Если у разных руководителей спросить, чего они ожидают от системы бизнес-аналитики (BI), то список пожеланий, вероятно, напомнит вам о Вселенском АК — универсальном компьютере из ставшего уже классикой рассказа Айзека Азимова “Последний вопрос”. Вселенский АК хранил в себе все знания и мог ответить на любые вопросы, которые ему задают. ИТ-специалисты для общения с этой машиной не требовались.
Именно об этом мечтают руководители многих компаний — чтобы их вопросы, касающиеся бизнеса, получали немедленные ответы и не нужно было привлекать ИТ-подразделение для описания проблем и представления отчетов. Короче, они хотят, чтобы можно было извлечь данные из самых разных источников и найти взаимосвязи, о которых раньше не знали, но которые могут влиять на их бизнес, — и чтобы сделать это тут же, просто правильно задав вопрос.
К сожалению для всех нас, вынужденных смотреть на мир без услуг всезнающего, обитающего в гиперпространстве компьютера (только Управлению национальной безопасности позволено иметь такие), извлечение BI-данных может быть тяжелой работой. В обычной организации это означает, что именно ИТ-подразделение должно по вашему заданию формулировать специальные запросы к базе данных, прочесывать информационное хранилище и выдавать отчеты.
Но сколь бы ни были полезны эти отчеты, они не дают информации в реальном времени. А нужно, чтобы менеджеры могли сами найти данные внутри организации или вне ее и сделать необходимые запросы. Короче, требуется самообслуживание.
“Я думаю, именно к этому идет вся отрасль, — говорит Джеймс Кобайлус, аналитик из Forrester Research, IT Client Group. — Пользователи хотят сами работать с BI”.
Объемистые отчеты традиционных систем BI, конечно, нужны, размышляет Кобайлус, но они не обеспечивают быстрого реагирования. “Речь идет о поддержке принятия решений, о конкретных запросах и «приборных панелях»”, — пояснил он, добавив, что способность немедленно получать ответы на основе самой разной информации улучшает работу по принятию решений.
“Они хотят, чтобы решения принимались быстрее, — сказал он, — и чтобы эта поддержка была персонализирована; хотят извлекать только нужные данные, а посторонняя информация чтобы их не отвлекала. Такую возможность дает BI-самообслуживание”.
Кобайлус отметил также, что переход на самообслуживание в BI уменьшит нагрузку на ИТ-персонал. “Вы снимаете большое бремя с ИТ-подразделения, — уверен он. — Ведь организация хранилища данных представляет собой огромную работу: создание отчетов и их форматов, сопровождение, добавление столбцов и полей...”
Требуется участие “ай-ти”
Но всё это легче сказать, чем сделать. Причины очевидны: BI не существует в вакууме — данные нужно собрать, сформатировать и сделать доступными для человека, который в них нуждается. Кроме того, необходим тот или иной механизм запросов, чтобы можно было сформулировать вопросы и послать их куда-то для получения ответа. Наконец, ответы должны быть представлены в удобном виде, будь то диаграммы или группа таблиц.
То есть прежде чем менеджеры смогут самостоятельно пользоваться средствами BI, ИТ-подразделение должно выполнить предварительную работу. В зависимости от того, как в компании организовано хранилище данных и какие приняты политики, работа эта может включать заготовку форм отчетов для последующего использования или, например, обеспечение удаленного доступа к данным для тех, кто находится вне офиса. Что бы тут ни предполагалось, само собой оно не реализуется.
“Другой, еще более серьезный ограничивающий фактор в организации BI-самообслуживания проявляется там, где пользователю нужно вызывать большие объемы данных в свой BI-клиент и выполнять сложную визуализацию в Excel или браузере с функциями Web 2.0, — объясняет Кобайлус. — В этом случае мы имеем упрощенный вариант задачи извлечения данных [data mining] с использованием сложных средств визуализации и кастомизированным представлением информации”.
“Есть новые инструменты, такие как QlikView и Spotfire разработки Tibco, выполняемые в памяти, с очень мощными средствами визуализации на базе браузера. Они собирают информацию из вашего собственного хранилища и извне причём способны выдать миллионы строк реляционных данных, не обращаясь к серверу. PowerPivot делает примерно то же самое с Excel, SharePoint, Internet Explorer и службами отчетности SQL Server”.
Тони Мурабито, ИТ-директор компании Cubist Pharmaceuticals, которая выпускает антибиотик кубицин, находит, что сервис Spotfire фирмы Tibco неоценим в обеспечении аналитики “быстрого реагирования”, столь важной для успеха в его отрасли. “Мы начали использовать его по всей компании, — говорит Мурабито. – Этот сервис позволяет отслеживать информацию о лекарствах и вести фармаконадзор, дает персоналу возможность углубиться в данные, а отдел контроля качества может расширить их применение для использования вместе с системой CAPA, т. е. для корректирующих и упреждающих действий”.
Мурабито заметил эффект почти сразу после того, как начал использовать Spotfire в своей коммерческой деятельности. “Одно из первых озарений пришло, когда мы начали анализировать эффективность наших мероприятий, — вспоминает он. — Оказалось, что отдача менялась в зависимости от состава аудитории. Когда мы учли эту зависимость, динамика нашего бизнеса улучшилась и продажи выросли”.
Cubist использует Spotfire, чтобы выявить взаимосвязи данных после таких событий, как отзыв поддельных лекарств, а также для мотивации персонала отдела продаж. Кроме того, Мурабито организовал группу опытных пользователей, которую называет “группой разведки”. Она ищет новые способы анализа данных по различным биологическим возбудителям.
Помочь неспециалистам в области ИТ
Конечно, есть много способов изучить хранилище данных. Или, как в случае CareGroup Health System, сети клиник при Гарвардской медицинской школе, — существует множество таких хранилищ. “У нас много хранилищ данных, — говорит Аяд Шаммут, ведущий администратор баз данных. — Сначала мы начали внедрять BI в Deaconess Medical Center”.
Система включала специальные отчеты, разработанные собственными силами, с использованием Excel и SQL-анализа. “Проблема заключалась в том, как представить эту информацию на ПК сотрудников, занимающихся анализом данных, — пояснил он. — Они не понимают ИТ”. Для ИТ-персонала сложность была в обратном: “Мы — ИТ-персонал и разбираемся в технологиях, но не в данных. Поэтому мы должны работать вместе, чтобы получить должный эффект от BI”.
“Microsoft предложила нам работать с PowerPivot, — вспоминает Шаммут, — и теперь те, кто знает Excel, могут использовать технологию, даже не понимая ее. Нас поразили открывшиеся возможности. Это управляемая BI-система, которую можно использовать в режиме самообслуживания. И мы управляем сервером SharePoint и SQL”.
В отличие от Spotfire, работающего на базе браузера, PowerPivot использует интерфейс Excel, с которым многие хотя бы немного знакомы. Однако реализуемая таким способом BI-система не для робких. “Пользователи могут извлекать данные из разных источников, включая базы SQL, Oracle, Access и Excel”, — сказал Шаммут, добавив, что нужно обеспечить доступ к базам данных, прежде чем ими сможет заняться PowerPivot.
“PowerPivot нацелен на опытных пользователей Excel, — говорит он. — У нас есть серьезные пользователи, которым нужно проводить анализ и расчеты на основе формул. PowerPivot дает больше возможностей для анализа данных”.
Но как бы ни был хорош PowerPivot, у него есть недостаток, общий для всех BI-систем самообслуживания. “Он требует базового знания Excel и анализа данных, — пояснил Шаммут. — Опытные пользователи могут работать с ним уже через несколько дней, но для тех, кто никогда не видел PowerPivot и Excel, требуется не одна неделя, чтобы освоить его”.
После того как персонал CareGroup прошел период обучения, их BI-система начала приносить дивиденды. “У нас 2000 человек используют BI-решение, — сказал Шаммут. — Они могут просматривать, просеивать и кроить данные, как им нужно”.
Пока на этапе становления
Как для любой новой тенденции в ИТ, определение “BI-самообслуживания” (do-it-yourself, или self-service BI) во многом зависит от того, с кем вы говорите. Бхаскар Баллапрагада, президент Web-рекламной фирмы AdOn Network, использует свою BI-систему на базе Sybase и MicroStrategy, чтобы быстрее реагировать на потребности клиентов.
Но в отличие от Spotfire или PowerPivot он использует оверлей к своей традиционной системе BI. Его персонал прогоняет BI-отчеты как всегда, и из этих отчетов можно извлечь все нужные данные.
Правда, Sybase имеет свои ограничения, так как требуется, чтобы ИТ-персонал составил запросы, а кроме того, это ограничивает возможность работы с внешними данными. “Как только у пользователей появляется готовый отчет, они получают доступ к стандартным функциям”, — сказал Баллапрагада.
На сегодня BI-самообслуживание все еще находится на этапе становления, и в самом ближайшем будущем ожидается ряд крупных перемен. Например, есть потребность в лучшей прогнозной аналитике и более широких возможностях управления, говорит Кобайлус из Forrester. Скоро должно быть предложено прогнозное моделирование, уверен он; это позволит с помощью BI-систем попытаться заглянуть в будущее, а не просто констатировать прошлое.
“BI развивается так, чтобы вы могли глубоко копнуть в прошлое, будущее и настоящее”, — сказал Кобайлус.