За последнее десятилетие ЖК-технология прочно обосновалась на рабочих местах компьютерных пользователей, практически не оставила шансов на будущее традиционным ЭЛТ-телевизорам, а теперь все активнее внедряется в сегмент профессиональных информационных дисплеев коллективного пользования. Одной из первых ЖК-решение для этого сегмента представила компания NEC-Mitsubishi, выпустившая в 2003 г. модели LCD3000 и LCD4000, впрочем, не получившие тогда большого распространения из-за высокой цены. С тех пор многое изменилось. О том, как сегодня развивается этот сегмент в России и за рубежом, какие возможности реализованы в современных крупноформатных информационных ЖК-дисплеях, глава российского представительства компании NEC Display Soutions Europe GmbH Алексей Златин рассказал в беседе с 1-м заместителем главного редактора PC Week/RE Игорем Лапинским.
PC Week: Какое место в бизнесе вашей компании сегодня занимают профессиональные информационные дисплеи и, в частности, модели, конфигурируемые в видеостену?
Алексей Златин: В России и в 2008-м, и в 2009 г. доля данного направления в наших продажах оставалась примерно на одном уровне: 10—12%. Кстати, в Европе эта цифра существенно выше — порядка 20%. Там продукция NEC довольно широко представлена, например, в транспортном секторе, в аэропортах. Проекты на базе наших дисплеев реализованы, например, в Вене, в Барселоне, во Франкфурте, в Цюрихе… Но надо понимать, что там на техническое оснащение выделяются совершенно другие бюджеты и потому предпочтение отдают пусть дорогим, но надежным и рассчитанным на длительное использование решениям. У нас же предпочитают экономить, и примеров инсталляций, подобных тем, что распространены в западных странах, существенно меньше.
В последнее время начал ощущаться интерес и к ЖК-дисплеям для видеостен. Решения для конфигурирования в видеостену у NEC и других производителей были и раньше, но основным препятствием для их широкого распространения были конструктивные особенности. Из-за довольно толстых рамок отдельных дисплеев изображение получалось клетчатым, и это значительно сужало сферу применения видеостен на ЖК-панелях. Но сейчас у нас есть модель MultiSync X461UN с очень тонкой рамкой, в результате чего зазор между стыкуемыми изображениями на видеостене составляет всего 7,3 мм. Как отдельный экран она не применяется, а только в составе видеостен разных размеров (до 60 кв. м.).
PC Week: В большинстве рыночных сегментов покупатели переключились на продукты нижней ценовой категории. Очевидно, у многих есть соблазн вместо профессионального решения обойтись существенно более дешевым бытовым. Чем принципиально профессиональные ЖК-дисплеи отличаются от обычных?
А. З.: Первое — это, конечно, ресурс. В принципе ЖК-телевизор предполагает работу в течение 4—6 часов в день, и время наработки на отказ у него намного ниже, чем у профессионального монитора, который потенциально, хотя и с некоторыми ухищрениями, способен функционировать круглосуточно. Второе — это управляющая электроника. Телевизору не нужна система интеллектуального охлаждения с сенсором внешней температуры и автоматически управляемыми вентиляторами, не допускающими нагрева дисплея выше допустимого уровня. В частности, попытки использовать ЖК-телевизоры в портретном режиме ни к чему хорошему не приводили, поскольку в таком положении телевизор, как правило, перегревается. И конечно же в нем нет встроенных возможностей для конфигурирования в стену. А в профессиональных аппаратах все это учтено. Поэтому они и дороже, и полноценно заменить их бытовым устройством невозможно.
PC Week: Но тем не менее такие попытки все-таки предпринимаются?
А. З.: Их стало гораздо меньше. Но несколько лет ушло на осознание бесперспективности такого подхода. Люди у нас технически подкованные и зачастую предпочитают сами проверить, нет ли маркетинговой “разводки” со стороны вендора, заинтересованного, по их мнению, в продвижении более дорогих решений. Сейчас, похоже, сложилось понимание, что профессиональный аппарат своего стоит. Но не всегда его цена укладывается в имеющийся бюджет, и это заставляет заказчика искать что-то попроще или откладывать проект до лучших времен.
PC Week: На рынке представлены и многие другие предложения для построения видеостен. Вы ощущаете дыхание конкурентов?
А. З.: На данный момент острой конкуренции между вендорами в сегменте ЖК-видеостен еще нет. Продукт, подобный нашему, есть всего лишь у нескольких вендоров, к примеру, у Samsung. Зато приходится конкурировать с поставщиками видеокубов и плазменного решения Orion. Дело в том, что помимо традиционного для нас направления рекламных и информационных табло мы теперь можем также охватить ситуационные центры и диспетчерские пункты, где сейчас стоят в основном видеокубы. В некоторых случаях альтернативой им является решение на базе плазменных панелей, у которого также очень небольшой зазор между экранами, но у плазмы имеются другие проблемы: цвет “гуляет”. Настроить такую стену и откалибровать так, чтобы цвета передавались одинаково всеми панелями, довольно трудно. Для воспроизведения видео это не страшно, но при равномерной заливке экрана разбалансировка панелей по цвету очень заметна. Производители бесшовных решений на базе плазмы в настоящее время также предлагают комплекты калибровки, но проблема сравнительного быстрого “выгорания” плазменных дисплеев все равно остается.
PC Week: Мне как-то еще не приходилось видеть в диспетчерских видеостены на базе ЖК-панелей.
А. З.: Такие проекты есть. В частности, недавно такая видеостена на базе нашего решения была установлена в одном из силовых ведомств. Но, к сожалению, мы не имеем права в деталях рассказать об этом проекте.
PC Week: Силовые ведомства уже построили немало ситуационных центров на видеокубах. Чем, по-вашему, в данном случае был обусловлен выбор в пользу вашего решения?
A. З.: Я думаю, сыграли свою роль экономические соображения. ЖК-решение, конечно, дешевле сборки из проекционных видеокубов, которые ведь тоже нужно обслуживать (в частности, менять лампы). И если требования к ширине зазора между отдельными элементами изображения на видеостене не очень жесткие, то заказчику, безусловно, есть над чем подумать при выборе технологии.
PC Week: Несколько лет назад для создания составного изображения предлагались также решения на базе стека проекторов, изображения от которых “сшивались” на экране. На них сейчас есть спрос?
А. З.: Сегодня стекируемые проекторы используются для других целей — для повышения яркости изображения. Четыре сравнительно недорогих проектора в сумме дают световой поток порядка 20 тыс. ANSI-лм. Причем их можно поставить под разными углами или разбросать по помещению. Если ту же проблему решать с одним проектором, то это будет очень дорогой аппарат. А вот в качестве инструмента формирования составного изображения стекируемые проекторы, насколько я могу судить, свое значение утратили.
PC Week: Сама видеостена — это лишь видимое звено большой системы, управляющая часть которой скрыта от наблюдателя. NEC предлагает компоненты для этой части?
А. З.: Самая главная часть такого проекта, например, в крупной розничной сети — это система распределения контента и управления им. Тут мы начали с “железа”, поскольку NEC — это аппаратная компания. Стали снабжать панели опциональными слотами, в которые можно по желанию заказчика вставить компактный компьютер разных конфигураций или какие-либо интерфейсные платы для приема цифрового сигнала. То есть у нас есть набор “железа”, позволяющий интегратору без особого труда собрать систему, хотя, конечно, он может использовать и оборудование сторонних производителей. В прошлом году появился наш первый программный пакет для контент-менеджмента, и он дает возможность управлять двумя-тремя дисплеями. Это актуально для небольших магазинов на Западе, но не в России. Вместе с тем уже разрабатывается “взрослая” система контент-менеджмента, с появлением которой NEC может вторгнуться на территорию разработчиков специализированного ПО. Но все это ориентировано прежде всего на решения Digital Signage.
PC Week: В случае реализации проекта с использованием продуктов разных вендоров всегда возникает вопрос, кто несет ответственность за конечное решение и осуществляет поддержку заказчика...
А. З.: За проект, реализуемым с использованием нашего оборудования, в целом, естественно, отвечает интегратор. Мы же несем гарантийные обязательства по своим продуктам, но эти обязательства могут быть и расширенными. Например, по договору с одним из крупнейших российских банков нам отведено ограниченное время на устранение любых проблем с панелями. Если панель выходит из строя, то, как правило, мы просто заменяем ее на другую. Хотя в Англии у нас есть мощный технический центр, который среди прочего занимается и восстановлением ЖК-матриц, процедура оформления документов на вывоз таких матриц из России настолько сложна, что мы отказались от практики ремонта дисплеев.
PC Week: С какими проблемами вам приходится сталкиваться при подготовке соглашения с заказчиком или обсуждении условий проекта?
А. З.: Довольно часто приходится объяснять, что видеостена — это не только современные видеопанели, но и современные крепежные системы, которые NEC также производит. Например, чтобы упростить обслуживание и замену дисплея, мы рекомендуем применять крепление High-end Mount, обеспечивающее фронтальное выдвижение панели из стены. Но такое крепление стоит не дешево, и это нередко вызывает у заказчика желание сэкономить на конструкции.
Многие интересуются, может ли видеостена на ЖК-панелях работать круглосуточно. В принципе ЖК-технология в этом плане гораздо эффективнее плазменной, поскольку в ней нет эффекта выгорания люминофора. Но есть и своя проблема — “залипание” пикселов при длительной демонстрации статики. Чтобы не допустить этого, нужно соблюдать некоторые правила. Например, при длительном воспроизведении статического изображения включать функцию Pixel Shift. Тем не менее, иногда заказчик ставит вопрос ребром: либо мы гарантируем круглосуточный режим без всяких условий, либо он отказывается от проекта. Но ведь и с видеокубами тоже не все просто, не говоря уже о том, что они обходятся дороже.
PC Week: Какие новые решения для данного сегмента рынка готовит NEC и каковы ваши планы в России на 2010 г.?
А. З: В скором времени на рынке появится модернизированная версия панели X461UN. Поскольку она уже хорошо себя зарекомендовала, мы теперь идем по пути её усовершенствования, направленного на увеличение яркости, времени наработки на отказ и общего ресурса. Кроме того, NEC готовится выйти на рынок светодиодных экранов, которые обычно используются для демонстрации рекламы. Эту технологию мы раньше не использовали, а потому для NEC это новое направление. Первые наши LED-экраны будут предназначены для использования главным образом в помещениях.
Что касается планов на ближайший год, то по сути они предполагают продолжение планомерной работы по дальнейшему расширению данного сегмента рынка, повышению осведомленности пользователей, донесению до них необходимой информации. Ориентация на создание высоконадежных, высококачественных решений и вытекающая из этого ценовая политика компании вряд ли позволяют рассчитывать на роль лидера в данном сегменте по объемам продаж, но и сейчас мы в нем, по данным, например, аналитического агентства ITResearch, смотримся неплохо. Другое дело, что общий объем рынка публичных дисплеев в России пока крайне мал и этот рынок еще нельзя назвать сложившимся. Он еще будет менять свои предпочтения. Уже сейчас видна тенденция в сторону повышения значимости ЖК-технологии.
PC Week: Спасибо за беседу.