Очередной этап серии конференций SAP World Tour '2010 мог бы остаться рядовым, пусть и весьма важным для самого лидера мирового рынка ERP, мероприятием, если бы он не проходил сразу вслед за неожиданной сменой руководства компании: на пост CEO, который прежде занимал Лео Апотекер, пришли два равноправных преемника — Билл Макдермот и Джим Хагманн Снабе (до этого первый отвечал за продажи, второй — за разработку программных продуктов). По сути это было их первое публичное появление перед заказчиками, партнерами и прессой, организованное к тому же в рамках выставки CeBIT, от которого ждали разъяснений по многим позициям, очерченным в ходе смены топ-менеджеров главным акционером и идеологом SAP AG Хассо Платнером. Ставя тогда задачи перед новым руководящим тандемом, он, в частности, говорил о необходимости вернуть утраченное доверие, придать дополнительный импульс технологическим инновациям и вообще сделать компанию счастливой. Не удивительно, что на пресс-конференции один из журналистов не удержался от ехидного вопроса: “Обязательно ли для того, чтобы стать счастливой, компании нужно иметь двух исполнительных директоров?”.
В истории SAP уже были успешные примеры подобного двоевластия, но поскольку такая модель чревата внутренними противоречиями, новые CEO всячески старались подчеркнуть, что у каждого из них есть своя зона ответственности и обширный круг не пересекающихся, задач, а кроме того, они всегда прекрасно ладили друг с другом. Попытки выяснить, какое именно доверие клиентов было утрачено, ничего особенно нового не принесли: как правило, упоминалась известная коллизия с обязательным переводом крупных заказчиков, получавших стандартную техподдержку, на более дорогую корпоративную. Как известно, проблема эта на ближайшие годы снята, поскольку данная акция SAP была приостановлена, однако, по меткому замечанию г-на Снабе: “Доверие — это такая субстанция, которую трудно создать, но очень легко разрушить”.
А вот относительно инноваций определенные намеки все же прозвучали. Прежде всего было отмечено, что скорость, с которой новые решения выводятся на рынок и приносят ощутимую пользу заказчикам, следует существенно увеличить. Один из шагов в этом направлении — переход на более оперативную модель разработки ПО, в рамках которой формируются небольшие команды, действующие в тесном контакте с клиентами и учитывающие их реальные потребности. По словам г-на Снабе, впервые такая модель начала применяться в прошлом году. Группы, включающие до десяти разработчиков, успевают делать очередную итерацию каждые четыре недели. Сегодня подобным образом программируют 20% специалистов SAP, но со временем так станут трудиться все 12 тыс. разработчиков корпорации.
Одной из наиболее вероятных причин ухода в отставку Лео Апотекера аналитики считают 8%-ное снижение доходов SAP в прошедшем году. Новые CEO обещают 4—8%-ный рост уже в нынешнем году и выход на двузначную (в процентах) положительную динамику к 2012-м. Вопрос лишь в том, за счет чего данный рост будет обеспечен. Судя по сделанным на пресс-конференции акцентам, основные надежды возлагаются на предприятия среднего и малого бизнеса (СМБ). Как считает Билл Макдермот, потенциальная клиентская база из сектора СМБ исчисляется миллионами предприятий.
Согласно информации, представленной Хансом-Питером Клаем — вице-президентом SAP AG, отвечающим за этот сегмент, — сегодня у компании 73 тыс. клиентов данной категории (включая и тех, что развернули BI-решения Business Objects). Из них 45% — малый бизнес (до 100 сотрудников и менее 100 млн. евро дохода), 40% — нижний слой средних предприятий (менее 1000 сотрудников и 500 млн. евро) и 15% — его верхняя страта (до 2500 сотрудников и 1 млрд. евро). Традиционно более крупным заказчикам компания предлагает преднастроенное решение SAP Business All-in-One, а небольшим предприятиям — SAP Business One. Оба они построены в обычной архитектуре, предполагающей развертывание на площадке клиента. Около трех лет назад на рынок был выведен продукт SAP Business ByDesign, предоставляемый как услуга по модели SaaS. Однако несмотря на многочисленные обещания круг стран, где доступен данный прикладной сервис, остается довольно ограниченным: их всего шесть, и Россия в это список не входит. Думаю, в ближайшее можно ожидать решительных шагов в этом направлении. Во всяком случае г-н Макдермот недвусмысленно заявил, что продукт этот способен создать компании колоссальные рыночные возможности. А Джим Хагманн Снабе указал на основную проблему: “Это совершенно другая бизнес-модель, которую нужно тщательно изучить и добавить к привычной нам модели развертывания on-premise”.
“Из общения с клиентами я сделал вывод, что они хотели бы сохранить за собой право выбора: развертывать ИС на своей площадке или получать ее как услугу, — заявил Роберт Феттер, вице-президент SAP, отвечающий за продвижение систем Business All-in-One. — Нередко они сами до конца не понимают, какая модель подойдет им лучше. И мы предлагаем возможность выбора. Скажем, развернув основную ERP-систему в своем дата-центре, они могут использовать модуль CRM в виде SaaS-услуги”. В беседе с г-ном Феттером я выразил сомнение в том, что такой выбор обеспечивается клиентам SAP в полной мере. Ведь если говорить о СМБ-предприятиях, то они могут получить либо одну из “локальных” систем (Business All-in-One, Business One), либо облачную Business byDesign. А поскольку кодовая база у этих продуктов разная, переход с одного на другой сопряжен с дополнительными усилиями по переносу данных, прикладной логики и бизнес-процессов и требует отдельного консалтингового проекта.
“Действительно, единственным SaaS-решением, которое мы предлагаем предприятиям СМБ, остается Business byDesign, — соглашается Роберт Феттер. — Но мы просто не видим у наших заказчиков особого желания переходить с облачной системы Business byDesign на локальные Business All-in-One или Business One. Другое дело, что предприятие, эксплуатирующее Business All-in-One, может захотеть, к примеру, с помощью Business byDesign автоматизировать удаленные офисы. В таких случаях мы предлагаем им специальные средства для интеграции и обеспечения взаимодействия этих систем. Теоретически возможен еще один вариант: создать на основе Business byDesign традиционную, не облачную, версию продукта и предоставить возможность простого перехода от одной модели развертывания к другой. Однако в настоящее время у нас нет подобных планов, да и спроса на такое решение мы пока не отмечаем”.
О пристальном интересе с облачным решением свидетельствует и появление в портфеле компании целого ряда новых продуктов такого рода. Это и аналитическая система на базе технологий Business Objects, и среда коллективной работы по принятию решений 12sprints (находится на этапе бета-тестирования), и CRM-решение для мобильных устройств iPhone и Windows Mobile, и средства поддержки бизнес-процессов, доступные через интерфейс почтового клиента Gmail и Outlook. Думается, в ближайшие месяцы мы узнаем о новых подобных инициативах SAP AG.