За первые полгода продаж Windows 7 (с 22 июля 2009 г., дня выпуска версии RTM и начала первых корпоративных поставок) продажи новой ОС в России на 318,5% превысили аналогичный показатель Windows Vista трехлетней давности за такой же период. По данным на 17 февраля, продажи Windows 7 составляют около 20% в структуре выручки российского офиса Microsoft. Об этом сообщил в конце февраля руководитель отдела по продвижению клиентских операционных систем Microsoft в России Павел Кузьменко. По мнению корпорации, запуск Windows 7 стал самым успешным в истории выпусков продуктов компании. Доход от продаж ОС Windows по всему миру во II полугодии 2009-го составил 6,9 млрд. долл., что на 28% больше, чем в первой половине года. Только за последний квартал 2009 г. в мире продано свыше 60 млн. лицензий Windows 7.
Перед пользователями предыдущих версий ОС стоит вопрос их обновления. Дело в том, что 13 апреля истекает срок официальной поддержки RTM-версии (начальный вариант) Vista, а еще через три мясяца — Windows XP SP2, Windows 2000 Professional и Windows Server 2000. Это означает, что для них прекращается выпуск всех обновлений, в том числе связанных с безопасностью продуктов. Кроме того, также с середины лета продукт Windows Server 2003 переводится с основной поддержки на продленную (только выпуск обновлений безопасности).
Вполне естественно, что Microsoft считает, что для тех, кто готов обновить компьютер или ОС, лучшим вариантом является выбор Windows 7. Тем, кто хочет продолжать работать с Windows XP или Windows Vista, рекомендуется бесплатно загрузить через Windows Update и установить последний пакет обновлений: SP3 для Windows XP или SP2 для Windows Vista. В рамках такой модернизации производятся также обновление браузера до версии Internet Explorer 8 и загрузка антивируса Microsoft Security Essentials.
Руководитель отдела по продвижению лицензионного ПО московского офиса Microsoft Денис Гуз напомнил, что с осени 2009-го в России в полной мере начал работать механизм проверки подлинности Windows с помощью соответствующего онлайнового сервиса. Такой контроль производится автоматически при попытке установки программ и компонентов, предназначенных только для пользователей лицензионной Windows. Для Windows XP это выполняется с помощью установки специального модуля (WGA), в Windows Vista и Windows 7 данный функционал является частью системы, которая называется Windows Activation Technologies (WAT).
WAT проверяет на наличие более чем 70 видов взлома системы активации, обнаруживает изменения в файлах системы активации Windows и возвращает их в исходное состояние, не влияя при этом на функциональность системы Windows 7. При этом не производится сбора и передачи никаких персональных данных пользователя. Если установлена лицензионная система, обновление никак себя не проявит. В случае идентификации неподлинной ОС, система переводится в “нелицензионное” состояние: фон рабочего стола становится черным и появляется уведомление со ссылкой на информацию о решении обнаруженной проблемы и рекомендации по приобретению лицензионного ПО.
Специалисты Microsoft рассказали также о результатах проведенного недавно компанией Forrester исследования под названием “Общее экономическое воздействие” (Total Economic Impact), которое показывает финансовые преимущества Windows 7 для корпоративных заказчиков. Эти сведения получены на основе анализа внедрений в 12 организациях и представлены в виде усредненных данных для гипотетической компании с 5000 сотрудников и ежегодным доходом в 1 млрд. долл.
Эти расчеты показывают, что использование Windows 7 обеспечивает сокращение прямых затрат на ИТ до 20%. При этом ROI (коэффициент окупаемости инвестиций), посчитанный с учетом разного рода рисков, составляет 129% за три года (на основании композитных затрат в 668 тыс. долл. за первые три года на аппаратное обеспечение, внедрение и тренинг), со значением безызбыточности (сроком окупаемости) примерно 13 мес после внедрения. Для оценки снижения ИТ-затрат при переходе на Windows 7 Microsoft и компания Alinean разработали для корпоративных заказчиков средство ROI Calculator, которое скоро выйдет в локализованном для России варианте.
Понимая проблемы перехода корпоративных клиентов на новую ОС, Microsoft предлагает компаниям целый ряд инструментов, в том числе для тестирования приложений (Application Compatibility Toolkit 5.5), создания образа системы (Microsoft Deployment Toolkit 2010/SCCM 2007 R2) и переноса данных пользователей (User State Migration Tool 4.0). Для поддержки унаследованных приложений можно использовать обновленные средства виртуализации MDOP 2010 и MED-V 1.0.
Одними из наиболее критичных с точки зрения безопасности компонентов настольных систем являются Web-браузеры. Microsoft считает (со ссылками на независимые исследования), что ее новый Internet Explorer 8 имеет в несколько раз меньшее количество уязвимостей и лучше защищен от троянов, чем его основные конкуренты. Безопасность и удобство работы этой программы обеспечивают такие технологии, как защищённый режим работы, автоматическое восстановление после сбоев (AutoRecovery), Data Execution Protection, SmartScreen Filter, XSS Filter. Защищенность ПК можно также повысить с помощью вышедшего в конце прошлого года бесплатного антивирусного решения Microsoft Security Essentials. Его распространение в России началось с середины декабря, по сведения Microsoft, по состоянию на 15 января им пользовалось в нашей стране 117 тыс. человек, а к концу февраля (24.02) это число выросло почти вдвое до 228 тыс.