Мы привыкли слышать о том, что в областях, связанных со здравоохранением, существует значительная потребность в кадрах, скажем в медсестрах. Поколение беби-бумеров стареет, и Бюро трудовой статистики при министерстве труда США сообщает о растущем спросе на кадры в системе здравоохранения. В февральском отчете Бюро говорится, что в период между 2008 и 2018 гг. в данной отрасли будет создано “3,2 млн. рабочих мест, — больше, чем в какой-либо другой отрасли, и во многом это будет обусловлено быстрым ростом доли пожилых людей в населении”. Ожидается, что свою долю выгоды из этой тенденции сможет извлечь и информационно-технологический сектор. Данные докладов, подготовленных несколькими отраслевыми организациями, свидетельствуют о начавшемся росте спроса на ИТ-кадры для системы здравоохранения.
Больницы, клиники, врачебные кабинеты и прочие медицинские организации в США сейчас будут вынуждены совершенствовать свои ИТ-системы в сроки, установленные правительством. Это касается оформления медицинской документации, модернизации установленных информационных систем, внедрения современных стандартов в области защиты конфиденциальности и кодирования медицинской информации. Принятый правительством США в 2009 г. закон о реинвестировании и восстановлении американской экономики (ARRA) требует, чтобы медицинские учреждения, желающие получить свою часть правительственных финансовых вливаний, продемонстрировали “осмысленное использование” сертифицированных ИТ-продуктов для системы здравоохранения. В свою очередь это подстегивает рост ИТ-бюджетов и рост спроса на кадры.
Николай Кречетов, глава филиала InterSystems в России и СНГ
Среди задач, стоящих перед медучреждениями на ближайшие несколько лет, одной из самых важных, с моей точки зрения, является внедрение систем по ведению электронных медицинских записей в рамках ЛПУ. Поскольку лишь при наличии средств автоматизации на рабочем месте у врача можно говорить о повышении качества оказания медуслуг — раз, и о повышении эффективности всей системы здравоохранения — два.
Помимо этого приоритетной становится задача реализации программы правительства РФ по внедрению государственных услуг в электронном виде. Для медицины это означает очень многое. Ведь пациенты должны с использованием электронных средств записываться на прием к врачу, получать рецепты и т. д. Для того чтобы решить эти задачи, в ЛПУ должны внедряться современные ИТ-решения, построенные на функциональных интеграционных платформах и поддерживающие веб-сервисы.
Все более значимым будет становиться создание централизованных лабораторных служб. Не секрет, что во многих ЛПУ лаборатория просто не нужна, поскольку она не обеспечивает ни требуемого спектра исследований, ни необходимого качества. Благодаря лабораторным службам на уровне города или региона возрастет качество выполняемых анализов и снизятся затраты на их проведение.
Что касается ИТ-служб, то иметь собственную команду высококвалифицированных специалистов могут себе позволить только очень крупные медицинские центры. Для подавляющего большинства ЛПУ будет правильным наладить сотрудничество с центрами по ИТ-обслуживанию, в которых будут сконцентрированы все необходимые ресурсы: и служба поддержки пользователей, и системные администраторы, и программисты, аналитики, постановщики задач. Таким образом, спрос на ИТ-специалистов начнет перетекать из области интересов ЛПУ в область интересов компаний, предоставляющих такие услуги.
Помимо этого приоритетной становится задача реализации программы правительства РФ по внедрению государственных услуг в электронном виде. Для медицины это означает очень многое. Ведь пациенты должны с использованием электронных средств записываться на прием к врачу, получать рецепты и т. д. Для того чтобы решить эти задачи, в ЛПУ должны внедряться современные ИТ-решения, построенные на функциональных интеграционных платформах и поддерживающие веб-сервисы.
Все более значимым будет становиться создание централизованных лабораторных служб. Не секрет, что во многих ЛПУ лаборатория просто не нужна, поскольку она не обеспечивает ни требуемого спектра исследований, ни необходимого качества. Благодаря лабораторным службам на уровне города или региона возрастет качество выполняемых анализов и снизятся затраты на их проведение.
Что касается ИТ-служб, то иметь собственную команду высококвалифицированных специалистов могут себе позволить только очень крупные медицинские центры. Для подавляющего большинства ЛПУ будет правильным наладить сотрудничество с центрами по ИТ-обслуживанию, в которых будут сконцентрированы все необходимые ресурсы: и служба поддержки пользователей, и системные администраторы, и программисты, аналитики, постановщики задач. Таким образом, спрос на ИТ-специалистов начнет перетекать из области интересов ЛПУ в область интересов компаний, предоставляющих такие услуги.
Общество потребителей информационных и управленческих систем в здравоохранении (HIMSS) недавно провело исследование среди 398 своих членов с целью оценить изменения в динамике их ИТ-бюджетов и приоритетов в 2010 г. Вот некоторые выводы, сделанные авторами исследования.
Своим самым приоритетным направлением в развитии ИТ в ближайшие два года 42% респондентов назвали “достижение соответствия критериям осмысленного использования ИТ”. Многие организации будут стараться достичь этого, внедряя больничные информационные системы. На вопрос о том, что прежде всего должно быть в фокусе внимания поликлиник в плане использования ИТ, 35% назвали внедрение полнофункциональной системы оформления медицинской документации, а еще 27% считают самым важным инсталляцию систем компьютерного ввода врачебных предписаний (computer order entry, CPOE).
Более трети респондентов (38%) заявили, что правительственные требования станут в ближайшие два года важнейшим фактором, влияющим на бизнес здравоохранительных организаций, тогда как в прошлом году такого мнения придерживалось лишь 6%. В нынешнем году мнения респондентов отражают необходимость приводить ИТ-системы в соответствие с требованием “осмысленного использования”, модернизировать систему кодирования медицинской информации. Сказывается также необходимость перехода на так называемую Международную классификацию болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), разработанную Всемирной организацией здравоохранения, а также необходимость соблюдения требований новейшей версии закона США о перемещаемости и подотчетности страхования здоровья (HIPAA 5010).
Какие же ИТ-специалисты будут наиболее востребованы в здравоохранении в ближайшие пять лет? В другом отчете, подготовленном Американским обществом ИТ-менеджеров в области здравоохранения (ASHIM), собраны данные опроса 135 ныне практикующих в данной сфере ИТ-специалистов. Из отчета следует, что наиболее бурный рост потребности в кадрах ожидается в области поддержки приложений и консультировании по системам электронного оформления медицинской документации. Следом идут поддержка и сопровождение компьютеров и сетей, а также специальности, попавшие в раздел “разное”. В последнюю категорию входят “аудит, обеспечение соответствия регулирующим нормам, анализ рисков, разработка, обеспечение качества, жизненный цикл системы разработки, анализ медицинских данных, управление данными, защита информации и конфиденциальности персональных данных, управление медицинскими ИТ-системами, системная интеграция, управление ИТ-проектами, налаживание взаимодействия между ИТ и медицинскими организациями, бизнес-аналитика, архитектура данных, координирование переходных процессов”.
“По мере того как работодатели все активнее осваивают системы электронного оформления медицинской документации, ИТ-специалисты стараются усовершенствовать свои навыки именно в этой сфере и продемонстрировать свои возможности, — заявила вице-президент ASHIM Стефани Джонс. — Для ASHIM очень важно обеспечить понимание и поддержку меняющихся потребностей медицинского сообщества, и мы и дальше будем проводить подобные исследования, стараясь как можно точнее формулировать вопросы для выяснения этих потребностей”.
Максим Красиков, заместитель генерального директора по развитию компании “Медконсалтинг”
В настоящее время медицина делится на коммерческую (малая часть) и бюджетную (большая часть). Коммерческая ориентирована на повышение рентабельности бизнеса за счет внедрения современных ИТ. Первостепенными задачами являются персонифицированный учет услуг и лекарственных средств, ведение электронной истории болезней, автоматизация расписания приема врачей, запись на прием через Интернет.
Бюджетные предприятия, за редким исключением, лишены инициативы. Основная причина — отсутствие выделенного бюджета на ИТ-инфраструктуру и ИТ-отделы. Непонятна политика департамента информатизации Минздравсоцразвития, которое вместо подготовки и внедрения стандартов лечения и передачи разработки ПО в рыночную среду пошло по пути создания типовых бесплатных МИС, выбор из которых должны будут сделать сами лечебные учреждения. В то же время сроки выхода данных МИС никто назвать не может. Нерешенным остается и вопрос о том, какими силами ЛПУ будет внедрять, запускать и поддерживать эти системы. Обычно стоимость самого программного продукта на порядок ниже, чем затраты на его внедрение и сопровождение.
На мой взгляд, проекты внедрения необходимо доверять квалифицированным командам, имеющим успешный опыт реализации подобных проектов. Кроме того, в ЛПУ целесообразно создать собственный ИТ-отдел, который вникнет во все тонкости в ходе выполнения проекта, а впоследствии сможет сопровождать всю инфраструктуру и МИС самостоятельно. Как показывает наш опыт, именно такая схема наиболее эффективна и успешна для самого ЛПУ. Специалисты такого ИТ-отдела должны будут не только обладать навыками администрирования компьютеров и умениями разбираться в ПО, но и понимать сами бизнес-процессы в лечебном учреждении. Такие сотрудники сейчас в огромном дефиците.