Начало 2010-го финансового года ознаменовалось для российского офиса HP назначением на пост генерального директора Александра Микояна, сменившего 1 ноября 2009 г. в этом качестве Оуэна Кемпа. О том, как станет развиваться компания при новом руководстве, с г-ном Микояном беседует обозреватель PC Week/RE Денис Воейков.
PC Week: Как вы считаете, с чем связано именно ваше назначение на пост руководителя HP в России?
Александр Микоян: Это решение было принято на уровне штаб-квартиры HP. Утверждали его на самом верху, но среди тех, кто интервьюировал меня лично, старшим был Франческо Серафини (управляющий директор HP в регионе EMEA и старший вице-президент региональной группы корпоративных решений. — Прим. ред.).
Почему именно я? Думаю, у меня есть нужный опыт работы в западных технологических компаниях. И практика перевода с языка бизнеса на язык высоких технологий и обратно. При этом я знаю российский рынок, а в Alcatel-Lucent руководил весьма крупным коллективом, сравнимым с сегодняшним штатом российского HP.
Рассматривался ли кто-то более или менее достойный, честно говоря, не знаю. Мне сказали, что кандидатов было где-то полтора десятка, но не поручусь, что это именно так.
PC Week: Колебаний у вас не было?
А. М.: Понимаете, такая возможность, когда вам представляется случай оказаться в лучшей ИТ-компании мира (самой крупной и быстроразвивающейся), не часто в жизни дается.
PC Week: До прихода в HP вы ее тоже считали лучшей?
А. М.: Конечно. Поэтому я нисколько не сомневался. Решение было очень простым, и я принял его с первого же дня.
PC Week: Какие главные трудности придется преодолевать в ближайшее время?
А. М.: Нехватку времени.
PC Week: На чем будет сфокусирована компания в начавшемся финансовом году?
А. М.: Прицелов несколько. Один из них — расти быстрее рынка, что эквивалентно увеличению доли на нём. Другой — развитие новых рынков, которых здесь пока нет. Например, если вы посмотрите на Россию, то увидите, что не существует рынка крупных, многолетних, многомиллионных сделок. Хотя во всем мире серьезные компании отдают сейчас свои ИТ в аутсорсинг — им нет смысла развивать свои информационные службы самостоятельно, потому что, скажем, мы это все равно умеем делать лучше.
PC Week: Оценки роста российского рынка ИТ-аутсорсинга противоречивы. А что вы о нем думаете?
А. М.: В принципе мы пока еще его не видели. Рынок появится, когда, условно говоря, крупнейшая нефтегазовая компания подпишет контракт с HP на полный аутсорсинг в размере пяти миллиардов долларов на семь лет.
PC Week: Но проблема аутсорсинга в том, что он требует начальных вложений, эффект от которых заметен не сразу.
А. М.: Это вопрос бизнес-модели. Мы можем строить ее по-разному. Можем вообще выкупить все ваше оборудование, отдать вам деньги, и вы будете платить нам за услугу.
Мне кажется, директорам по ИТ трудно принимать решения о заключении многомиллиардных контрактов, потому что у них абсолютно нет специфического опыта. У нас есть знания, но нам сейчас просто не с кем разговаривать. И кризис хорош тем, что он многие вопросы вынес на уровень генеральных директоров. С ними разговаривать гораздо проще. (Деньги, с тех пор как финикийцы придумали их, стали главным языком.) Надо поменять свою ментальность и начать думать об ИТ не как о технологической инфраструктуре, а как о некоем бизнесе внутри корпорации, который может приносить прибыль или убытки.
PC Week: Но возможно, российские гиганты не слишком готовы разговаривать. Деньги ведь не везде играют ключевую роль. Или сейчас что-то меняется?
А. М.: Мне кажется, да. Деньги всегда деньги, просто они принимают разную форму. Если вы можете тратить на ИТ не пять процентов выручки, а только два, разве это плохо?
PC Week: Но подобные соображения были ясны и год назад, когда кризис уже начался...
А. М.: Год назад люди занимались тушением пожара — срочной реорганизацией. Теперь же пыль осела и возникает вопрос, как мы будем жить дальше. Можно, как раньше, но это реально только когда деньги сыплются сверху. Или жить как-то по-другому, более конкурентоспособно.
PC Week: Вы так подробно говорите об аутсорсинге. Вы намерены активно развивать его уже в ближайшее время?
А. М.: Конечно, эта задача не будет решена завтра. Но мы сейчас развиваем данное направление и подстраиваем нашу структуру, интегрировав компанию EDS.
Какие клиенты в России могут купить большие сложные услуги? Только крупнейшие корпорации. Поэтому некоторые компании мы определили как стратегические направления наших усилий по продвижению. И я думаю, в ближайшие два-три года мы добьемся успеха.
В противном случае ИТ-рынок России ждет застой.
PC Week: Прицел на аутсорсинг в России не связан с изменением команды?
А. М.: Нет. Просто по времени совпали два события. Компания к 1 ноября закончила интеграцию с EDS. И процесс смены руководства, подготовка к которому началась много месяцев назад, тоже завершился к естественному рубежу — началу финансового года.
PC Week: На осенней московской пресс-конференции анонсированное представление новой команды не состоялось. Что сейчас происходит в российском офисе HP?
А. М.: Команда у нас есть. Она во многом осталась той же. Просто идет некое переформирование в связи с тем, что у нас появился новый портфель и новые амбиции в области услуг. А также происходит доформирование, потому что некоторые позиции не были закрыты вот уже много месяцев.
PC Week: На той же пресс-конференции главной темой было заявлено представление новой бизнес-модели HP. Мне показалось, что г-н Серафини тогда обозначил ее не совсем четко, а вы уже не раз говорили, что речь идет просто о неких внутренних процессах компании. Не могли бы вы все же прояснить ситуацию?
А. М.: Поймите, интеграция с EDS очень сильно меняет структуру компании.
Как устроена HP сегодня? У нас самая крупная в мире закупочная организация — мы больше всех покупаем комплектующие для ИТ-оборудования.
Следующий момент: как вы знаете, мы объявили о покупке компании 3Com. У нас уже и так было сетевое подразделение ProCurve, но когда новая сделка завершится, мы совершенно точно станем игроком номер два на сетевом рынке, причём со всеми инструментами, чтобы стать номером один.
Чтобы фронтон здания оказался завершенным, не хватало полноценной колонны услуг. Но после того, как мы интегрировали в себя EDS, на рынке не стало компании, которая сейчас обладала бы бóльшим портфелем в области ИТ-решений.
Все это оказывает сильное влияние на процессы внутри HP. Одно дело вы продаете, скажем, серверы, и совсем другое — крупные сделки. Это уже качественно иной уровень: вы общаетесь не с ИТ-директорами, а с генеральными и с финансовыми руководителями.
В этом и заключается новая бизнес-стратегия.
PC Week: Коль скоро заговорили про оборудование: в России с этого года вы начали использовать прямые поставки. Каковы результаты?
А. М.: Я бы сказал, что у нас пока идет тестовый период. Нам, конечно, хотелось бы, чтобы такая схема работала более гладко.
Процесс дистрибуции очень сложен, и его невозможно переделать, не скоординировав множество нюансов со всеми заинтересованными лицами. И дистрибьюторы, безусловно, очень важная составляющая всего этого. В общем, о вытеснении дистрибьюторских поставок речь не идет.
PC Week: Когда по последним данным заработает строящийся под Санкт-Петербургом завод HP-Foxconn?
А. М.: Наверное, это произойдет в самом начале 2010 года.
PC Week: Оуэн Кемп считал программу корпоративной ответственности одним из своих главных приоритетов в нашей стране. Что такое корпоративная ответственность для вас?
А. М.: Я бы здесь обозначил две вещи. Первое — это некая внутренняя ответственность. Она заключается в том, что мы как глобальная корпорация привносим в Россию очень много знаний, навыков, методологий и т. д. Мы нанимаем здесь тысячу человек, обучаем их, они развиваются в рамках лучшей ИТ-компании мира. И если вы посмотрите на российский кадровый рынок, то увидите, что люди из HP очень ценятся: множество руководителей и топ-менеджеров в то или иное время прошли у нас определенную школу.
Вторая составляющая внешняя — работа с разными предприятиями, институтами, университетами, школами. Мы оказываем им помощь в развитии и понимании ИТ. Здесь уже была проделана колоссальная работа. И мы продолжим нашу программу, подстраиваясь под тот контекст, который существует в России.
PC Week: Что вы имеете в виду?
А. М.: Правительство периодически объявляет о приоритетах по тем или иным технологиям или направлениям технической мысли. И мы будем пытаться этим приоритетам соответствовать, насколько это возможно с учетом нашего портфеля.
PC Week: Никакие проекты сворачиваться не будут?
А. М.: Думаю, нет. Но надо понимать, что у всего есть свое время жизни. Если проект закончился, это не значит, что мы его убили или он был плохой. Просто он себя изжил, и мы захотели начать что-то новое.
PC Week: Как сейчас корректируются ваши планы относительно регионального развития? На презентации калининградского офиса Оуэн Кемп обещал еще три открытия в текущем году, но этого не произошло...
А. М.: Принципиальная позиция не изменилась: будем продолжать развивать региональное присутствие. Правда, несколько медленнее, чем раньше. Сейчас взяли небольшую паузу. А что конкретно будет открываться и где, мы поймем, в начале 2010 года.
PC Week: В недавнем послании Федеральному собранию президент высказался о необходимости создания в России мощного технологического центра по примеру Кремниевой долины. Насколько вы лично считаете сейчас такой проект актуальным и станет ли компания HP участвовать в нем?
А. М.: Мы с очень большим интересом следим за всеми российскими инициативами и пытаемся им соответствовать. Но меня давно уже смущают вопросы географических приоритетов. Если у нас есть люди, которые работают в Питере, то зачем их снимать и везти, скажем, в Дубну? Они прекрасно чувствуют себя и там, где идет налаженный процесс.
При этом есть еще одна сложность, которую многие не сознают. Когда я работал в Alcatel-Lucent, у нас возникла идея создать центр разработок в Томске, где проживают отличные кадры. Но в итоге центр был создан в Санкт-Петербурге, потому что в Томске не очень хорошо налажена коммуникация с другими городами мира.
Мне очень нравится инициатива сосредоточения на высоких технологиях и на разработках, и меня смущает желание загнать всех в резервацию. Если вы сегодня посмотрите на глав представительств западных компаний, то в основном это русские люди. Я вас уверяю, что все они (и я не исключение) хотели бы привнести как можно больше разработок и производства в Россию. Но когда мы приходим к своему руководству, возникает вопрос о конкуренции на мировом рынке труда.
Россия очень серьезно конкурирует с Индией, Китаем, Израилем, со Скандинавскими странами и даже с Болгарией и Румынией; в разных частях цепочки товарной стоимости, но эта конкуренция очень существенна.
Почему HP покупает компанию 3Com с 2,5 тыс. инженеров в Китае, а не, скажем, в России? Не потому, что Россию кто-то не любит. Просто здесь нет такой компании.
Если страна хочет стать частью мирового разделения труда в области высоких технологий, необходимо принимать во внимание потребности международных компаний.
PC Week: А если предложат преференции?
А. М.: Будем смотреть. Мы открыты для всего. Президент нарисовал некий вектор развития. Но, как всегда, дьявол в деталях. Нужно разобраться в том, что конкретно предложат.
PC Week: Спасибо за беседу.