Судя по всему, традиционным операторам междугородной/международной связи предстоят тяжелые времена: рост международного телефонного трафика замедляется, постепенно приближаясь к своему “потолку”, причем речь идет не только о России, но и о других развитых странах (США, ЕС, Китай и т. д.). Судя по данным аналитиков из TeleGeography, в последние два года рост международного голосового трафика составил всего 8% — 376 млрд. минут в 2008 г. и 406 млрд. в 2009-м. С одной стороны, это можно “списать” на мировой финансовый кризис. С другой — рост использования VoIP-решений, самым известным из которых является Skype показывает противоположную динамику и довольно сильно ускоряется.
Судите сами: объем международных звонков между пользователями Skype (on-net) вырос на 51% в 2008 г. и, по прогнозу TeleGeography, — на 63% в 2009-м, до уровня в 54 млрд. минут.
В самом ближайшем будущем традиционным операторам связи предстоит столкнуться с тем, что на рынок дальней связи будут выходить различные сервис-провайдеры, обладающие сильными IM-решениями, в которые будет добавлена VoIP-функциональность (речь, к примеру, о Google). Причем основной платформой для таких решений будут совсем не мобильные ПК, а смартфоны и коммуникаторы.
Российская реальность по данному направлению пока выглядит более скромно. Скажем, по оценкам J'son & Partners Consulting, сегмент корпоративной голосовой связи у нас будет развиваться по сценарию развитых стран с задержкой на 1—3 года (в зависимости от региона). Но и вендоры, и операторы связи сходятся в одном: давление со стороны абонентов, в основном из корпоративного сектора, увеличивается; им нужны простые управляемые и унифицированные решения на базе IP для пропуска всех видов трафика за гораздо меньше деньги, чем раньше. И VoIP в данном случае — вполне востребованная технология в компаниях любого уровня и государственном секторе, тем более что скоростной широкополосный доступ, который напрямую влияет на качество, корпоративные пользователи себе позволить уже могут. Правда, внедрения будут идти с некоторыми различиями: в сфере малого бизнеса и в компаниях, где нет строгих требований к информационной безопасности, продолжится активное использование Skype, Sipnet и им подобных решений, тогда как более серьезным заказчикам потребуются “закрытые” внутрикорпоративные системы — проекты унифицированных коммуникаций от ведущих вендоров (Alcatel-Lucent, Avaya, Cisco, Microsoft, Siemens Enterprise Communications и т. д.).
В настоящий момент в корпоративном сегменте доля организаций, расположенных в городах-миллионниках и использующих IP-телефонию в любом ее проявлении, увеличится с 39% в 2009 г. до 68% в 2013-м (оценка J’son & Partners Consulting). Основными драйверами роста проникновения IP-телефонии в корпоративный сектор станут не только прямые (сокращение расходов на дальнюю связь, простое администрирование решений, быстрое подключение дополнительных услуг, возможность оперативного расширения системы и ее быстрого “сжатия” для экономии операционных расходов), но и косвенные экономические выгоды, например, связанные с ростом производительности труда при внедрении современных средств коммуникаций.
Стоит отметить и вполне активную позицию производителей оборудования: VoIP добавляется в мобильные терминалы в виде унифицированных SIP-клиентов, которые могут использовать ресурсы Wi-Fi, 3G или мобильного WiMAX для передачи VoIP по цене трафика мобильной связи. В связи с этим представляется интересным даже не выпуск “Скартелом” терминала Cosmos, а скорее желание компании превратить банальное коммуникационное ПО для связи компьютера с Интернетом (речь идет о Yota Access) в некоторую “точку входа”, добавив туда кроме SIP набор online-виджетов, в том числе социальные сети, шлюз к IM-сервисам, чатам, блогам. Фактически это будет прямая альтернатива любому софтфону, присутствующему на рынке, — такая программа позволит осуществлять как VoIP-соединения, так и видеосвязь. Причем обновление этого ПО будет происходить в автоматическом режиме, и оно уже работает на сотнях тысяч ПК: неплохой вариант выхода на рынок VoIP без каких-либо дополнительных усилий. Очень вероятно, что в ближайшее время подобное развитие (добавление SIP-функциональности) ожидает “Мультифон” от “МегаФона”, для которого уже почти готовы версии не только для мобильных ПК, но и для “умных” мобильных терминалов.
Таким образом, в ближайшие годы по мере роста проникновения широкополосного доступа в мобильном или фиксированном вариантах в России продолжится заметный рост трафика VoIP. Одновременно будет расти и его доля в трафике традиционной дальней связи. По прогнозам J’son & Partners Consulting, доля VoIP в совокупном трафике дальней связи в России увеличится с 8% в 2008 г. до 40% в 2012-м. Практически полный переход на VoIP тоже не за горами.