Наступление нового года является естественным моментом для анализа ситуации на ИТ-рынке. Сегодня же этот вопрос особенно актуален ввиду сложности последних полутора лет. Однако объективных данных о состоянии отраслевых дел пока, к сожалению, традиционно мало: первые сведения от независимых аналитиков обычно появляются в конце весны. Тем не менее информация для размышлений о прошедшем годе уже имеется: как заведено на протяжении нескольких лет, в конце декабря на ежегодном “Дне Бухгалтерии” директор фирмы “1С” Борис Нуралиев представил журналистам собственный анализ работы компании в прошедшем году. Подчеркнем: в силу системного положения фирмы (точнее, всей ее экосистемы) в российской ИТ-отрасли эти сведения достаточно хорошо отражают общую рыночную ситуацию, причем в детальном ее развитии во времени.
Говоря об общих итогах прошедшего года, руководитель “1С” отметил негативное влияние кризиса на развитие ИТ в стране. Падение рынка было существенно более значительным, чем в целом в мире: по оценкам “1С”, снижение (по сравнению с 2008-м) продаж ИТ в целом составило 32%, а ПО — 41%. На фоне общеотраслевых данных итоги года самой фирмы выглядят получше: падение равно 35% (рис. 1). Нужно сказать, что в предыдущие годы показатели “1С” почти всегда были заметно выше, чем в среднем по рынку.
Отметим также, что резкое уменьшение доходов компании началось уже во второй половине 2008-го, и это существенно сказалось на результатах позапрошлого года в целом. Нужно обратить внимание на то, что данные “1С” представлены в долларах США (учитывая колебания валютного курса понятно, что в рублях показатели были бы на 10—20% выше). Подъем продаж в конце прошлой весны во многом объясняется активностью партнеров накануне заранее объявленного повышения цен на продукты “1С” в мае.
В то же время нужно иметь в виду, что приведенные тут данные не отражают полную картину о состоянии бизнеса корпорации “1С”: эти сведения включают информацию только по головной фирме, без учета ее многочисленных дочерних, совместных и розничных предприятий (которых насчитывается от 100 до 200), не говоря уже о партнерской сети.
Что касается самой “1С”, то нужно вспомнить, что ее бизнес состоит из трех вполне самостоятельных направлений: разработка делового софта (“1С:Предприятие”), создание мультимедийных продуктов и дистрибуция ПО других поставщиков. Наблюдатели давно отмечали нехарактерное для ИТ-бизнеса организационное объединение разножанровых подразделений. И как раз в прошлом году “1С” приступила к реструктуризации фирмы — прежде всего мультимедийного направления. Летом 2009-го началось формирование отдельной компании “1С-СофтКлаб”, в которую вошло мультимедийное подразделение самой “1С” и фирма “Софт Клаб”. Напомним, что “1С” заключила с этой компанией соглашение о сотрудничестве в начале 2009 года, но его детали не разглашались. При этом компания “Бука”, известный российский разработчик игр, купленный “1С” летом 2008-го, продолжает работать на рынке самостоятельно под своей торговой маркой. Сама “1С” не конкретизирует структуру своего мультимедийного бизнеса, но можно предположить, что “1С-СофтКлаб” будет заниматься преимущественно изданием и распространение продуктов, а “Бука” — разработкой.
Такое преобразование бизнеса “1С” нужно иметь в виду при анализе рис. 1 — там показаны продажи только собственного игрового подразделения за первую половину прошлого года. Фактическое же падение продаж “1С” игровых и мультимедийных продуктов (разработки как самой “1С”, так и других производителей) за год составило 19%, причем Борис Нуралиев подчеркнул, что это было вызвано не столько снижением потребительского спроса, сколько проблемами в канале сбыта (просроченная задолженность, повышение уровня пиратства и пр.)
Ну а чтобы понять общую ситуацию на российском софтверном рынке в течение всего 2009 года, стоит посмотреть на графики помесячных продаж “1С” (рис. 2). По мнению Бориса Нуралиева, они показывают явную тенденцию к тому, что осенью ситуация должна улучшится. Полученный же сейчас опыт подтверждает правильность выводов, сделанных компанией еще много лет назад: при наличии нескольких смежных направлений бизнес становится более устойчивым, а ориентация на массовые сектора рынка повышает его надежность. Нашла подтверждение также важность работы по циклическому обслуживанию заказчиков с постоянными договорами (т. е. модель работы по подписке).
Безусловно, главным брендом “1С” является система ее экономического ПО “1С:Предприятие”. Несмотря на существенное падение продаж в этой сфере (32%), “1С” считает, что она не только не потеряла, но и усилила свои позиции на рынке автоматизации управления предприятиями. Кризис в какой-то мере ускорил замену программных продуктов, реализованных на базе платформы 7.7, на версию 8. В течение прошлого года в целом произошло смещение спроса в сторону более дешевого ассортимента, но клиентская база даже немного выросла. При этом снижение финансовых результатов в значительной степени объясняется ростом курса доллара. Так, продажи “1С:Предприятия” 8 в 2009 году в долларовом измерении упали на 20,9%, а в рублевом — выросли на 5,8%.
Но что, возможно, самое главное — “1С”-сообщество, основу которого составляет партнерская сеть “1С:Франчайзи”, продемонстрировало свою устойчивость в сложной экономической ситуации. По данным “1С”, несмотря на падение объемов продаж лицензий на экономическое ПО, доходы собственно партнерской сети в прошлом году возросли (увеличились и число партнеров, и доходность их бизнеса).
“1С” — один из крупнейших российских дистрибьюторов ПО, и его данные неплохо отражают общую ситуацию на софтверном рынке (рис. 2,г). Тут нужно обратить внимание на то, что падение продаж началось еще в 2008 году. На этом графике хорошо видно, как меняется соотношение поставок зарубежных и российских разработчиков: разрыв в кризисный год резко сократился. В то время как продажи западного ПО за год уменьшились почти вдвое, поставки отечественных продуктов на 25% возросли (рис. 3). Увеличение осенних продаж помимо оздоровления экономической ситуации объясняется большим количеством тендеров под закрытие финансового года. Заметно повысился интерес потребителей к средствам обеспечения безопасности (в том числе к антивирусным продуктам). По оценкам “1С”, кризисный год практически не повлиял на развитие российского сегмента разработки ПО (не было остановленных проектов, задержек с выпуском новых продуктов и версий).
Из рассказа Бориса Нуралиева можно сделать вывод, что развитие дистрибьюторского бизнеса станет одним из приоритетных направлений работы фирмы в 2010 году*. В дополнение к имеющей уже многолетнюю историю программе “1С:Дистрибуция” (совместное с вендорами производство и распространение коробочных продуктов) “1С” начала новый проект — создание специализированного партнерского канала по продажам и поддержке ПО. Его цель — формирование сети сертифицированных партнеров, оказывающих услуги по поставке программного обеспечения отечественных и зарубежных вендоров на базе дистрибьюторского портфеля “1С”. Фактически речь идет о формировании в этой сфере деятельности специального бренда, аналогичного “1С:Франчайзингу” по внедрению и сопровождению экономического ПО.
*Вполне вероятно, оно будет выделено в самостоятельную компанию.