Состояние рынка ПК можно считать одним из индикаторов общей ситуации на ИТ-рынке России. Этот сегмент одним из первых отреагировал на кризисные явления в экономике, и улучшение ситуации в нем будет говорить о многом. Компания Asustek Computer входит в число ведущих игроков на российском рынке ПК, а также представлена во многих других сегментах ИТ-рынка. О своем видении текущей ситуации и ближайших планах компании глава представительства Asustek Computer в России Алекс Ким рассказал 1-му заместителю главного редактора PC Week/RE Игорю Лапинскому.
PC Week: 2009-й год остался позади. Что он значил для поставщиков ПК в России и как изменил этот рынок?
Алекс Ким: Для всех вендоров 2009 г. стал проверкой на прочность — очень многие производители, включая крупнейших, использовали свои технологические мощности менее чем на половину. Представьте себе ситуацию: 50 тыс. рабочих, загрузка — 30%, зарплата выплачивается не в полном объеме... Справиться с такой ситуацией было очень непросто.
Негативные процессы в начале года очень сказались и на российских сборщиках ПК, поскольку государство и другие структуры резко сократили число тендеров. Потребительский сектор пострадал меньше, и сегмент ноутбуков прошел этот период легче, хотя средняя цена по этому продуктовому направлению заметно снизилась. В целом первые признаки оживления на российском рынке появились только в июле — августе. IV квартал оказался заметно лучше, чем годом ранее, но нужно иметь в виду, что в 2008-м он был полностью провален. Поэтому если сравнивать 2009 г. с предыдущим, то, я думаю, изменение в объеме рынка ПК окажется в пределах от 0 до -10%.
PC Week: Российским сборщикам Asus поставляет комплектующие. Очевидно, это направление вашего бизнеса тоже сильно пострадало?
А. К.: Действительно, компьютерные компоненты всегда были и являются нашим коньком, в частности, в сегменте материнских плат наша доля в России достигала 60%. В начале прошлого года она сократилась где-то до 45% как раз из-за сокращения поставок локальным сборщикам (на них приходилась значительная доля наших продаж), а также из-за снижения средней цены на комплектующие. Это вполне закономерно. Во время кризиса лидер всегда страдает больше других, поскольку спрос уходит в нижний ценовой сегмент. Например, в 2000 г., когда на мировом рынке ПК также наблюдались кризисные явления, на общем фоне производителей комплектующих выделилась компания ECS, а в прошлом году в силу тех же тенденций заметно поднялась наша дочерняя фирма ASRock. Тем не менее могу сказать, что сейчас ситуация для нас более или менее выравнивается.
PC Week: Вы считаете, что российский рынок ПК выходит из кризиса? Худшие времена закончились?
А. К.: Думаю, да, судя по тому, что происходит на ИТ-рынке в последние месяцы. Спрос восстанавливается, и многие наши дистрибьюторы и партнеры уже готовятся к тому, чтобы в III квартале обеспечить резкий рост объемов продаж. В данном случае я имею в виду не плавный и устойчивый рост по сравнению с предыдущими кварталами, а уже вполне серьезный рывок.
PC Week: Кризисный год как-либо повлиял на общую стратегию Asus?
А. К.: Теоретически наша стратегия, ранее сформулированная как 3С (computers, consumer products, communications), осталась прежней. Но с наступлением кризиса, а точнее в апреле прошлого года, компания была разделена на три группы — System Business Group (ноутбуки, нетбуки, неттопы), Components (материнские платы, видеокарты, LCD-мониторы и сетевые устройства), Handheld Devices (карманные устройства). Вы наверняка знаете, что мы объединились с Garmin, в результате чего и была образована третья группа. В марте она представит очень интересные продукты. Такая реорганизация была проведена как раз для успешного выживания во время кризиса, когда нужно действовать особенно оперативно. Большому “мамонту” это трудно, а в рамках разделенных групп, фактически представляющих собой виртуальные компании с отдельным бюджетом и собственным штатом, намного проще.
PC Week: Своим знакомым, которые планировали осенью купить ноутбук, я советовал дождаться выхода Windows 7. Можно было ожидать, что так поступят многие. Вы ощутили всплеск продаж ноутбуков после 22 октября?
А. К.: Да, в последние два месяца 2009 г. продажи ноутбуков заметно подскочили — процентов на 20. Безусловно, кто-то ждал появления новой ОС на рынке и соответственно ноутбуков с предустановленной Windows 7, но что тут больше сыграло роль — Windows 7, появление новых моделей ноутбуков или приближение новогодних праздников — сказать трудно. Тем не менее я не умаляю роль Windows 7, поскольку интерес к ней среди пользователей действительно большой.
PC Week: На рынке мобильных ПК наибольшую устойчивость к кризису продемонстрировал сегмент нетбуков. Asus здесь является первооткрывателем, но компания не удержала лидерство за собой. Почему так получилось?
А. К.: Дело в том, что этот сегмент рынка из “голубого океана” (в терминологии бизнес-концепции, выдвинутой профессорами в области стратегического менеджмента У. Чан Кимом и Рене Моборном и изложенной в книге “Стратегия голубого океана”) быстро превратился в “багровый океан”. Asus нащупала перспективную нишу, свободную от конкурентов, но уже через полгода она, образно говоря, была просто залита кровью. Конкуренция тут стала даже более острой, чем на рынке ноутбуков. Все ринулись осваивать новую площадку, и очень скоро для некоторых производителей она даже перестала быть интересной, поскольку цены были “убиты”.
PC Week: Но если посмотреть на цены, то сейчас они не такие уж низкие.
А. К.: Все правильно. Но ведь было время, когда нетбук можно было купить и за 5000 руб. Те, кто хотел приобрести себе такое устройство, его купили, и фактически рынок насытился. Вообще, ситуация с нетбуками развивается довольно необычно. Изначально они позиционировались как новая категория мобильных устройств с невысокой ценой, затем цены на них упали ниже предполагавшегося уровня, а теперь они плавно растут, а сами нетбуки становятся все более похожими на ноутбуки. Некоторые модели уже стоят даже дороже младших моделей ноутбуков. Я думаю, что уже через год-два нетбуки превратятся в разновидность ноутбуков нижней ценовой группы.
PC Week: Как вы считаете, сегмент нетбуков сейчас развивается в ущерб младшим моделям ноутбуков?
А. К.: Нижний сегмент ноутбуков представлен моделями с диагональю экрана 15 дюймов. У нетбуков — максимум 11 дюймов. Поэтому явной конкуренции тут мы не наблюдаем. Но как только размер экрана нетбука приблизится к 14 дюймам, ситуация изменится и фактически произойдет слияние этих двух сегментов. К этому идет.
PC Week: Какой у вас сейчас расклад по продажам нетбуков и ноутбуков?
А. К.: В России расклад примерно 1:3. А, например, в Европе соотношение другое — 1:2. Казалось бы, в России этот сегмент еще не добрал свое, но мы считаем, что российский рынок в целом насытился нетбуками, и вряд ли здесь пропорция будет меняться в их пользу. В значительной мере это, видимо, связано с тем, что нетбуки не оправдали своего первоначального предназначения как первого компьютера домохозяйки или студента и превратились в третий компьютер бизнесмена — своего рода увеличенный карманный компьютер.
PC Week: В семействе Eee довольно много и других устройств — EeeTop, EeeBox, Eee Stick, Eee Videophone. Оправдывают ли они ожидания компании? В частности, в прессе появились сообщения о вероятном закрытии направления игровых манипуляторов Eee Stick...
А. К.: Направление Eee Stick не закрывается. Есть планы модернизировать данный продукт и выйти на рынок уже с новым вариантом. Что касается других продуктов семейства Eee, то спрос на них постоянно растет, но такой революционной волны, как в сегменте нетбуков, мы тут не ждем. Например, у нас очень успешно продаются устройства Eee Videophone, предназначенные для организации связи через Skype. Для пожилых людей это очень удобное коммуникационное устройство, поскольку оно не требует никаких специальных знаний.
PC Week: Судя по количеству выпущенных моделей большие надежды вы связываете с неттопами EeeBox и ПК EeeTop категории all-in-one. Но пока не видно, чтобы Asus их активно продвигал, по крайней мере в России.
А. К.: Пока мы видим, что EeeBox продаются все лучше и лучше. В основном в домашний сегмент, где их чаще берут на роль второго компьютера. Главное их достоинство — не шумит, занимает меньше места и собирает меньше пыли. Что касается EeeTop, то первые модели были буквально нарасхват. Но на данный момент мы не можем понять, какой размер экрана предпочтительнее для рынка. Одно время здесь хорошо шли 16-дюймовые модели, потом, возможно в силу влияния рынка ЖК-мониторов, лучше стали продаваться 19-дюймовые. А у нас уже есть и 22-дюймовые. В целом EeeTop — это очень хороший продукт, но, с одной стороны, этот сегмент подвержен влиянию рынка мониторов, а с другой — разные страны демонстрируют в нем разные предпочтения, что сильно осложняет жизнь производителям. В России уже исчезли 19-дюймовые модели и продаются 21- и 22-дюймовые. А в Польше 18,5-дюймовые занимают 60% рынка. В Чехии продаются только 19-дюймовые. Так что поймать спрос очень сложно. Возможно поэтому производителей таких продуктов в России пока немного. И рынок не раскручен.
PC Week: Аналитики Digitimes Reseach прогнозируют резкий рост данного сегмента уже в нынешнем году — до 15 млн. шт., тогда как в прошлом году, по их оценкам, было продано всего 6,5 млн. В России такого роста ждать не приходится?
А. К.: Я думаю, если этот прогноз оправдается, то в основном за счет таких стран, как Япония и Китай, где традиционно очень небольшие жилища, и компактные бесшумные ПК там очень к месту. Серьезных оснований рассчитывать на то, что в России ПК категории all-in-one могут стать массовым продуктом, пока нет. Сейчас их покупают в основном энтузиасты.
PC Week: Успех нетбуков и сенсорных коммуникаторов в полном соответствии со “стратегией голубого океана” наглядно демонстрирует, что наибольшие возможности для развития можно ожидать в новых сегментах рынка и с новыми технологиями. Предложит ли Asus что-то особенное в ближайшее время?
А. К.: Сейчас Asus намерена инвестировать значительные средства в мультимедиа. Я имею в виду прежде всего устройства для чтения электронных книг (eBook reader). На данный момент в этом сегменте не так уж много производителей и Asus — в их числе. Мы очень рассчитываем, что наш eBook reader станет бестселлером, поскольку мы постараемся сделать его весьма конкурентоспособным и по характеристикам, и по цене — вполне допускаю, что она составит примерно 200 долл. В наших устройствах будет и Wi-Fi, и сенсорный экран, планируется и модель с цветным экраном. Первые новинки мы продемонстрируем в марте на CeBIT. А на рынке они появятся, я думаю, в июне — июле. Кроме того, мы вскоре выпускаем на рынок Eee keyboard — это клавиатура со встроенными в нее компьютером и небольшим сенсорным дисплеем. Для нормальной работы ее лишь нужно подключить к монитору — на наш взгляд, это очень удобно. Большой интерес любители мультимедиа проявили к выпущенному осенью на рынок медиаплейеру O!Play, хотя в нем нет встроенного накопителя. Теперь мы планируем выпустить версию с накопителем, на который можно будет загрузить, например, фильмотеку. Более того, предполагается, что новые манипуляторы Eee Stick тоже будут подключаться к O!Play и позволят использовать медиаплейер для игр.
PC Week: А что-либо вроде планшета iPad, только что представленного Apple, Asus готовит?
А. К.: То, что сделала Apple, конечно, очень интересно. Но ключевой момент тут заключается в привязке iPad, как и предыдущих разработок Apple, к онлайн-магазину App Store. Что-то подобное у нас планируется в рамках проекта по смартфонам с Garmin (анонс, я думаю, состоится в марте). Предусматривается создание интерактивного сервера развлечений с библиотекой мультимедиа-контента.
PC Week: А в традиционных своих сегментах на что вы будете делать упор в нынешнем году?
А. К.: В прошлом году по традиционным сегментам прошли цунами, рынок несколько освободился и образовалась почва для роста сильных игроков. В сегменте ноутбуков у нас уже сильные позиции. Данные, которые мы получаем от партнеров и из ритейла, пока говорят о том, что у нас продажи идут неплохо, но посмотрим, что скажут независимые аналитики. Главным для нас в этом сегменте будет запуск новых продуктов. Серьезные планы у нас в отношении сетевых устройств, а также на рынке мониторов. Если раньше наша доля по мониторам составляла 1—4%, то сейчас будем претендовать на цифры вплоть до 8%. Задача состоит в том, чтобы вернуться в первую четверку поставщиков. Сейчас для этого есть и внутренние возможности, поскольку произошло разделение департаментов и теперь этим направлением будет заниматься отдельное подразделение со своим маркетингом. Надеемся, все у нас получится.
PC Week: Спасибо за беседу.