Словосочетание “позвони мне по скайпу” стало практически нарицательным: торговая марка софтверной компании стала синонимом доступной VoIP-связи практически для любого пользователя ПК в большинстве стран мира. Объективно совсем не прихотливая к скорости каналов VoIP-система Skype, простая в установке и настройке, уже сейчас насчитывает более полумиллиарда учетных записей для пользователей, которые работают с нею время от времени. Процентов десять-двадцать из них хотя бы один раз вносили средства на свой счет в Skype, то есть использовали не только формально бесплатную связь по направлению “компьютер — компьютер” (абонент все-таки оплачивает свой трафик), но и совершали вызовы в сети общего пользования на стационарные или мобильные телефоны.
Несмотря на кризис, объем международных звонков между пользователями Skype (on-net) вырос на 51% в 2008 г. и, по прогнозу TeleGeography, — на 63% в 2009-м, до уровня в 54 млрд. минут. Да, монетизация этих объемов пока оставляет желать лучшего, но В-Stat прогнозирует, что к 2013 г. объем рынка мобильных VoIP-сетей во всем мире будет равен 32,3 млрд. долл. при 278 млн. платных пользователей. В Skype надеются, что как минимум половина этих “платников” будет использовать именно их систему.
Предпосылки для сотрудничества
Между тем позиция Skype на международном рынке вообще и в России в частности пока что довольно хрупкая. Что греха таить — многие провайдеры мобильной связи считают эту компанию “похитителем денег” от международного трафика: определенная их часть выделяет целевые бюджеты на закупку аппаратно-программных комплексов, которые блокируют работу VoIP-сервисов. Обычно это происходит с помощью снижения полосы пропускания по определенному направлению, что делает невозможным работу с компьютерной телефонией. “Мы долгое время вкладываем деньги в свои МГ/МН-сети, а еще раньше платили за пропуск трафика сторонним партнерам. А теперь какой-то поставщик сторонних услуг хочет не только заработать на уже существующей инфраструктуре, но и не заплатить нам за эту возможность”, — как-то поделился со мной своей позицией высокопоставленный сотрудник крупного оператора сотовой связи. При этом позиция игроков фиксированного широкополосного доступа (ШПД) более спокойна: “телефонной составляющей” бизнеса у них нет (если мы не говорим про интегрированные компании), поэтому как абоненты используют их канал, операторам по большому счету все равно.
Но Тони Сайг, директор по развитию бизнеса мобильного подразделения компании Skype, все-таки оптимистичен — по его мнению, у провайдеров мобильной телефонии и у Skype гораздо больше общего, чем можно представить на первый взгляд. Надо отметить, что та модель, которую пробует использовать Skype, в какой-то степени будет служить ориентиром для всех остальных VoIP-операторов, существующих на рынке. Если, разумеется, у них хватит технологических преимуществ. Основное предложение операторам связи со стороны Skype — это как раз меры по стимулированию роста рынка передачи данных в условиях падения доходов от передачи голоса. Особенно хорошо это воспринимается компаниями, которые “заточены” под передачу данных: в таком случае использование Skype-сервисов для них будет интересным даже в одностороннем порядке, без каких-либо отчислений со стороны владельца сервиса за дальние вызовы.
Кстати, Тони Сайг уверен, что число таких провайдеров будет увеличиваться. “Доходы от голосового трафика у операторов падают по всему миру и без нас, — утверждает он, — а в наших силах нивелировать такие потери за счет роста направления передачи данных”. Именно поэтому, считает представитель компании Skype, число провайдеров мобильной телефонии, начинающих запускать VoIP-проекты в своих сетях, потенциально может быть очень велико. Причем поскольку в идеале для Skype нужен канал ШПД, компании интересно сотрудничество как с операторами 3G, так и с теми, кто развивает мобильный WiMAX. Правда, во втором случае сколь-нибудь значимого числа терминалов с поддержкой этой технологии на рынке не заметно (тот же Cosmos у “Скартела” на российский рынок так и не будет выпущен) — пока что ожидания по поводу этой технологии оказались тщетными.
Контроль над новым рынком
“Два года назад невозможно было себе представить, что мы договоримся о партнерстве с Verizon, — отмечает г-н Сайг, — но сейчас взгляд на то, как может развиваться ситуация, меняется коренным образом”. Правда, мало кто представляет себе особенности этого проекта. Самое интересное в тезисе: “Skype не представляет угрозы для операторов связи, наоборот, мы можем быть партнерами”, — который в свое время высказал Рассел Шоу, вице-президент и генеральный менеджер Skype, состоит в том, что пакет услуг, предлагаемый пользователям, определенным образом “обрезан”. Формально, по соглашению Skype и Verizon, пользователи получают доступ к предустановленным версиям Skype на устройствах Blackberry и Android, а затем и на других платформах. Правда, с этих устройств можно будет звонить только со Skype и на Skype и совершать местные вызовы, никакие “дальние” платные звонки “Skype-out” на фиксированные или мобильные телефоны других сетей зарубежом невозможны. То есть самая “вкусная” часть функционала-то как раз и отсутствует. “Взамен”, очень вероятно, в скором времени абонентам будут предложены видеозвонки по цене передачи данных без отдельной платы за сам факт подобного сервиса, или в некоторых случаях они будут включены в абонентскую плату без ее повышения. Именно об этом, скорее всего, думают менеджеры Skype, когда говорят о том, что с помощью своего сервиса они могут существенно увеличить трафик данных для оператора связи. Таким образом, выгода для тех провайдеров мобильной телефонии, которые готовы сотрудничать со Skype, состоит в импульсе к развитию видеосвязи как приложения для мобильных устройств. Кроме того, взамен уступки на этом поле Skype обязуется не “каннибализировать” МГ/МН-бизнес провайдеров мобильной телефонии — либо путем, как с Verizon, запрета звонков на мобильные и фиксированные номера в других странах, либо, если этот сервис остается, то устанавливать специальные цены и делиться доходами с базовым оператором связи.
Самый главный аргумент Skype в данном случае — существующая и актуальная, большая по численности база пользователей, многие из которых не только умеют звонить с помощью ПО Skype голосом, но и используют видеосвязь на своих компьютерах: “пересадить” их на мобильные телефоны при условии нормального покрытия скоростных сетей связи стоит куда как меньше, чем продвигать этот сервис “с нуля”. Причем Skype имеет все шансы захватить значимую часть рынка видеосвязи для частных пользователей, поскольку активно продвигает аналогичные возможности не только для компьютеров (уже сейчас) и смартфонов (в ближайшем будущем), но и для современных телевизоров (такой функционал уже есть в моделях Samsung, будет и у Panasonic и т. д.). Причем это будет опция “по умолчанию”. Таким образом, у мобильного телефона есть все шансы стать не просто голосовым коммуникатором, но устройством для видеоконференций.
Интересно, что такие действия имеют под собой все основания: еще в декабре 2009-го мировой трафик данных в мобильных сетях превысил голосовой трафик (данные компании Ericsson). Немудрено — все-таки его ежегодный рост этого трафика за последние два года составлял 280%, а по прогнозам на следующие пять лет его объем будет каждый год удваиваться. Критическая точка наступила, когда и голосовой трафик, и трафик данных достигли отметки в 140 000 Тб в месяц. “Трафик данных, генерируемый пользователями мобильной широкополосной связи, которых около 400 млн., превышает голосовой трафик пользователей мобильной телефонии, общее число которых составляет 4,6 млрд. человек”, — в свое время отмечал Ханс Вестберг, президент и главный управляющий Ericsson. Пока что значительная доля мобильного трафика данных генерируется при доступе к социальным сетям с мобильных устройств и ПК с настроенным мобильным широкополосным подключением, но видеосвязь “пользователь — пользователь”, особенно с мобильных устройств, способна “отбросить” социальные сети на второе место в самое ближайшее время. Все-таки 80% пользователей мобильной широкополосной связи хотят иметь круглосуточный и повсеместный доступ в Интернет для того, чтобы осуществлять в том числе и видеокоммуникации со своими визави.
Правда, на прямой вопрос о переговорах с операторами “большой тройки” о VoIP-сервисах в мобильных сетях представители компании Skype нам не ответили ничего, кроме стандартной формулировки: “Мы не можем комментировать вероятные сделки в будущем времени”. Причем прямые переговоры практически отсутствуют — во всяком случае далее стандартных заявлений пресс-служб о том, что “технические специалисты изучают подобную ситуацию”, дело не идет. Компаниям предложенная модель взаимодействия не интересна, и они не готовы превращаться в “трубу” для сторонних контент-сервисов — в таком случае сроки окупаемости проектов по строительству 3G и LTE будут слишком протяженными. Скорее всего подход будет следующим: провайдеры мобильной связи поставят свои контент-платформы, подключаясь к которым сторонние поставщики сервисов смогут предоставлять свои услуги по ценам операторов связи. Если это видеохотсинг — от него потребуется адаптированный контент, если VoIP-оператор — определенный уровень цен и отчислений с каждой минуты, если IM-система — возмещение какой-то части стоимости трафика и т. д. Сумеет ли Skype встроиться в подобную бизнес-схему без потерь, можно будет сказать только со временем.