Новость о том, что “самая известная электронная книга” iPad от Apple наконец-то стала доступна для покупки в онлайновых и обычных магазинах, вроде бы никого не застала врасплох. Кроме уже имеющихся на рынке устройств подобного типа, можно найти и новинки (они либо в продаже, либо поступят туда в ближайшее время) — от недорогих решений DreamBook Color eBook Reader W95 компании Pioneer, RBK-500 от Ritmix и поделок китайских производителей типа Yinlips eBook до устройств среднего класса — Elonex eBook Reader, Samsung Papyrus, Onyx Boox 60, ZenPad от Enso а также премиум-сегмента: WePad и т. д. Однако совершенно ясно, что самые высокие шансы на развитие получит даже не наиболее технически совершенное устройство, а тот производитель, который сможет предложить пользователям простую систему получения необходимого контента. Все-таки ebook — это устройство для потребления информации, а не для ее производства.
Важен и фактор цены. Несмотря на высокий спрос, единственное, что сдерживает действительно массовое распространение “читалок”, — это, конечно, цена. Анонсированная стоимость того же iPad в 499 или 699 долл. в США непостижимым образом трансформируется в 700—900 долл. для российского рынка, что сразу выводит этот товар в ценовую группу мобильных ПК среднего класса. Для развития рынка наиболее разумной представляется цена как минимум на две трети меньше — будущее за простыми устройствами за 3—4 тыс. руб.; пример недорогих нетбуков, кажется, уже продемонстрировал всем производителям, как надо завоевывать новые рыночные ниши. Скорее всего, за следующие пару лет обязательно найдется несколько “пробивных” производителей, которые не только предложат интересные и недорогие модели, но и смогут обеспечить поставки таких устройств на все рынки мира. Снижение стоимости возможно, в частности, за счет использования чипа i.MX508 от Freescale (и это не единственный пример) — это интересная разработка, выполненная специально для устройств, обеспечивающих чтение электронных текстов. По некоторым оценкам, среднестатистический ридер без лишней функциональности будет стоить около 150 долл.
В любом случае, рынок печатной прессы и бумажных книг претерпит достаточно серьезные изменения. Во-первых, возможно вполне реальное падение тиражей печатной прессы в сегменте деловой и специализированной литературы — той, которую читают продвинутые в техническом плане пользователи. Но падение тиража, к счастью, совсем не будет значить потерю пользователей — наоборот, их число, скорее всего, только увеличится. Ведь вместо сегодняшних программ-клиентов для современных смартфонов (точнее, в дополнение к ним) такие издания вполне реально могут перейти на целевую подписку для электронных пользователей. Уже сейчас официально о своей готовности к работе с тем же устройством iPad заявили телеканал CNN, новостное агентство Reuters, газета The New York Times, видеопортал Vimeo и т. д.
Причем в случае с прессой формат поставки может быть достаточно простым — либо новости в формате RSS, либо, для любителей вдумчивого чтения, PDF-файл, версткой напоминающий газету или журнал, с дополнительной мультимедийной информацией (видеоподкасты), ссылками на сторонние ресурсы и выходом на информационные базы дополнительных материалов. Переход на новый формат представления информации выгоден для СМИ — ведь все подобные возможности нельзя реализовать в печатной версии, а на веб-сайте, который работает обычно по бесплатной для пользователя модели взаимодействия, делать слишком затратно. Платная же подписка с прямой доставкой сразу на устройства читателей эти проблемы решает. Кроме того, СМИ потребуется “отбивать” куда как меньшие затраты, поэтому появится возможность для экспериментов и с контентом, и с форматом его представления: все чаще “обычные” средства массовой информации, выходящие в ежедневном или еженедельном формате, начинают соперничать в плане оперативности с информационными агентствами.
О своем видении нового рынка заявили и крупные издательства. Так, в крупном книжном холдинге Penguin свое мнение по поводу электронных книг уже сформулировали. В целом оно сводится к тому, что выпускать “голый” текст никому неинтересно, поэтому формат .epub, ставший стандартом для электронных книг, явно не получит своего развития. Издательствам по большей части интересно предлагать пользователям полноценные мультимедийные продукты, поэтому такой контент будет реализовываться в формате html или отдельных приложений. По весьма осторожному мнению аналитиков IDC, в 2010—2011 гг. на электронные книги будет приходиться как минимум 10% оборота крупных издателей (сейчас это 4%).
Во-вторых, информация будет распространяться пакетно и доставляться практически мгновенно. Электронные ридеры без модуля беспроводной связи будут представлены на рынке, но они практически не имеют будущего — так было и с персональными компьютерами. Все-таки наличие UMTS-модема будет обязательным требованием, предъявляемым к новым устройствам такого рода. Следовательно, возможно организовать доставку информации даже не по требованию, а в режиме реального времени — таким образом, ридер превращается в информационный терминал с высокой скоростью оповещения о событиях. И это учитывая тот факт, что электронные книги используют куда как чаще, чем даже нетбуки, а беспроводная связь присутствует не только “на поверхности”, но и на многих станциях и во многих тоннелях метрополитенов по всему миру (там, где чаще всего читают книги).
В-третьих, вполне реально появление крупных магазинов, работающих исключительно с электронными книгами. Скорее всего, это будут не файловые архивы, с минимальной структуризацией и весьма слабой поисковой оптимизацией, где произведения “навалены”, а именно электронные магазины, где можно будет приобрести практически любую современную и архивную литературу, причем по стоимости ниже печатной версии: ведь у издателя нет затрат на бумагу. Яркий пример уже можно отметить в магазине Apple — по данным агентства Mobclix, на конец марта количество электронных книг превысило 27 тыс. наименований на самых разных языках, а игры переместились на второе место (25,4 тыс.). Причем, за март книг было добавлено 158, в то время как игр только 71. Кстати, аудиокниги, которые сейчас занимают определенную, но небольшую долю на рынке печатной прессы, явно не увеличат свои показатели по продажам — большинство контента выпускается в печатном виде и его озвучивание требует значительных инвестиций, поэтому данный подход применяется редко и весьма избирательно.
Без сомнения, электронная книга куда как функциональнее, чем “обычная” — бумажная. Все-таки ее можно использовать как диктофон, календарь, в качестве цифровой фоторамки. Кроме того, производители предоставляют на своих устройствах доступ к различным интернет-сервисам: от хостинга YouTube до магазинов с музыкальными композициями. Туда несложно добавить виджеты для работы с популярными социальными сетями, блог-платформами и новостными ресурсами, а также IM-системами. А это уже совершенно новая телекоммуникационная реальность.