Только пятого марта этого года три основных российских сотовых оператора одновременно запустили продажи iPhone 3GS в своих салонах связи и магазинах “придворных” сетей по продаже цифровой техники. И это при том, что первые устройства этой модели поступили в продажу в США, Канаде и Великобритании еще в середине июня 2009 г. — почти сразу после анонса.
Театрализованного шоу, как в прошлый раз, конечно, не было — провайдеры мобильной связи отчетливо понимают, что продать миллионы подобных устройств у них не получится: праздником будет реализация хотя бы 2—3 тыс. смартфонов в месяц. На всю страну. Причем упорно отказываясь субсидировать такие устройства, они могут рассчитывать исключительно на имиджевую составляющую от осознания того факта, что и в их салонах можно официально купить изделие заокеанской Apple. Но и только. Приобретать смартфон с 16 Гб памяти за 30 тыс. руб., а 32-Гб версию за 35 тыс. руб. найдется явно немного охотников (для сравнения отметим, что предыдущая модель с 8 Гб стоила 23 тыс. руб., а с 16 Гб — 27 тыс. руб.). Кстати, в лучших традициях монополиста Apple “продавила” единые цены у всех операторов связи и вообще во всех магазинах по всей стране.
Говорить сейчас о технических характеристиках iPhone 3GS нет никакого смысла, они давно известны. Из плюсов устройства можно отметить разве что обширный электронный магазин App Store, где можно найти более 150 тыс. приложений с суммарными загрузками более 3 млрд. раз — от игр и социальных сетей до планирования финансов и сервисов, связанных с заботой о здоровье.
В этот раз, в отличие от старта продаж предыдущей модели осенью 2008-го, операторы “большой тройки” настолько обленились, что даже не стали придумывать новые тарифные планы, ограничившись теми, что были разработаны для предшественника. Правда, с определенными модификациями и изменением цен.
К примеру, в “Вымпелкоме” в тарифах “Яблочный фреш” полностью отказались даже от декларации безлимитного интернет-доступа. При этом маркетологи компании явно копируют пакетные предложения с иностранных игроков рынка. За 1 тыс., 1,5 тыс. и 2 тыс. рублей в месяц абоненту предлагается пакет из 100—400 исходящих минут, но исключительно на местные номера, 200—800 исходящих SMS и 500 Мб интернет-трафика (только в домашнем регионе). Декларируемый “бесплатный Wi-Fi” можно получить только в хотспотах Beeline Wi-Fi, но в этой сети и для других абонентов можно найти множество бесплатных точек доступа. Единственный вариант сэкономить в данном случае — это получить скидку в 6 тыс. руб. на абонентскую плату в течение года. Формально и фактически — это возврат части стоимости “железа” обратно абоненту.
Аналогичным путем пошли и в “Мегафоне” — тоже пакетные предложения из голосовых минут, интернет-трафика и SMS. Включен в тариф и безлимитный Wi-Fi, но число хотспотов у компании невелико — до недавнего времени это направление интернет-доступа в “Мегафоне” не развивали. Правда, тарифных предложений здесь пять (речь о столичной сети “Мегафона”) — на тарифах “B”, “C”, “D” и “E” абонент за 100—850 руб. абонентской платы может получить 50—500 минут на мобильные номера, 50—500 исходящих SMS на номера мобильных операторов России, а также от 500 Мб интернет-трафика (при условии использования абонентского терминала iPhone 3GS и соответствующих настроек GPRS-internet). Формально для тарифа “Е” интернет-трафик безлимитный, но и подключиться на этот ТП могут далеко не все клиенты. Кстати, в отличие от “Вымпелкома” под исходящими голосовыми вызовами здесь понимаются только звонки на номера столичного “Мегафона” — то есть пользователь получает самый дешевый вид трафика. Тариф “А”, как и раньше, комбинированный — если суммарные затраты пользователя на связь составляют более 700 руб. на номер, то он бесплатно получает 75 минут голосового трафика, столько же SMS и 1 Гб интернет-трафика.
Примерно аналогичное число тарифных планов у МТС — это “i-Онлайнер” и SIM, которые предполагают два разных типа потребления. В первом случае пользователь просто покупает 1 Гб интернет-трафика за 1,4 тыс. руб. абонентской платы в месяц (а раньше это был “безлимит”). Причем никакого пакета минут, SMS, скидок на роуминг он не получит — за все придется платить отдельно или подключать стандартные тарифные модификаторы. Во втором случае — то же самое с пакетными предложениями. За 1,4—1,9 тыс. руб. и до 2,6—3,1 тыс. руб. (в среднем цены на 200—500 руб. больше, чем раньше) пользователь получит от 100—500 до неограниченного числа минут звонков абонентам МТС Москвы и Московской области, от 100—300 до неограниченного числа SMS и от 300 Мб до 1 Гб интернет-трафика. Здесь тоже просматривается экономия на абонентской плате — правда, обратная: меньше придется платить тем, что купит младшее устройство в торговой линейке.