса для клиентов. Но общая тенденция — это сокращение или замораживание средств, ранее выделенных на ИТ. При этом особое внимание уделялось окупаемости инвестиций. Например, отметил Иван Новоселов, в прошлом году в банках приостанавливались грандиозные проекты по переходу на новую АБС или построение крупного хранилища данных, не дающие конкретных результатов в течение 8—10 мес.
Тем не менее крупнейшие банки с государственным участием продолжали работу над серьезными ИТ-проектами, причем даже такими, которые не направлены на немедленную финансовую отдачу, считает Борис Шлаин. С ним согласен Иван Новоселов: “Лидирующие российские банки и дочки иностранных банковских групп, ориентированные на стратегическое развитие на нашем рынке, продолжали инвестировать в ИТ. При этом особенно заметно было оживление к концу прошлого года, когда многие банки престали ожидать второй волны кризиса и открыли ранее замороженные бюджеты”. Это мнение разделяет и Юрий Морозов: “ИТ-бюджеты в финансовой отрасли в основном претерпели сокращение, но крупные финансовые организации с государственным участием сохранили инвестирование в ИТ”.
Но не все зависит от размеров организации. По мнению Романа Сургунда, определяющим фактором является понимание значимости ИТ для бизнеса, а также влияние ИТ-директора и его способность аргументированно обосновывать проекты. Там, где ИТ воспринимаются как чисто затратное направление, в конце 2008-го — начале 2009-го был уменьшен бюджет развития, и до середины прошлого года положительных сдвигов не происходило. Но в тех компаниях, в которых взаимодействие ИТ и бизнеса выстроено более правильно, выполнялась оптимизация текущих расходов, например за счет консолидации заказов и сокращения числа поставщиков оборудования и услуг по технической поддержке. Однако реализация многих новых проектов продолжалась, правда, зачастую требовались более детальное экономическое обоснование инвестиций и более тщательный выбор подрядчиков, повышались запросы к срокам окупаемости. Это привело к некоторой задержке и формированию отложенного спроса на ИТ-услуги.
Особенности информатизации в финансовой отрасли
Повышенный интерес финансовых организаций к ИТ связан со спецификой их бизнеса, который требует обработки больших объемов информации. Отсюда вытекают особые требования регулирующих органов к бизнес-процессам, информационной безопасности и конфиденциальности данных.
Как подчеркнула Галина Полушкина, даже средний банк генерирует в огромный объем данных — ежегодный прирост базы нередко измеряется терабайтами. Такие объемы требуют соответствующих подходов к поддержке и обработке.
Важная особенность финансовых организаций — их сильная зависимость от ИТ. Ведь даже небольшие неполадки в работе информационных систем могут серьезно отразиться на их деятельности, например снизится скорость работы и уровень обслуживания клиентов, а если произойдет потеря целостности и конфиденциальности данных, то это может привести к уменьшению клиентской базы и подрыву репутацию организации. По мнению Романа Сургунда, этим, возможно, объясняется заинтересованность банков в высоконадежных отказоустойчивых ИТ-решениях.
Но внедрение ИТ в финансовом сегменте не самоцель, оно обусловлено конкретными насущными задачами. Главными из них, по единодушному мнению экспертов, являются сокращение и контроль рисков, снижение расходов и увеличение доходов,; улучшение обслуживания клиентов и повышение их лояльности, соблюдение требований регулирующих органов или мажоритарного акционера.
Сейчас одна из важных задач — получение долгосрочного конкурентного преимущества за счет замены устаревших самописных систем на современные, более гибкие решения, созданные с использованием промышленной технологии. Как считает Борис Шлаин, этим объясняется то, что даже в кризис ряд крупных банков запускает или продолжает проекты замены АБС.
Для улучшения обслуживания клиентов банки уделяют больше внимание “нишевым” бизнес-технологиям — от дистанционного обслуживания до кредитного конвейера. Ведь передовые ИТ-решения позволяют использовать информацию о клиентах на новом качественном уровне, предложив им максимально кастомизированные продукты и услуги. В связи с этим сейчас банки часто требуют, чтобы ИТ-системы могли взаимодействовать в режиме онлайн и обеспечивали круглосуточное обслуживание клиентов с использованием различных каналов и технологий, а также осуществляли дистанционное обслуживание. Как отметил Юрий Морозов, для привлечения и удержания клиентов банки развивают технологии, которые позволяют автоматизировать процесс продаж, повысить уровень сервиса, сократить операционные издержки при взаимодействии с клиентами.
Но при этом многое зависит от уровня ИТ-культуры организации. По мнению Романа Сургунда, там, где этот уровень достаточно высок, речь сейчас идет о трансформации самой модели бизнеса банка с использованием передовых ИТ. В частности, ИТ-решения способны помочь финансовой организации комплексно управлять рисками (рыночными, кредитными, операционными, а также связанными с финансовыми преступлениями) и следить за соответствием требованиям регулирующих органов.
К тому же в связи с кризисом усилилась тенденция к консолидации финансовой отрасли. Поэтому важной и актуальной задачей сейчас является обеспечение управляемости организациями в условиях активного процесса слияний и поглощений.
Новые задачи и их решения
Кризис вызвал смещение акцентов в финансовом секторе и изменение в структуре приоритетных технологий, и вместо простого наращивания ИТ-мощностей, принятого в “тучные” годы, сейчас на первое место выходят такие направления, как создание динамической инфраструктуры, консолидация и сокращение затрат, оптимизация ИТ, технологическое обеспечение непрерывности бизнеса.
По наблюдению Бориса Шлаина, повысился интерес к порталам, которые позволяют предоставить клиенту услуги различных участников одной финансовой группы через единый вход — от банковских услуг до страхования и инвестиций, растет внимание к системам самообслуживания, как дистанционного, так и с использованием различных терминальных устройств.
Меняется и сам подход к внедрению ИТ. Так, многие организации уже понимают, что невозможно решить все задачи банка просто заменой систем. Как подчеркнул Роман Сургунд, фокус смещается от независимых бизнес-приложений к интегрированным пакетам, подобранным с учетом построения корпоративной архитектуры финансовой организации в целом. По его оценке, такой подход позволяет добиться существенной экономии эксплуатационных затрат. С ним согласен Юрий Морозов, который отметил повышенный интерес к технологиям виртуализации и консолидации.
Наблюдаются перемены и в методах работы с данными. По мнению, экспертов, в ближайшей перспективе можно ожидать взрывного роста спроса на хранилища данных, так как такое решение поддерживает интеграцию при объединении банков и является инструментом для эффективной работы с клиентской базой.
Одним из подобных инструментов являются системы бизнес-аналитики (BI), внедряемые несмотря на кризис. По словам Романа Сургунда, компания IBM в прошлом году начала ряд крупных проектов в России и за рубежом, которые уже дали первые результаты: значительные качественные изменения подхода к управлению эффективностью организации. Интерес к BI заметила и Галина Полушкина: “Хотя многие организации отложили запуск новых проектов, напрямую несвязанных с автоматизацией зарабатывающих направлений бизнеса, некоторые все-таки начинают внедрение BI, в 2009 г. наша компания заключила ряд контрактов на разработку новых систем бизнес-аналитики для ряда банков”.
Иван Новоселов объясняет такую популярность BI тем, что сейчас применение этой технологии выходит за традиционные рамки построения отчетности и охватывает задачи аналитики для CRM (управления взаимоотношениями с клиентами), управления рисками, противодействия отмыванию нелегальных доходов, управления активами и пассивами. Кроме того, во время кризиса BI зачастую применяется для оптимизации стратегий сбора просроченной задолженности. Для решения таких специфических задач создаются специализированные коробочные продукты, например для управления финансовыми рисками или сметным планированием, быстро внедряются и является доступным по цене.
Однако для эффективной работы хранилищ данных и аналитических систем большое значение имеет качество исходной итнформации. А с этим часто возникают проблемы. Как только что-то меняется задним числом в транзакционной системе, а это может произойти даже в закрытом периоде, текущая информация в хранилище данных становится неактуальной. В результате снижается качество аналитики и повышается вероятность ошибки управления.
Поставщики предлагают способы решения этой проблемы — технологические и организационные. По словам Галины Полушкиной, в одном из проектов был разработан механизм регистрации всех изменений основных сущностей в АБС в режиме реального времени. Это позволило банку получать сведения обо всех изменениях и обеспечивать 100%-ную корректность своего хранилища данных по итогам дня.
Важно также выполнять предварительный анализ и очистку данных на этапе их загрузки в хранилище. И хотя, отметил Роман Сургунд, это требует дополнительной архитектурной проработки, иcпользования специальных средств и значительных начальных инвестиций, расходы окупаются при эксплуатации за счет экономии аппаратных ресурсов и оперативного использования корректных данных о клиенте различными бизнес-подразделениями банка или страховой компании для формирования комплексных предложений продуктов и услуг.
Информационная безопасность на первом плане
Поскольку весь бизнес финансовых организаций построен на обработке информации, обеспечение информационной безопасности является критически важной для этого сегмента.
Однако кризис обнажил определенные проблемы в данной области. В качестве примера Борис Шлаин привел дистанционное обслуживание клиентов: “Иногда банки идут навстречу клиентам, жертвуя соображением безопасности и упрощая правила авторизации операций. Но после ряда инцидентов многим из них пришлось ограничить состав выполняемых дистанционно операций и изменить технологию авторизации”.
Кроме того, вызванное кризисом сокращение бюджетов вынуждает руководство ИТ-отделов повышать эффективность использования имеющихся в их распоряжении ресурсов и экономить на приобретении новых программно-аппаратных средств. Поэтому одной из главных задач ИТ-службы становится поддержание работоспособности корпоративных систем и приложений. По словам Артема Хазова, обеспечить непрерывность бизнес-процесcов можно различными способами, например создать физически защищенную систему хранения данных, использовать различные RAID-массивы и т. д. Однако все эти меры не отменяют необходимости применения специальных программных решений, обеспечивающих резервное копирование данных и возможность их восстановления в кратчайшие сроки. Причем во многих случаях этот способ оказывается наиболее экономически эффективным.
Роль информационной безопасности возрастает и в связи с появлением новых законов и требований со стороны регулирующих органов. Так, со вступлением в силу закона о персональных данных российским финансовым учреждениям придется уделять особое внимание вопросам защиты. Поэтому, считает Артем Хазов, на первый план выходит задача создания резервных копий и быстрого восстановления персональных данных, а также обеспечение безопасности периметра информационной системы и защиты информации от инсайдеров.
По прогнозу Бориса Шлаина, основными тенденциями наступающего года станут завершение модификации информационных систем для соответствия новым нормативным требованиям в части защиты персональных данных, а также унификация технологии идентификации клиентов и авторизации операций при использовании различных продуктов в рамках одной финансовой группы — от интернет-трейдинга до дистанционного банковского обслуживания и подписания соглашения при помощи ЭЦП.
Что тормозит и стимулирует внедрение ИТ
Опросы ИТ-менеджеров из разных стран мира показывают, что около четверти всех проектов заканчиваются провалом, а более 60% реализуются с затягиванием сроков и перерасходом бюджета. Конечно, многое зависит от структуры предприятия, специфики его бизнес-процессов и особенностей внедряемого решения. Но главные причины организационные — плохое управление и недооценка рисков. Основным путем решения этой проблемы Галина Полушкина считает использование прецедентных наработок и готовых апробированных решений, контроль качества на всех стадиях, четкое планирование и, наконец, управление проектными рисками.
К тому же из-за кризиса на первый план выходит проблема сокращения ИТ-бюджетов. Финансовые организации стали более пристально оценивать возврат от вложений в ИТ. Усложнились процедуры принятия решений о выделении средств и о запуске проектов.
Поэтому важно понимать последствия экономии на ИТ-решениях. В качестве примера Артем Хазов привел данные аналитической компании Gartner, согласно которым даже в небольшой компании простой серверов может привести к убыткам порядка 10 тыс. долл./ч. Нетрудно представить, какими могут оказаться последствия для крупного банка или инвестиционной компании с развитой филиальной сетью. А ведь потерь можно избежать, внедрив продукты резервного копирования и восстановления данных.
Известно, что повышать эффективность работы можно двумя путями: снижая затраты или улучшая результаты. Эксперты подчеркивают, что внедрение ИТ позволяет добиться обеих целей и в качестве доказательства приводят конкретные примеры. По словам Галины Полушкиной, помимо чисто качественных преимуществ BI-система может обеспечить денежный эффект за счет экономии ресурсов. Так, за счет централизации аналитики западно-уральскому отделению Сбербанка РФ удалось высвободить специалистов, которые раньше занимались подготовкой аналитической отчетности. По предварительным оценкам, отдача от инвестиций составляет порядка 60% за год, и за полтора года система полностью окупилась. Иван Новоселов рассказал, что внедрение аналитического хранилища данных SAS в “МДМ Банке” позволило не только ежедневно получать сведения об операциях с клиентами, но и найти дополнительные возможности для увеличения прибыли и развития продаж за счет сегментации клиентской базы и целевых рекламных кампаний. А Роман Сургунд привел интересный результат внедрения решения IBM по противодействию хищениям в одном из американских банков. На второй день после запуска системы в промышленную эксплуатацию удалось предотвратить кражу 500 тыс. долл., что невозможно было бы сделать ранее, так как преступники ухитрялись открывать и закрывать счета в онлайновом режиме настолько быстро, что предыдущая схема работы в банке просто не позволяла выявить эти операции. В другом американском банке после внедрения решения по управлению бизнес-правилами iLOG за счет перекрестных продаж и увеличения скорости одобрения заявок за первый месяц в четыре раза увеличился объем выдаваемых займов, на 15% повысился средний объем займа, стоимость процесса согласования уменьшилась на 78%, а коэффициент удержания клиентов вырос на 3%.
Что ждать в этом году?
По мнению экспертов, вызванное кризисом сокращение бюджетов на развитие ИТ-решений привело к формированию отложенного спроса, что позволяет более оптимистично смотреть на перспективы ИТ в финансовом секторе в наступившем году
Предполагается, что наиболее востребованными будут услуги интеграции и соответствующие технологии, консалтинг по разработке и внедрению новых финансовых продуктов, прежде всего в кредитовании и инвестициях. Ожидается также бурное развитие различных видов систем для самообслуживания клиентов, прежде всего обслуживание через портал и терминальные устройства, расширение практического использования CRM-технологий для активного взаимодействия с лояльными и приоритетными клиентами.