Говорить о том, что китайский производитель Huawei известен российским покупателям оборудования связи, было бы самонадеянно. Товар с таким логотипом не присутствует на полках торговых сетей по продаже цифровой электроники, телефоны и модемы, маршрутизаторы этой компании почти не учитываются в аналитических прогнозах развития рынка оборудования. Тем не менее подразделение Mobile Devices фирмы Huawei отгружает свое “железо” в Россию десятками тысяч, а по каким-то направлениям и миллионами единиц. В целом же за 2009 г. по всему миру компания наторговала на 5 млрд. долл. — финансового кризиса она просто не заметила.
Специфика рынка
Секрет такой “виртуальной реальности” вполне прост: Huawei не стремится конкурировать с Nokia или Samsung на рынке частных пользователей. Свою деятельность компания направляет на операторов связи, предпочитая не строить флагманские салоны и бутики на главных улицах мегаполисов, а предлагать достаточно выгодные условия целевых поставок. Низкие цены на абонентское “железо” в Huawei объясняют легким доступом к элементной базе в Китае, отсутствием затрат на завоевание доли рынка и весьма небольшой себестоимостью рабочей силы. Изначально, с 2004 г., когда подразделение мобильных устройств только было создано, отличалось и позиционирование: компания работала исключительно по заказам операторов, поставляя весьма ограниченный спектр техники с заранее оговоренными ценовыми и функциональными параметрами. То есть — помогала операторам связи свести к минимуму стоимость привлечения новых абонентов не только в мобильных, но и в фиксированных сетях.
В отличие от других производителей абонентского железа, трепетно относящихся к указанию своей торговой марки на корпусе любого выпущенного устройства, в Huawei предпочитали концентрироваться на финансовой стороне вопроса, забирая любые, даже небольшие по стоимости контракты. Представители компании рассказали нам, что сейчас минимальная партия оборудования, кастомизированная под оператора связи, может начинаться всего с 1 тыс. штук. Если там должен быть исключительно логотип оператора — то с 5 тыс. Причем будут ли это шлюзы, маршрутизаторы, модемы или телефоны — не имеет значения. Кстати, времени на исполнение заказа надо немного: в течение 45 суток партия будет доставлена из Китая в Гонконг, откуда технику можно забрать воздушным или морским транспортом. Huawei гибко настроила систему производства и с помощью таких модульных заказов со всего мира смогла произвести и отгрузить клиентам в прошлом году 90 млн. разнообразных устройств именно абонентского класса. Да, быть может, перечень системных функций такой техники не поражает воображение, но доступная цена и четкое позиционирование обеспечивают ей внимание со стороны 470 операторов-покупателей в 130 странах. Причем если взять 50 самых крупных операторов мира, то 48 из них уже покупают “железо” у Huawei; двух оставшихся собираются уговорить в этом году.
Разумеется, такой подход имеет свои особенности: производить новое оборудование несложно, но необходимо еще убедить операторов связи в том, что оно действительно может повысить отдачу от дополнительных сервисов. Хотя в отношении смартфонов убеждать уже никого вроде бы не надо: спрос на “iPhone-подобные” устройства для частных пользователей и на аналоги BlackBerry не падает. А интерес операторов здесь состоит в том, что владельцы таких “умных мобильных” приносят оператору в среднем в два раза больший ARPU, чем обладатели модемов и обычных телефонов. И все за счет активного использования дополнительных информационно-развлекательных сервисов связи.
При этом в Huawei вполне справедливо отмечают фрагментарность спроса на такую технику из-за ее высокой стоимости. Видимо, будущее — за “умными” мобильными по цене 150—170 долл. за устройство. Их глобальное распространение окончательно заменит самые простые аппараты уже в следующее пятилетие. И в данном случае главное — на какой операционной системе они будут работать; в Huawei полагают, что на Android, поскольку за ее использование нет высоких лицензионных платежей, как за Windows Mobile или Symbian.
Новое “железо”
Будущее, конечно, за смартфонами. Вполне реальные шансы на завоевание массового рынка имеет android-смартфон Huawei U8220/U8230. Это очень простое устройство с сенсорным экраном шириной 3,5 дюйма, двумя камерами 3,5 и 0,3 мегапиксела (вторая для видеосвязи), модулями Bluetooth, HSUPA и Wi-Fi. Чем-то он напоминает модели HTC или iPhone и дает возможность быстро проверять почту, отправлять сообщения, управлять мультимедийными файлами, а также путешествовать по страницам интернет-сайтов, совершать голосовые и видеозвонки.
Значительно большие шансы на массовое внедрение в России имеет миниатюрный маршрутизатор UMTS/Wi-Fi под названием Huawei E5 II — это действительно одно из самых интересных решений в линейке терминального оборудования Huawei. Для мобильного WiMAX и CDMA2000 подобные устройства уже были представлены, теперь, по-видимому, они появятся и для UMTS-сетей. Схема их работы весьма проста: устройство принимает данные по UMTS, а “раздает” их по Wi-Fi. Причем оно обладает батареей для автономной работы (при полной загрузке — до четырёх часов) и может обеспечить мобильный 3G-доступ в Интернет для двух-трёх абонентов. Модель Е5 II снабжена OLED-дисплеем для настройки и отображения параметров работы, а также слотом карт MicroSD — то есть её можно использовать как миниатюрное хранилище данных.
В области портативных USB-донглов никакого особенного прорыва не отмечено. По той простой причине, что его там и не может быть — весь базовый функционал давно реализован, остались только дополнительные функции. К примеру, в модели E5808, которая названа Security Modem, встроен недорогой сканер отпечатков пальцев. Формально эта функция облегчает идентификацию пользователя при доступе как к самому устройству, так и к компьютеру. Но достаточно удалить устройство из системы — и в принципе доступ к ПК открыт. Правда, отпечаток пальца защитит встроенные данные (емкость памяти модема — до 8 Гб), и с этой точки зрения его действительно можно рассматривать как не очень надежный, но все-таки персональный сейф.
Стоит обратить внимание и на конвергентное устройство SmaKit S7. По виду это реальное продолжение серии интернет-планшетов, к которым до недавнего времени тяготели в Nokia и сейчас — в Apple. Но функционал здесь гораздо мощнее. По видению Huawei это компактный домашний мультимедийный центр, который снабжен сенсорным 7-дюймовым экраном с разрешением 800×480 точек. Работая на базе Android, устройство обеспечивает высокоскоростной доступ в Интернет, позволяет смотреть фильмы, слушать музыку, просматривать новостные ленты, посещать социальные сети и делать покупки в online-магазинах. Но главное — оно может служить управляющим звеном для совместимых с ним домашних серверов, шлюзов, телевизионных экранов и смартфонов.
Правда, будущее всех этих моделей зависит от операторов связи — если они наконец-то включать в свою бизнес-модель переход к дотациям клиентских терминалов, то устройства появятся на рынке. В настоящий момент компании мобильной связи от своего лица готовы работать только с мобильными модемами, маршрутизаторами и стационарно-мобильными телефонами.