Компания Tieto, один из лидеров европейского рынка ИТ-услуг, намерен активизировать деятельность на российском рынке в области здравоохранения. О ближайших задачах и планах компании рассказал вице-президент Tieto по решениям для медицины и здравоохранения Арто Рюумин научному редактору PC Week/RE Елене Гореткиной.
PC Week: С чем связан ваш интерес к российской отрасли здравоохранения?
Арто Рюумин: За 40 лет работы в области здравоохранения в разных странах Европы мы накопили большой опыт и хорошо понимает специфику развития ИТ-бизнеса в данной сфере. А ведь задачи в этом секторе в разных регионах примерно одни и те же. Например, в России и других странах сейчас реализуются общенациональные ИТ-проекты, направленные на информатизацию социальной сферы вообще и медицины в частности. И именно здесь мы можем поделиться полученным опытом. В нашем портфеле много ИТ-решений для здравоохранения, и сейчас мы рассматриваем возможность адаптации некоторых из них на российском рынке.
PC Week: К сожалению, в нашей стране отрасль здравоохранения не самая богатая. Вас это не смущает?
А. Р.: Судя по нашему опыту, для успешной работы в этой сфере компании важно иметь долгосрочный план развития, на несколько десятков лет, так как решения здесь принимаются долго. Но я считаю, что Россия будет развиваться, и в ближайшее время начнет инвестировать в медицину на том же уровне, что и западные страны. Так, сейчас в России расходы на эту отрасль не превышают 2—3% ВВП, а на Западе гораздо выше: в Финляндии — 9%, в Германии и Центральной Европе — 10%, а в США — 16%.
К тому же мы связываем свои планы в области здравоохранения в России не только с государственным сектором, но и с частным, который сейчас активно развивается.
PC Week: В каких отраслях помимо здравоохранения ваша компания развивает свою деятельность и как на ней отразился кризис?
А. Р.: Tieto предлагает ИТ-услуги и решения в сферах телекоммуникаций, розничной торговли, нефтегаза и в финансовом секторе в почти 30 странах. Кризис, конечно, негативно отразился на всей нашей деятельности, так как затронул наших клиентов. Но уже наблюдается восстановление отдельных секторов, например финансового, хотя этот процесс еще только начинается.
PC Week: Какие меры предприняла Тieto, чтобы справиться с трудностями?
А. Р.: Нам очень помогла реорганизация, которую мы начали два года назад еще до кризиса. Раньше организационно-финансовая структура компании была поделена только по отраслям, а теперь мы выполнили деление по трем показателям: странам, отраслям и предложениям. В результате была образована матричная структура. При этом сведения о профессиональных навыках и опыте сотрудников собраны в единую базу данных и служат для создания команд по реализации проектов независимо от того, в какой стране они выполняются.
PC Week: В чем состояла цель этих изменений?
А. Р.: Задача заключалась в том, чтобы повысить внимание к нуждам клиентов в той или иной стране, получить возможность использования там накопленных отраслевых знаний и добиться экономии за счет переноса части работ в регионы с меньшими издержками — Китай, Индию и Белоруссию.
Реорганизация оказалась очень своевременной, так как позволила консолидировать наш бизнес, в результате мы легче перенесли кризисный период за счет более эффективного использования труда специалистов, сокращения административных расходов и количества субподрядчиков.
Кроме того, было принято решение сфокусироваться на нескольких географических регионах, одним из которых является Россия.
PC Week: Чем обусловлено ваше решение сфокусироваться на России?
А. Р.: Россия играет важную роль в нашем бизнесе, и мы планируем здесь большой рост. Компания Tieto начала свою работу здесь более десяти лет назад с обслуживания банковских карточных систем. А после реорганизации в 2008 г. мы пришли в Россию и с ИТ-предложениями в следующих отраслях: телекоммуникации, розничная торговля, лесопереработка и нефтегазовый сектор. В России у нас два офиса — в Москве и Петербурге, в каждом из них по 25 сотрудников, но мы планируем расширять штат по мере роста бизнеса.
Хочу отметить, что наш подход к работе в России отличается от принятого в других развивающихся странах. Например, у нас есть отделение в Индии, но там мы не развиваем бизнес, а лишь используем недорогие ресурсы для предоставления услуг в другие страны. Дело в том, что когда запускается проект, например в России, то к нему подключаются не только местные, но и зарубежные специалисты из Финляндии, Индии, Белоруссии. Нам не важно, где находятся люди, важно, где находятся клиенты.
PC Week: В нашей стране работает немало российских системных интеграторов, которые хорошо знакомы с местными реалиями. Ощущаете ли вы конкуренцию с ними?
А. Р.: Конкуренция, конечно, есть, но в области интеграции широко распространено сотрудничество, когда в реализации проекта участвует несколько компаний. Для учета местной специфики мы адаптируем и локализуем наши решения. К тому же помимо поставок ИТ-решений мы также предлагаем ИТ-услуги и видим в этом свое преимущество. В нашем портфеле есть услуги по бизнес-консалтингу, обработке данных, управлению серверами и приложениями на базе процедур ITIL и поддержке конечных пользователей.
PC Week: А какие услуги и решения вы намерены предложить для отрасли здравоохранения?
А. Р.: Мы предлагаем решения, предназначенные для обслуживания пациентов: автоматизацию работы регистратуры, создание единой БД с электронными историями болезней и т. д. В наш портфель входит разработка ПО, консалтинг по оптимизации бизнес-процессов лечебного учреждения, обучение его сотрудников и мобильные услуги, например передача пациентам SMS-сообщений с напоминанием о записи к врачу. Впрочем, пациенты и сами могут пользоваться нашей медицинской системой через Интернет с помощью системы аутентификации, в частности узнавать результаты анализов, получать рекомендации врача.
PC Week: Вы упомянули услуги по обработке данных. Как вы их реализуете?
А. Р.: В прошлом году мы запустили центр обработки данных в Петербурге, а во II или III квартале текущего года откроем ЦОД в Москве.
PC Week: Создание ЦОДа обычно требует значительных инвестиций. Вы уверены, что они окупятся?
А. Р.: Петербургский ЦОД уже приносит доход, так как клиенты охотно им пользуются, например скандинавская компания “Иф страхование”, имеющая в России свое подразделение, явдяется нашим основным клиентом.
Что касается московского ЦОДа, то он будет больше петербургского, и у нас уже есть немало запросов на его услуги со стороны и российских, и зарубежных компаний.
PC Week: Как вы относитесь к технологии Software-as-a-Service и вычислениям в облаке?
А. Р.: Сейчас об этих технологиях много говорят, но их использование еще только начинается. Я думаю, что ситуация в этой области прояснится через два-три года. Но мы уже предлагаем по модели SaaS разные отраслевые решения в других странах. В России с помощью SaaS предоставляются услуги доступа к ERP-системе Microsoft. При этом применяются мощности нашего петербургского ЦОДа, а в скором будущем и московского. Что касается облачных вычислений, то мы планируем реализацию разных облаков — общедоступных, частных и смешанного типа. В Финляндии у нас уже есть пользователи облачных услуг из отрасли здравоохранения.
PC Week: Какие у вас планы по работе в России?
А. Р.: В нашей стратегии Россия играет важную роль в дальнейшем росте продаж. Мы инвестируем в ЦОДы и развитие бизнеса: в увеличение штата, локализацию решений, расширение клиентской базы. Вполне вероятно, откроем новые офисы в России, помимо московского и петербургского, но это зависит от спроса. Сейчас мы изучаем возможности развития нашего бизнеса в российском здравоохранении с точки зрения имеющегося здесь спроса и наличия у нас ресурсов, чтобы не пропустить момент, когда рынок будет готов к приобретению и использованию наших предложений. Я думаю, что это произойдет не сразу, наверное, не раньше, чем через пару лет. Ведь последствия кризиса все еще ощущаются. Но такой момент обязательно наступит.
PC Week: Спасибо за беседу.