Ассоциация производителей электронной аппаратуры и приборов (АПЭАП) опубликовала проект стратегии развития радиоэлектронной отрасли, согласно которому к 2025 г. на отечественную радиоэлектронику должно приходиться более 50% потребляемой в России аппаратуры. Разработчики уверены, что документ в ближайшее время получит поддержку участников рынка и будет одобрен в Минпромторге РФ.
АПЭАП была создана в 2007 г. рядом ведущих российских компаний, работающих в радиоэлектронном комплексе (РЭК) страны. Основной задачей ассоциации является содействие увеличению доли отечественных производителей электронной аппаратуры и приборов на внутреннем и мировом рынках. На сегодняшний день АПЭАП объединяет более тридцати негосударственных предприятий — разработчиков и производителей электронных устройств, компонентов и встроенного ПО с суммарным годовым оборотом более 1 млрд. долл.
Стратегия АПЭАП рассматривает электронную отрасль как совокупность предприятий, осуществляющих разработку и производство электронной аппаратуры, модулей и компонентов, а также компаний, обеспечивающих эту деятельность. Стратегия направлена на повышение эффективности государственных и частных инвестиций, на стимулирование инновационной деятельности и внедрение передовых технологий, на интеграцию в мировой рынок и увеличение на нем доли российских производителей.
Отечественный радиоэлектронный комплекс сегодня
По данным АПЭАП, всего за пять лет (с 2003 по 2008 гг.) российский рынок электроники вырос почти в четыре раза, превысив 45 млрд. долл. в 2008-м. Высокие темпы роста были связаны с интенсивным внедрением современных электронных технологий в промышленности, сфере услуг, системе государственной безопасности и ростом потребительских рынков. Однако в конечном итоге развитие рынка электроники, как и экономики страны в целом, опиралось на рост доходов и инвестиций энергетических и топливно-сырьевых компаний.
Вместе с увеличением рынка рос объем производства электроники в России, по темпам роста российская электронная промышленность значительно опережала мировую и примерно соответствовала китайской, но при объемах почти на два порядка меньших. Общий объем производства электроники в России в 2008 г. составил около 9 млрд. долл.; таким образом, российские производители занимают 0,5% мирового рынка.
На внутреннем рыке доля российских производителей электроники составляет около 20%. Наибольший объем приходится на промышленную и автомобильную электронику, электронику для военной и аэрокосмической техники, телекоммуникационное оборудование. По оценке экспертов, производство большинства российских компаний носит мелкосерийный характер, а позиционирование на рынке — нишевое, ориентированное на удовлетворение специфических требований российских потребителей.
Разработка и производство электроники (компонентов, модулей, аппаратуры и встраиваемого ПО) является основным видом деятельности для 2,5 тыс. российских предприятий. Из них более пятисот полностью или частично контролируются государством, около тридцати созданы и контролируется зарубежными компаниями, около двух тысяч являются частными. Общий объем производства частных компаний отрасли сопоставим с объемом производства предприятий, контролируемых государством.
Существенно уступая крупным зарубежным компаниям в масштабе деятельности, российские производители электроники фокусируются на нишевых сегментах рынка, требования которых не могут быть удовлетворены серийно выпускаемой продукцией зарубежных производителей. Необходимость разработки продукции, соответствующей специфическим требованиям российских потребителей, уравнивает в этих сегментах возможности российских и зарубежных производителей электроники: последние теряют преимущества масштаба деятельности.
Лишь 5% российской электроники поставляется на экспорт, что характеризует низкий уровень интеграции российских разработчиков и производителей электроники в мировой рынок. В большинстве экономически развитых стран основной объем электронного производства приходится на экспортируемую продукцию. Как правило, объем такого экспорта соизмерим с объемом импорта электронного оборудования, но импорт имеет широкую номенклатуру, а экспорт — узкую, при больших объемах продаж каждой позиции.
В таблице приведены сравнительные характеристики отечественного и зарубежных РЭК. Параметрами сравнения являются основные экономические показатели электронной отрасли разных стран. Численность населения и объем ВВП приведены в качестве вспомогательных параметров. Для сравнения выбраны страны с высоким уровнем развития электронной промышленности и страны с высоким темпом её развития в последние годы.
Стратегия роста РЭК
Стратегия опирается на базовые преимущества российской электронной отрасли и анализ факторов, сдерживающих ее развитие.
В документе отмечаются базовые преимущества российской электронной отрасли:
- высокий уровень общего образования населения,
- наличие научных и инженерных школ по ряду перспективных направлений электроники,
- достаточно большой внутренний рынок, способный быть опорным для начала развития российских компаний — разработчиков и производителей электроники.
Среди основных проблем, характеризующих российские предприятия электронной отрасли, называются:
- низкий профессиональный уровень управления предприятиями;
- низкая производственная культура;
- технологическое отставание российских предприятий от лидеров мирового рынка;
- низкий уровень кооперации между предприятиями отрасли и международной кооперации;
- неразвитая инфраструктура отрасли;
- высокие административные барьеры;
- высокая цена и большие сроки поставки оборудования, комплектующих и материалов, необходимых для разработки и производства электроники.
Перечисленные проблемы являются следствием многих факторов, включая искаженное таможенное регулирование, неэффективную налоговую систему и т. д.
Российские производители электроники, говорится в документе, критически отстают от своих зарубежных конкурентов в масштабе деятельности; соответственно отстают инвестиционные возможности предприятий. Малые масштабы деятельности и инвестиционные возможности не позволяют не только поддерживать необходимый темп модернизации, но и пробиться через лоббистов зарубежных компаний на рынки крупных заказчиков, в том числе на рынки российских инфраструктурных компаний.
Значительная часть предприятий отрасли находится вне конкурентной среды, в “искусственных” условиях, создаваемых за счет прямого государственного участия в управлении компаниями. Деятельность в среде с ограниченной конкуренцией приводит к ошибочным представлениям о рынке и о позиционировании компаний относительно конкурентов, приводят к значительным ошибкам в прогнозировании спроса, в планировании проектов.
Таможенное регулирование направлено против российских производителей. Пошлины на компоненты и материалы выше пошлин на конечную продукцию. Таким образом, производство изначально находится в худшем положении по сравнению с импортом. Таможенные процедуры не соответствуют ни задачам регулирования внутреннего рынка, ни фискальным задачам государства. Противоречивые и чрезвычайно усложненные таможенные процедуры, методы идентификации продукции и методы определения таможенной стоимости приводят к увеличению цены и сроков поставок компонентов, материалов и оборудования, необходимого для разработки и производства электроники.
Доступ к кредитно-финансовым средствам для российских производителей электроники ограничен высокой ценой и большими сроками принятия решений о выделении средств. Короткий и постоянно сокращающийся срок жизни электронной продукции требует постоянного обновления производственного оборудования, оснастки и ПО. При появлении новых технологий компании должны оперативно инвестировать своё развитие. Существующие ставки кредитования приводят к увеличению сроков возврата инвестиций, что не позволяет поддерживать необходимый темп обновления технологий. Программы государственного финансирования (Роснанотех, Роснаука, мероприятия ФЦП) предусматривают долгий срок рассмотрения заявок, за время которого ситуация в отрасли может кардинально измениться. Результатом этого является формальность и значительная условность при подаче таких заявок.
Разрешительный принцип регулирования деятельности предприятий приводит к огромной административной нагрузке. Производители вынуждены проходить согласования во множестве инстанций, прежде чем начать производство чего-либо. Контроль экспорта продукции двойного назначения организован таким образом, что практически блокирует экспорт всей высокотехнологичной продукции, вынуждая российские компании переносить производство своей продукции за рубеж.
Налоговая система дестимулирует развитие производства и разработок в России. Инвестиции в создание интеллектуальной собственности облагаются высокими налогами при отсутствии мер налогового стимулирования. Наибольшее влияние на конкурентоспособность предприятий электронной отрасли оказывают налоги на фонд оплаты труда. Учитывая, что в цене высокотехнологичной продукции стоимость интеллектуального труда составляет от 50 до 90%, такая налоговая нагрузка стимулирует перетекание наиболее важного, интеллектуального сегмента отрасли за рубеж, в офшорные регионы.
Все эти тупики государственной политики в области управления РЭК были хорошо известны и раньше, но в концентрированной форме они приведены, пожалуй, впервые. В рамках реализации стратегии предполагается использование новых инструментов промышленной политики, включая совершенствование инфраструктуры для развития предприятий и экономическое стимулирование участников рынка электроники. Рекомендуются прогрессивные меры таможенного регулирования, льготного кредитования, выдвижения преференций на рынках государственного заказа и инфраструктурных проектов и т. д.
Целевые показатели стратегии АПЭАП определены исходя из предположений, что производительность труда и средняя выработка на человека выйдут на уровень стран — лидеров рынка электроники; число занятых в отрасли увеличится почти в два раза за счет повышения её престижности и привлекательности для молодых и квалифицированных специалистов; рост отрасли в основном будет обеспечиваться увеличением масштабов деятельности компаний.
Доля России на мировом рынке электроники в результате реализации стратегии должна составить 5%, что будет соответствовать 5—10-му месту среди стран — крупнейших производителей электроники. В приоритетных для себя направлениях Россия может стать лидером мирового электронного рынка. Доля российских производителей на внутреннем рынке составит 50%. При этом в тех сегментах, которые соответствуют ключевой специализации российских компаний, их доля будет значительно больше — до 90%, а в других сегментах составит менее 50%. Средний годовой рост российского рынка электроники при реализации стратегии достигнет 10%.
Как считает вице-президент по технологиям SPIRIT Telecom, член АПЭАП Владимир Свириденко: “Можно только приветствовать появление такого важного документа, как Стратегия с конкретными предложениями по развитию электронной области в России, в рамках которой мы — как “интеллектуальная” индустрия — можем определить, в каком состоянии находится отрасль, какие шаги нужно предпринять для дальнейшего ее развития и как в этом может помочь государство. Следующим этапом работы с этим документом может стать его более глубокая проработка, конкретизация идей и планов, перевод их в реальную плоскость”.
Будет ли принят в расчет в Минпромторге инициативный проект концепции развития РЭК, или же ставка будет сделана на инерционный сценарий развития, пока неясно. Документ предлагает целый комплекс мер для кардинального увеличения производства отечественной электронной продукции, в том числе снятие основных преград для развития РЭК. Если же проект АПЭАП заинтересует отраслевое ведомство и оно одобрит основные его положения, то следующим этапом может стать его более глубокая проработка, конкретизация идей и планов.
Тогда Минпромторгу РФ стоит дополнительно рассмотреть и контекст взаимодействия “Стратегии” с существующей “Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года” и “Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации”, оценить перспективы международной кооперации, а также разработать конструктивные предложения по решению вопроса интеллектуальной собственности.
“В рамках развития Стратегии можно дополнительно развернуть программу поддержки малых инновационных предприятий отрасли, ведущих исследования и разработку передовых технологий, — продолжает Владимир Свириденко. — Для таких предприятий, фактически стоящих на переднем крае развития мировой электроники, необходима самая широкая государственная поддержка и финансирование. В противном случае мы увидим утечку уже не только “мозгов”, но и самых передовых российских технологий в сторону иностранных корпораций, способных дать широкое финансирование новым идеям”.
Страна | Численность населения, млн. чел. | Объем ВВП, млрд. долл. | Объем производства электронной промыш-ленности, млрд. долл. | Объем внутреннего рынка электроники, млрд. долл. | Доля национальной продукции на внутреннем рынке электроники,% | Объем экспорта электронной промыш-ленности, млрд. долл. | Доля национальной продукции на мировом рынке электроники,% | Число компаний электронной промыш-ленности | Число занятных в электронной промыш-ленности, тыс. чел. | Средняя выработка на человека в год, тыс. долл. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Россия | 142 | 2260 | 9 | 44 | 20 | 0,4 | 0,05 | 2500 | 360 | 25 |
США | 307 | 14264 | 492 | 509 | 42 | 190 | 20 | 19150 | 1224 | 402 |
Китай | 1334 | 7916 | 254 | 145 | 48 | 148 | 13 | 13000 | 2555 | 99 |
Япония | 128 | 4354 | 289 | 196 | 54 | 148 | 8 | 7750 | 746 | 387 |
Германия | 82 | 2910 | 164 | 130 | 39 | 50 | 3 | 4000 | 444 | 369 |
Южная Корея | 49 | 1342 | 145 | 35 | 64 | 109 | 7 | 1550 | 410 | 355 |
Тайвань | 23 | 711 | 98 | 12 | 44 | 44 | 5 | 3750 | 332 | 297 |
Источник: АПЭАП