Барселону можно по праву назвать одной из выставочных столиц мира. А Площадь Испании еще со Всемирной выставки 1929 г. является местом притяжения мероприятий международного масштаба. Именно здесь с 15 по 18 февраля проходил Mobile World Congress 2010.
В этом году я посетила Mobile World Congress впервые, поэтому не возьмусь сравнивать это мероприятие с прошлогодним. Но все равно было удивительно, что в нелегкие времена, которые переживает сегодня мировая экономика, конгресс все же состоялся и прошел успешно. Говорят, что посетителей стало меньше. Однако 49 тыс. гостей выставки в этом году вместо 60 тыс. в 2009 г. — совсем неплохой результат, учитывая обстоятельства. А если вспомнить, что самый дешевый билет на MWC 2010 стоил 599 евро, то сомнений в важности этого мероприятия совсем не останется! Несмотря на то что программа конгресса состояла из огромного числа выступлений, посвященных различным областям и проблемам мобильного мира, поток посетителей в выставочных павильонах не иссякал ни на минуту. Жизнь бурлила во всех уголках помещений конгресса. Это были очень напряженные четыре дня на исторической Площади Испании, где особенно чувствовалась связь времен. Тем не менее конгресс, посвященный мобильным технологиям, был устремлен в будущее.
Мобильные приложения
В этом году мобильным приложениям на конгрессе уделялось особое внимание. Для них была создана целая “планета": App Planet, которая размещалась в отдельном, седьмом, павильоне. Такие гиганты мира телекома, как Qualcomm и Alcatel-Lucent, посчитали для себя обязательным присутствие и в этом павильоне и представили в нем свои вторые стенды. На стенде Qualcomm показывали примеры приложений, которые можно создавать с помощью уникальной платформы, разработанной внутри компании. Здесь, например, демонстрировали мобильный магазин для продажи мобильных приложений. Продуманный интерфейс предлагает на экране телефона выбрать и посмотреть демонстрационную версию, прежде чем оплачивать программу. Приобрести выбранное приложение можно мгновенно — оно тут же загружается в память мобильного телефона и готово к использованию. Qualcomm не только поставляет платформу, но и предлагает помощь разработчику в распространении через свою сеть. Однако в таком случае новое решение должно быть обязательно протестировано экспертами Qualcomm.
Alcatel-Lucent также предлагает свою платформу и открывает API для того, чтобы можно было подсоединить к сети различные приложения, даже если они созданы с помощью средств третьих фирм. Интересную акцию провели эксперты на стенде: посетители на бумаге писали, какие мобильные приложения они хотели бы получить. Эти записочки прикалывались к доске на всеобщее обозрение. Среди оставленных идей была, например, такая: создать социальную сеть для тех, кто в данный момент находится за рулем в пробке. Была и идея о выпуске приложения для составления списка покупок, который можно переслать занятому супругу на мобильный. Тогда ни думать, ни вспоминать, чего там просили, не придется: заходишь в магазин, достаешь телефон, щелкаешь на иконку на его экране — а список уже там.
Но оставим идеи на будущее: в павильоне и так во время работы конгресса было представлено необыкновенно много приложений от производителей из разных уголков мира. Это и игры, и комиксы, и серьезные бизнес-журналы. Их теперь можно читать в формате маленького экрана, предварительно загрузив в память телефона, чтобы сократить время соединения. Да что там журналы! С помощью телефона можно даже назначить свидание прекрасной незнакомке. Весь цикл поиска родственной души, начиная от просматривания видео и до уточнения времени встречи, теперь можно совершить с помощью мобильника.
Сегодня параллельно с созданием разнообразных приложений возникает движение в сторону объединения усилий по использованию разных программ и соединения их друг с другом. Под эгидой инициативы One API ассоциация GSM демонстрировала Garage App — гараж приложений, где на одном стенде были представлены программки абсолютно независимых разработчиков. В гаражах обычно продаются ненужные хозяевам вещи за копейки. Поэтому Garage App в этом контексте означает: приложений много и все они — недорогие
Что же все это дает нам? А то, что из абонентов мы превращаемся в пользователей! И если сегодня от мирской суеты мы все еще уходим в Интернет, то завтра нас поглотит мобильная сеть... Телефон пригодится не только для развлечений. Благодаря новым протоколам на мобильном устройстве с хорошей скоростью будут доступны всевозможные корпоративные приложения. И пока производители компьютеров соревнуются за самые легкие лэптопы, пользователи будут выбирать вместо них обыкновенный сотовый телефон!
Мобильная реклама
Конгресс продемонстрировал, что рынок мобильных приложений приводит к необходимости открытых платформ программирования в мобильной среде. А это значит, что приложения постепенно перестают быть источником дохода для операторов связи. На конгрессе эта проблема тоже обсуждалась: операторы задумались о новых методах получения прибыли. Один из них — это реклама. Подобно тому, как это произошло во Всемирной Сети, мобильный мир тоже будет делать больше денег не на абонентской плате пользователей, а на мобильной рекламе.
Соглашаться или не соглашаться смотреть, слушать и читать рекламу мы будем сами. Но операторы обсуждают возможности выбора: если не согласен получать рекламу, то абонентская плата и стоимость других услуг будет выше. Хочешь экономить – мирись с рекламой на маленьком экране персонального сотового телефона, не хочешь – плати больше!
К рекламе можно также отнести мобильные 2D-штрихкоды, состоящие из черных и белых квадратиков — точно как незаполненный кроссворд. Такой код служит доступом как к информации, так и к рекламе. Например, приближаем телефон к окну понравившегося ресторанчика — и телефон высвечивает его меню на этот вечер, а может быть, и мобильный купон со скидкой! По оценкам аналитиков Juniper Research, к концу 2013 г. такими телефонными купонами будут пользоваться 200 млн. мобильных абонентов.
Мобильные деньги
Отдельный стенд Mobile Money в седьмом павильоне был посвящен мобильным деньгам. К этому термину относятся и оплата за сотовый телефон, и денежные переводы с помощью мобильника, и оплата билетов в кино. Более того, с технологической точки зрения уже нет никаких препятствий для того, чтобы пользоваться телефоном как кредитной картой, оснащенной чипом NFC. Сегодня это вопрос больше организационный, ведь торговые точки тоже должны быть оборудованы соответствующим образом, да и с банками необходимо договориться.
Например, представленный на стенде шведский мобильный кошелек The Mollet сегодня предлагает производить денежные переводы по мобильной связи, а в будущем компания планирует использование телефона в качестве кредитной карты — бесконтактным методом.
На посвященной мобильным деньгам конференции в рамках MWC 2010 представитель аудиторской компании Ernst &Young Джонатан Дармапалан сказал, что оценивает потенциал рынка мобильных денег в 2 млрд. долл. Он также считает, что в будущем при широкомасштабном использовании сотовой связи для оплаты товаров и услуг этот сегмент рынка в одночасье превратится в мэйнстрим.
Тогда-то мы и сможем отказаться не только от наличных денег, но и от кредитных карт, т. е. от толстого бумажника, который мы обычно носим в кармане или в сумке. Все, что нам нужно будет иметь при себе, — это сотовый телефон. С его помощью мы сможем и билеты в кино приобрести, и за картошку с луком расплатиться.
Удивительное будущее
Дальше всех в удивительное, не похожее на сегодня, будущее посетителей выставки пригласила японская компания NTT Docomo. На ее стенде было продемонстрировано, как можно управлять телефоном или плеером всего лишь движением зрачков, т. е. взглядом. Для этого необходимы наушники, которые умеют распознавать небольшие изменения электромагнитного поля на роговой оболочке глаза при взгляде в другую сторону. Такой интерфейс позволяет интерпретировать взгляд в разных направлениях как разные команды. Управлять телефоном или плеером можно всего лишь посмотрев в определенную сторону. На стенде эту технологию демонстрировали вживую, с человеком, которого во время выставки стоило пожалеть: ведь ему нельзя было смотреть туда, куда хочется или даже нежелательно было лишний раз мигнуть. Зато какой эффект! Одно разочарование: в ближайшем будущем компания не планирует массовое производство таких наушников. Несмотря на то что NTT Docomo своим необычным интерфейсом освобождает руки пользователя (а эта идея не нова), эксперты не смогли прийти к согласию о том, нужен ли вообще такой интерфейс “взгляда”. Однако многие гениальные открытия не были приняты сразу... Интересно, но это не первый раз, когда NTT Docomo пытается создать необычное устройство. Ранее, например, компания изготовила деревянный мобильный телефон. Японцы считают, что телефон – не только трубка, по которой можно поговорить, но и аксессуар, деталь гардероба. Он должен подходить к одежде, к стилю своего хозяина. Вспомним, что то же самое случилось с часами — сегодня они ведь не просто время показывают, но и служат украшением.
Но если уж подстраиваться под хозяина, тогда и управляться телефон будущего должен так, как пожелает хозяин: рукой, голосом, взглядом, жестом... Права ли компания NTT Docomo в своем убеждении, мы узнаем только в будущем, завесу которого нам всего лишь чуть-чуть приподняли.
Благотворительное будущее
На второй день конгресс посетила королева Иордании Рания Аль-Абдулла. Энергичная молодая королева анонсировала, что в апреле этого года начинает кампанию 1GOAL. Ее цель — к 2015 г. предоставить возможность получить школьное образование всем детям земного шара. Программа 1GOAL предлагает использовать сотовую связь и телефоны для обучения детей в режиме m- learning в отдаленных районах, где нет школ. Для выполнения задуманного, потребуется 16 млрд. долл. Аналогичная сумма будет потрачена, по прогнозам, к концу 2011 г. на разного рода мобильные игры. Королева призывает политиков решить, что важнее — игры или образование.
Вне зависимости от того, удастся ли Ее Величеству воплотить план обучения с помощью сотовой связи, благотворительность в современном мире без сомнений все больше входит в моду. А поэтому не удивительно, если операторы сотовой связи подключатся к общим благим начинаниям. К тому же было бы замечательно жить в мире, в котором не будет ни одного необразованного человека!
Совсем недалекое будущее
Богатый на события и анонсы конгресс свидетельствует о том, мобильный рынок все еще развивается и часто не подвластен никаким предсказаниям. Например, в восьмом павильоне выставки рядом с гигантами мобильной связи компания Sagem продемонстрировала на своем стенде новый сенсорный телефон Puma. Устройство замечательно тем, что на задней его панели находится солнечная батарея, с помощью которой удается увеличить продолжительность работы зарядного устройства до 5 ч в режиме разговора или до 350 ч при включенном телефоне. Такой телефон можно будет приобрести уже в апреле. Главное — придумать, где же его носить, чтобы солнечная батарея всегда заряжалась.
Несмотря на огромное количество платформ и общее желание свести их воедино, Samsung вводит еще одну: Samsung bada. На конгрессе был показан первый смартфон Samsung Wave под управлением новой ОС. Сенсорный дисплей телефона Super AMOLED размером в 3,3 дюйма обеспечивает прекрасное качество изображения. Благодаря центральному процессору с тактовой частотой 1 ГГц, приложения на устройстве работают очень быстро, а платформа позволяет многозадачность. Таким образом, телефон превращается в компьютер или даже в телевизор, который мы можем держать в руках. С телефона пользователь сможет загружать понравившиеся ему мобильные программы из магазина приложений Samsung Apps. Компания обещает, что уже к концу года аппарат будет продаваться более чем в 50 странах мира.
И это только два примера. Мобильное будущее не за горами: уже в этом году нам будет доступно огромное количество новинок мобильного рынка, который продолжает динамично развиваться несмотря на финансовый кризис. Поэтому я все же надеюсь вернуться в Барселону для участия в Mobile World Congress в следующем году и тогда проанализировать, насколько далеко в будущее нам удалось продвинуться за год.