Общий объем российского
В настоящий момент российский рынок VSAT продолжает наращивать свою инсталляционную базу, но происходит это очень медленно, — отмечает ведущий эксперт J'son & Partners Consulting Галина Большова. Причем, подобное состояние дел связано не столько с кризисом, сколько с дефицитом спутникового ресурса на орбите (особенно после отказа КА “Экспресс-АМ2”), который усугубил финансовое состояние компаний, приведя рынок в состояние стагнации. Это подтверждается финансовыми итогами операторов: от 5 до 10% из них явно готовятся к банкротству, завершив 2009 г. с нулевым или негативным финансовым результатом. Если учитывать необходимость возврата кредитов, то на грани дефолта могут оказаться до 50% операторов. В чистом плюсе оказались всего 19% операторов, причем лишь 12% получили рентабельность в 10% годовых. Кстати, положение с ресурсом может улучшиться лишь к 2012 г., после ввода в эксплуатацию планируемых к запуску в 2010—2011 гг. “Экспресс-АМ4” и “Ямал-300”, но им смогут воспользоваться лишь выжившие в 2010 г. операторы VSAT.
Между тем, первая пятерка VSAT-операторов, которые продолжают удерживать более 60% рынка, выглядит вполне благополучно. Наиболее уверенно чувствуют себя лидеры рынка “ВебМедиаСервисез”, “Глобал-Телепорт”, КБ “Искра”, “Сетьтелеком”, “Стэк.Ком”, стабильно развивается “РуСат”. Не предвидится проблем и у операторов, входящих в крупные телекоммуникационные холдинги, где VSAT является неосновным бизнесом: это Orange Business Services, “Голден Телеком”, “УралСвязьИнформ”, “Газпром Космические Системы”.
Специфика российского рынка VSAT связана еще и с тем, что 88% парка спутниковых станций связи используют государственные предприятия и крупные компании (часто с присутствием государства в качестве акционеров), т. е. государство остается основным заказчиком VSAT-оборудования. Соответственно, развитие этих сегментов напрямую связано с крупными госпрограммами, которых, как было сказано выше, пока нет. Кроме того, VSAT по-прежнему используют в малонаселенных районах с низкой плотностью населения, что отнюдь не повышает коммерческую эффективность подобных проектов.
Частных пользователей на российском рынке VSAT — чуть более 1%, причем этот сегмент вряд ли способен создать хорошие перспективы роста при высокой стоимости оборудования (не менее 150 тыс. руб.) и высоких тарифах на передачу данных. Снижение стоимости “железа” можно было бы обеспечить внедрением VSAT в Ka-диапазоне, где площадь антенны гораздо меньше, но этих систем в нашей стране пока нет. Определенное влияние на высокую стоимость оборудования оказывает и тот факт, что с российского рынка практически ушли NDSatcom и Shiron, поглощенные более крупными международными компаниями. Правда, к известным российским производителям VSAT (“ВисатТел”, “Вигстар” и “МедиаСпутник”) прибавился еще один — компания Eastar, выпускающая вполне конкурентоспособные по цене и характеристикам системы. Но доля российских производителей на рынке VSAT не превышает 3% — наибольшие показатели, по данным J'son & Partners Consulting, имеют Viasat (24%), Gilat (22%) и HNS (21%).
Развитию рынка частных пользователей мешает тот факт, что простой уведомительной процедуры регистрации (как, например, в Европе или Северной Америке) для станций VSAT в РФ до сих пор нет. Между тем, без привлечения массового сегмента пользователей операторам VSAT “грозит” только сохранение существующего объема рынка до 2012 года — как в количественном, так и в денежном выражении. Резкий рост может начаться лишь при условии активного использования Ka-диапазона и только в том случае, если операторы смогут заинтересовать более современными сервисами массовый рынок.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий.