Европейская комиссия официально одобрила покупку корпорацией Oracle компании Sun после многомесячного исследования возможных последствий этой сделки.
В конце концов руководство Еврокомиссии пришло к выводу, что слияние не приведет к нарушению анотимонопольного законодательства. “Я уверена в сохранении конкуренции и продолжении инноваций во всех сегментах, которые затрагивает эта сделка”, — заявила комиссар Еврокомиссии по вопросам конкуренции Нили Кроес, выразив надежду, что слияние Oracle с Sun оживит рынок и приведет к созданию инновационных продуктов.
Таким образом, устранено одно из главных препятствий к заключению сделки на сумму в 7,4 млрд. долл. Однако Oracle еще предстоит получить одобрение российских и китайских антимонопольных органов. Дело в том, что недавно Федеральная антимонопольная служба РФ продлила срок рассмотрения ходатайства Oracle, чтобы установить, не приведет ли заявленная сделка к ограничению конкуренции.
Так что конец истории еще не наступил. А началась она еще в апреле прошлого года, когда был объявлен план данного слияния (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=118833), в июле акционеры его одобрили, а в августе их примеру последовало Министерство юстиции США (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=119803). Однако Еврокомиссия не спешила присоединиться к мнению заокеанских коллег и в прошлом сентябре объявила, что сделка нуждается в углубленном исследовании для проверки соблюдения антимонопольного законодательства на рынке баз данных (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=119953). Особенно сильную озабоченность у европейских антимонопольщиков вызывала судьба СУБД с открытым кодом MySQL, которая могла бы пострадать, попав в руки поставщика ведущей СУБД с закрытым кодом. Стараясь разрешить эти сомнения, Oracle в декабре представила список мер, направленных на развитие MySQL (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=121692). Видимо эти планы удовлетворили Еврокомиссию, так как объявляя о своем решении одобрить сделку, ее представители привели следующие доводы. Во-первых, базы данных MySQL и Oracle хоть и конкурируют на некоторых сегментах рынка, но не соперничают на других, например, в сегменте высшего ценового класса. Во-вторых, даже если Oracle ослабит позиции MySQL, освободившееся место смогут занять другие СУБД с открытым кодом, в частности PostgreSQL и продукты, созданные на основе MySQL. В-третьих, были учтены обещания Oracle продвигать MySQL по лицензии GPL (General Public Licence), бесплатно предоставлять ее исходные коды и инвестировать в ее развитие.
Но Еврокомиссию заботила судьба не только базы данных, но и платформы Java. Однако, рассмотрев возможные последствия поглощения Sun, европейские антимонопольщики пришла выводу, что если Oracle ограничит своим конкурентам доступ к Java, то больше проиграет, чем выиграет, так как это неминуемо ослабит позиции Java.
Решение Еврокомиссии разочаровало противников слияния, главным из которых является создатель MySQL Майкл Видениус, активно пытавшийся убедить чиновников исключить MySQL из сделки. Но глава Oracle Лари Эллисон придерживался твердых позиций и не желал продавать MySQL только ради удовлетворения антимонопольных органов.
В ближайшее время Sun и Oracle собираются сообщить свои планы, стратегию развития продуктов и интеграции бизнеса. Но неопределенность, вызванная затянувшейся сделкой, отрицательно отразилась на серверном бизнесе Sun, так как ее заказчиков активно переманивали конкуренты — IBM, HP и Dell.
Тем не менее, наблюдатели считают, что это слияние может серьезно изменить ситуацию на ИТ-рынке, так как приведет к объединению игрока номер два на рынке софта с одним из ведущих поставщиков серверов.