Любые чрезвычайные ситуации приводят к лавинообразной нагрузке на сети мобильной связи. В результате большинство абонентов, находящихся в зоне действия работающих на своем пределе базовых станций, не может не только совершить голосовые вызовы, но и отправить SMS и уж точно — выйти в Интернет. Не исключением стали и недавние теракты в столичном метро. Специальные службы, правда, этот хаос не затрагивает — они используют служебную мобильную радиосвязь, а также получают приоритет, если необходимо, для звонков через обычные сети сотовой связи. Кроме того, у них есть возможность использовать спутниковые терминалы, в том числе и для ВКС в оперативном режиме. Основной “болевой” момент в данном случае — информирование самых обычных людей о том, что им делать в той или иной критической ситуации: при любой подобной ситуации начинается паралич транспортной системы города. Крайне вероятно, что операторы “большой тройки” в скором времени предложат эффективные проекты в этой области.
Превентивное информирование
Аварии и проблемы, к примеру, в столичном метро случаются достаточно часто — от технических проблем и падений людей на рельсы до, к сожалению, терактов. Между тем ничего более интересного, чем установка огромных информационных экранов “в ключевых точках города” для оптимизации пассажиропотоков, в МЧС пока не предлагают — но, как мы понимаем, для информирования пассажиров этот вариант обеспечения информацией обладает весьма небольшим КПД. Наиболее эффективной была бы возможность оповещения пассажиров не столько о сложившейся ситуации, сколько о вариантах действий, зависящих от их местонахождения. Причем — прямо на мобильные телефоны. Но не с помощью SMS — этот сервис никак не подходит для оперативного информирования сотен тысяч пользователей в течение нескольких минут. Наиболее адекватный выход — использовать сервисы оперативной доставки информации на мобильный телефон Interactive Broadcast Services в режиме массового информирования (Mass Alert), которые, в целом, схожи с технологией USSD или организации push-каналов: информация появляется на мобильных терминалах пользователей по мере поступления в сеть. Самое интересное в том, что подобные системы уже используются у операторов связи — для VAS-услуг. Давно и успешно подобными системами занимаются в LogicaCMG, Celltick, НПФ “Беркут” и т. д.
Причем в отличие от других технологий, здесь возможно крайне точное “прицеливание” — информацию можно отправлять не всем абонентам, зарегистрированным в той или иной лицензионной зоне, а находящимся в данный конкретный момент в зоне действия если не сектора базовой станции, то как минимум каждой конкретной БС. Таким образом, если телефон пользователя находится, к примеру, в зоне действия БС на вполне определенной станции метро, то на экран его терминала поступит сообщение от МЧС, что ему конкретно надо делать в момент задержки с движением поездов. А пассажиры пригородных электричек, подъезжая к вокзалам, получат информацию о возможных сбоях при работе “подземки” и информацию о том, где найти автобусы для проезда в центр города. Абоненты, подходящие к вполне определенным станциям “подземки”, будут видеть информацию об увеличенных интервалах движения поездов еще до того момента, как оплатят свой проезд, спустятся на платформу и увидят там “вселенское столпотворение” — это даст им возможность выбрать альтернативные пути движения или переждать подобную ситуацию на поверхности. Кроме того, при авариях или терактах водители автотранспорта, направляющегося к районам с затрудненным дорожным движением, получат данные о том, какие улицы блокированы (такая возможность есть во многих навигаторах с обратной связью), а также возможные варианты путей объезда. Кроме того, можно рассылать сообщения группам пользователей, рассредоточенным по всей территории обслуживания (к примеру, сотрудникам правоохранительных органов). Очень возможно, что такие сигналы экстренного оповещения можно снабдить возможностью издавать звуковые сигналы и включать дисплей мобильного терминала.
Схема работы
Учитывая текущие реалии, информирование пользователей может проходить в следующем режиме. Сначала по обычному широковещательному каналу Cell Broadcast пользователям может транслироваться сообщение “Включите канал экстренного оповещения”, а уже с его помощью (где работает Interactive Broadcast Services) — точные инструкции, что делать и как себя вести. Разумеется, расширенную версию информационных сообщений смогут увидеть только обладатели SIM-карт со специальным клиентским приложением, способным воспринимать эту услугу. Однако и их число велико — по самым скромным подсчетам в столичном регионе насчитывается как минимум несколько миллионов пользователей с “новыми” SIM-ками “большой тройки”, на которых установлены соответствующие приложения. У МТС это ПО подходит для сервиса “МТС Новости”, у “ВымпелКома” — “Хамелеон”, а у “МегаФона” — “Калейдоскоп” (как вариант — канал “Городские записки”). Кроме того, для Interactive Broadcast Services не нужна специальная SIM-карта, отметили нам специалисты одной компании-разработчика, — необходимый апплет, способный воспринимать информацию, можно установить самому через USSD-меню “по воздуху”. Самое интересное, что кроме текстовых сообщений, абоненты, чисто теоретически, могут получать с помощью таких систем и графические изображения или ссылки на них (хотя скорость их открытия в критических ситуациях будет, конечно, невелика). Причем оборудование большинства сетей 3G самых разных производителей к работе подобных систем готово — во всяком случае, как минимум два последних года возможность работы систем Interactive Broadcast Services являлась обязательным условием в тендерах на поставку “железа” для сетей операторов “большой тройки”.
В отличие от технологии SMS, которая работает по схеме “точка-точка”, технология ICB действует по принципу “точка-зона”. Чтобы оповестить 1 млн. человек посредством одного SMS-центра, потребуются примерно пятнадцать минут (при том, что все коммерческие сообщения будут остановлены и массовой рассылке будет присвоен наивысший приоритет), а с помощью сети ICB — не больше минуты. Подобные системы, являясь “надстройкой” коммерческих систем, которые в обычной, “мирной” жизни дают операторам возможность увеличивать и “индекс инноваций” от VAS-услуг — в частности с помощью проектов мобильной рекламы — обычно они обладают определенным запасом мощности на случай перегрузок в сети.
В самом простом случае системы ICB можно централизованно “замкнуть” на любой защищенный компьютер того же МЧС или МВД, с которого и будут вводиться в действие различные планы по информированию населения о чрезвычайных ситуациях. Таким образом, через специальный шлюз представители органов власти могут посылать тревожные сообщения из любой точки страны, используя каналы безопасной связи со всеми сотовыми операторами. Алгоритмы кодирования сигнала и разграничения доступа предотвращают несанкционированный доступ к системе. Следовательно, можно предупреждать миллионы мобильных абонентов почти мгновенно, к тому же направляя в каждый регион сообщения с учетом местной специфики проблемы. Со стороны операторов связи в этом процессе могут принять участие специальные дежурные, которые работают в центрах контроля сотовых сетей уже несколько недель — в рамках специального регламента по взаимодействию оператора с МЧС, Минкомсвязи и другими государственными органами власти.
Правда, говорить о том, что системы массового оповещения на основе Interactive Broadcast Services полностью готовы к использованию, пока рано — их внедрение в масштабах всей страны почти завершено только у МТС. У “МегаФона” наиболее сильный фрагмент — в столичной лицензионной зоне, у “ВымпелКома” нечто среднее — количество внедрений услуги “Хамелеон” явно больше, чем только в столичном регионе, но меньше, чем в масштабах всей страны. Кроме того, основной причиной фрагментарной работоспособности таких решений является отсутствие внятной политики государственных органов власти в части систем информирования на базе операторов мобильной связи. Напомним — во время недавних терактов в столичном метро министр МЧС призвал операторов разослать всем московским абонентам информационные SMS. Выполнили это далеко не все операторы связи — не был утвержден текст. А когда он дошел до абонентов, информация уже давно устарела. Следовательно, министр даже не подозревал о других возможностях операторов мобильной связи. Правда, здесь мы не одиноки — в большинстве стран мира на законодательном уровне механизм взаимодействия государства и операторов мобильной связи в режиме массового оповещения тоже не “прописан”. Хотя технические решения для этого давно существуют.