Мы продолжаем знакомить наших читателей с руководителями ИТ-подразделений компаний, активно применяющих современные технологии для повышения эффективности и конкурентоспособности бизнеса. На сей раз своим опытом работы в качестве CTO и CIO поделился Владислав Рысин, ныне возглавляющий ИТ-департамент инвестиционной компании “Тройка Диалог”. В беседе с научным редактором PC Week/RE Ольгой Павловой он рассказал об основных задачах, которые приходится решать ИТ-директору на своем посту, принципах разработки корпоративной ИТ-стратегии, а также о той роли, которую должно играть государство в целях развития и совершенствования ИТ-рынка в стране.
PC Week: Вы являлись ИТ-руководителем во многих компаниях. С чем в основном была связана ваша деятельность?
Владислав Рысин: Если рассматривать весь мой предыдущий опыт, то я работал в двух видах компаний: либо это стартап, либо крупная финансовая организация такая, как, например, Credit Suisse. Там я некоторое время работал в качестве CTO (Chief Technology Officer), отвечающего за электронную торговлю долговыми обязательствами и деривативами. Другая моя должность в этой компании была связана с внедрением новых технологий.
До этого я занимал пост главного архитектора (Chief Architector) в известной нью-йоркской фирме, занимающейся управлением активами. Перед этим я был вице-президентом по технологиям в стартапе также в Нью-Йорке.
В “Тройке Диалог” я работаю с июня 2008 г. на посту ИТ-директора (Chief Information Officer, CIO). Для меня выбор данной компании был интересен тем, что она представляет собой уникальную комбинацию: с одной стороны, это одна из ведущих инвестиционных компаний на российском рынке, а с другой, — по своему духу является настоящим стартапом.
PC Week: Получается, что практически вся ваша карьера связана с финансовой сферой. Почему вы выбрали именно её?
В. Р.: Как мне представляется, в России недостаточно хорошо известно, что финансовые компании находятся на передовом рубеже технологического развития — и по уровню использования ИТ, и по требованиям к технологиям. Более того, в течение последних нескольких десятилетий в финансовых компаниях зачастую конкурентное преимущество достигалось как раз за счет технологий. Одни были вынуждены активно применять их, чтобы завоевать позиции лидеров, а другие — просто чтобы не отставать от них.
PC Week: Вам приходилось работать на разных постах, включая CTO и CIO. В чём, на ваш взгляд, основная разница между этими двумя должностями?
В. Р.: Я считаю, что ролевая структура технологических подразделений или технологических компаний всегда находится в стадии формирования. Такая позиция, как CTO, связанная с решением вопросов развития и использования технологий, возникла в эпоху бума доткомов. Человек, находящийся на посту CIO, должен обеспечивать ведение ИТ-хозяйства в целом: отвечать и за технологии, и за организацию, и за разработки, и, в конечном счете, за результат.
Я сравнил бы мои должностные обязанности ИТ-директора с функциями дирижера. Я, безусловно, активно включен в принятие всех технологических решений, поскольку они составляют основу бизнеса нашей компании. Вместе с тем я должен понимать все аспекты самого бизнеса. С моей точки зрения, даже те технические специалисты, которые удалены от решения задач бизнеса, обязательно должны разбираться в нём. Например, не просто поддерживать работу сети, а обеспечивать функционирование критически важной для бизнеса функции электронной торговли, где большую роль играют задержки, скорость обмена информацией и пр. Кроме того, когда люди работают, не зная, к чему приводит их труд, то результаты труда оставляют желать лучшего.
PC Week: А как можно стимулировать технических специалистов, чтобы они осваивали бизнес? Здесь, наверное, необходимо наличие других знаний и навыков?
В. Р.: Я являюсь приверженцем концепции, которая была высказана еще в 1970-х годах в известной книге Фредерика Брукса “Мифический человеко-месяц”. Там есть такое понятие, как “10X-человек”. Десять — это приблизительное число, но оно говорит о том, что некоторые люди могут добиваться на порядки больших результатов, чем другие, потому что они делают правильные вещи правильным образом. Они обладают особым талантом: им достаточно просто показать направление развития, не мешать и помочь, когда нужно, остальное они сделают сами. В течение всей своей карьеры я всегда старался активно привлекать в свою команду именно таких талантливых людей.
У нас созданы самодостаточные команды, отвечающие за определенные сервисы. В нашем ИТ-департаменте нет начальников, а есть ответственные за работу, главная задача которых — не командовать определенным числом сотрудников, а отвечать за то или иное направление бизнеса.
PC Week: Часто говорят, что в функции ИТ-директора должна входить выработка стратегии в области ИТ. Как у вас это происходит в компании?
В. Р.: ИТ-стратегия — это результат коллективного труда, но этой деятельностью надо руководить. В компании “Тройка Диалог” ИТ-стратегия неразрывно связана со стратегией и целями бизнеса и сформирована по трем основным направлениям. Первое — это организационная структура (как мы ее строим, какие у нас процессы, какой карьерный путь у наших сотрудников и т. д.). Второе — это информационная архитектура (какие сервисы предоставляет ИТ-подразделение бизнесу или клиентам нашего бизнеса, как эти сервисы соотносятся с ИТ-системами). И наконец, третье, не менее важное направление — это технологии.
С точки зрения размера и расходов в мировом масштабе “Тройка Диалог” — компания сравнительно небольшая, поэтому для того чтобы делать столько же, сколько большие организации, а может и больше и лучше их, мы обязаны придерживаться инновационного подхода по всем трем направлениям стратегии.
Для реализации нашей стратегии мы придерживаемся разработанной в свое время в Японии компанией HP модели стратегического планирования Hoshin (“Хошин”).
PC Week: А кто должен быть инициатором внедрения инновационных технологий — ИТ или бизнес?
В. Р.: Как правило, в наиболее продвинутых организациях внедрение инновационных технологий и практик инициируется ИТ-департаментом исходя из инновационных требований бизнеса. Именно поэтому CIO должен хорошо понимать бизнес и предлагать ему инновационные подходы, которые бы давали новые бизнес-возможности.
У меня есть хороший пример из компании, где я прежде работал. К концу 1990-х годов на финансовых рынках электронная торговля облигациями уже шла вовсю, что объяснялось наличием достаточно простых инструментов, а также удобного протокола FIX. Но на долговом рынке его не было, а используемые инструменты были очень сложны. В результате бизнес велся по телефону, по почте, что остро ставило задачу автоматизации этого процесса. Поэтому я обратился от лица Credit Suisse к рабочему комитету протокола FIX с предложением создать вариант данного протокола для долгового рынка и рынка деривативов. В результате внедрения нового протокола и соответственно перехода к электронной торговле бизнес Credit Suisse в данной области увеличился в пять раз с первого дня использования.
PC Week: Таким образом, можно сказать, что ключевая роль ИТ-директора заключается в том, чтобы обосновывать перед руководством внедрение новых технологий. А какие еще задачи он должен решать?
В. Р.: С моей точки зрения, ИТ-директор играет в компании такую же роль, как и руководитель любого бизнес-подразделения. Его деятельность связана с решением прямых и косвенных задач бизнеса: получение прибыли, повышение эффективности работы, оптимизация стоимости предоставляемых услуг, создание внутрикорпоративной культуры.
Кроме того, очень важно, чтобы ИТ-деятельность была прозрачной, занимала правильное место в организации, а ключевые руководители понимали стратегическое значение ИТ, а не просто рассматривали их как функцию поддержки. И я считаю, что достижение этих целей также зависит от активной позиции ИТ-директора.
PC Week: Одна из перечисленных вами задач — это снижение ИТ-затрат, сегодня она особенно актуальна для многих компаний. Как она решается у вас?
В. Р.: Мне странно слышать, когда люди говорят, что сейчас, в кризис, нужно экономить деньги. На мой взгляд, это необходимо делать всегда, чтобы быть эффективной компанией
ИТ-подразделение “Тройки Диалог” оказалось подготовлено к кризису. В первую очередь благодаря тому, что мы сумели провести рационализацию портфеля ИТ-проектов и сервисов, соотнеся наши потребности с имеющимися ресурсами. Кроме того, мы разработали целый ряд сценариев наших действий в различных кризисных ситуациях. За прошедшие полтора года мы смогли оптимизировать наши расходы так, чтобы не отказываться при этом от многих проектов и задумок. Мы изменили оргструктуру, внедрили экосистему и интеграционную платформу, разработали внутренний протокол для обмена информацией между системами. Мы также провели полную инвентаризацию и лицензирование ПО (в периоды роста эта задача обычно упускается из виду).
Однако нам пришлось заморозить ряд долгосрочных проектов, связанных с ростом бизнеса. И я считаю, что это было верное решение, поскольку оно дало нам возможность подготовиться — развернуть правильные технологические платформы. И вот сегодня некоторые из этих проектов начинают “оживать”.
PC Week: Получается, выход из кризиса будет сопровождаться внедрением самых прорывных технологий. А как вы вообще относитесь к нововведениям в сфере ИТ?
В. Р.: Да, действительно, мы сейчас строим планы на будущее, ориентируясь на самые последние технологические новинки. Однако, к сожалению, существует ошибочное мнение, что использование новых технологий — это либо дорого, либо ненадежно. Также очень часто с новизной ассоциируются и высокие риски . Но жизнь нам обычно доказывает обратное. Тем не менее ИТ-руководителям следует быть осмотрительнее и не “бросаться” на каждую новую технологию, выделяя из всего многообразия именно те, которые нужны его организации. Именно в этом и состоит отчасти искусство ИТ-директора.
PC Week: Должно ли государство регулировать сферу ИТ?
В. Р.: Безусловно, те или иные прорывы в области технологий создаются в частном бизнесе. Но это отнюдь не означает, что государство не должно ничего делать в данной области. Наоборот, я уверен, что государству, претендующему на достойную позицию в мировой экономической системе, надо уделять большое внимание ИТ, выделив в качестве приоритетов несколько направлений.
В первую очередь, государство должно поднять престиж технологического образования. Страны, где это было сделано, стали мировыми лидерами в области ИТ. Среди них Индия, Сингапур и сегодня еще Китай.
Второе направление связано с изменением системы налогообложения технологических компаний. ИТ-сфера преимущественно состоит из работников умственного труда. Поэтому когда ИТ-компании облагаются таким же налогом, как и другие виды бизнеса, то это фактически получается налог на зарплату. И я считаю, что для стимулирования развития ИТ-индустрии государству следует в данной сфере использовать налог на персональный доход.
Кроме того, государство должно участвовать в создании технопарков, используя разные экономические механизмы. На Западе это достаточно распространенное явление — есть огромнейшие технопарки в Индии, подобные зоны организованы в Бостоне, Новой Каролине. Правительство Сингапура предоставляет налоговые скидки технологическим компаниям, открывающим свой бизнес в стране.
И наконец, государство могло бы внести свой вклад благодаря стимулированию развития ИТ в военной сфере. Это позволило бы не только повысить технологический уровень обороны страны, но и способствовать формированию будущих ИТ-лидеров для своей страны.
PC Week: А какую роль здесь могли бы сыграть сообщества ИТ-директоров?
В. Р.: Я считаю, что некоторые коллективные образования действительно могут принести пользу. Но при этом я с сожалением отмечаю, что российская ИТ-среда отличается от зарубежной особенно в части партнерских взаимоотношений. Это в свою очередь негативно влияет на эффективность всего ИТ-бизнеса. Данная ситуация естественна для определенного этапа развития индустрии, и ускорение перехода на новый качественный уровень в руках ИТ-лидеров.
PC Week: Спасибо за беседу.