По инициативе сверху в нашей стране маховик оказания государственных услуг в электронном виде раскручивается неумолимо, хотя и с некоторым скрипом. Открыто ставить палки в колеса этого маховика никто не решается. В то же время постоянно идут разговоры о том, что нынешняя нормативная база, регулирующая электронный документооборот между государством и его юридическими и физическими лицами, мягко говоря, сильно отстает от веяний времени.
Дабы убедиться в этом, достаточно зайти в любую обычную нотариальную контору и попросить у них документ, заверенный электронной цифровой подписью (ЭЦП), или попытаться предъявить им документ, заверенный ЭЦП (например, в качестве доказательства обоснованности своей просьбы). Вас, конечно, не спустят с лестницы и не вызовут скорую психиатрическую помощь, но на вас, скорее всего, посмотрят как на инопланетянина или гостя из далекого будущего. И это при том, что аббревиатура ЭЦП знакома, надо полагать, любому грамотному юристу. К счастью, выдачей юридически значимых документов список электронных госуслуг, которые должны оказываться населению — их пятиэтапный график ввода в действие утвержден Правительством РФ 17 октября прошлого года, — не ограничивается.
Интересно отметить, что из 73 электронных госуслуг, которые в обозримом будущем должны быть доступны гражданам нашей страны через единый федеральный портал (регистрация желающих завести на этом сайте личный кабинет началась в апреле этого года), примерно четверть так или иначе связаны с деятельностью Федеральной налоговой службы. Подготовку к электронному обслуживанию населения [по некоторым сведениям, в настоящее время индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) имеют около 120 млн. граждан нашей страны] ФНС России начала давно. Задолго до выхода широко известного в узких кругах постановления Правительства РФ № 1555-р от 17.10.2009 г..
Так, ещё 7 декабря прошлого года на сайте ФНС был запущен бесплатный федеральный онлайновый сервис, благодаря которому любой гражданин, помнящий свой 12-значный ИНН, может узнать, нет ли у него какой-либо задолженности по уплате налогов на землю, недвижимое имущество или транспортное средство. Данный сервис оказался исключительно востребованным. На круглом столе “Актуальные проблемы электронного взаимодействия налоговых органов”, организованном в апреле этого года информационным агентством (ИА) “Гарант”, заместитель начальника Управления информатизации ФНС России Дмитрий Вольвач отметил, что за четыре месяца существования к этому сервису было произведено около 7,5 млн. обращений, При этом было сформировано примерно 870 тыс. платежных поручений на общую сумму свыше 1 млрд. руб.Надо полагать, все эти деньги уже поступили в соответствующие региональные бюджеты.
Можно также предположить, что популярность данного сервиса среди прочего обусловлена нерасторопностью, а то и халатностью сотрудников “Почты России”. Ведь именно через “Почту России” до граждан должны доходить заказные письма с налоговыми уведомлениями. Однако ни для кого не секрет, что порой эти письма идут до адресата неделями, а иногда и вообще пропадают. А так как эти письма подразделения ФНС отправляют налогоплательщикам без заказа услуги “Уведомление о вручении”, то обратная связь отсутствует и отправленное письмо ФНС автоматически считает доставленным. При этом в определенный срок ничего не подозревающему налогоплательщику начинают начисляться пени, а сам налогоплательщик попадает в списки должников.
Списки эти весьма внушительны. На упомянутом выше круглом столе было отмечено, что по итогам 2009 г. в нашей стране “уровень собираемости” c граждан транспортного налога (по данным ФНС, 20 млн. наших соотечественников владеют 29 млн. единиц транспортных средств) пока составляет 80%. Ещё хуже обстоят дела с уплатой налогов на недвижимость (соответствующий показатель составляет 70%) и совсем плохо — с земельным налогом (50%). При этом во многих случаях недоимки по налогам и сборам обусловлены не жадностью граждан или отсутствием у них соответствующих сумм, а банальным неведением*.
Есть проблемы и с поступлением налогов от юридических лиц, коих в нашей стране, по данным ФНС, примерно 4,3 млн. Отличные от нуля налоги за 2009 г. пока заплатили лишь 2,7 млн. юрлиц. О судьбе остальных 1,6 млн. “юридических” налогоплательщиков можно только гадать. Ведь не секрет, что в нашей стране ликвидировать юрлицо не менее сложно, чем его зарегистрировать. В смысле собираемости налогов лучше всего обстоят дела с индивидуальными предпринимателями (ПБЮЛ, предприниматели без образования юридического лица). По данным ФНС, их в нашей стране около 4 млн. И практически все они платят налоги исправно и в срок.
Стоит отметить, что “Личные кабинеты налогоплательщика” (это их официальное название), уже четыре месяца действующие на сайте ФНС и позволяющие пользователям осуществлять поиск информации о своих задолженностях по имущественному, транспортному, земельному налогам, налогу на доходы физических лиц и распечатывать платежные документы (извещения) по соответствующей форме, вообще говоря, пока полноценными электронными кабинетами не являются. Да, уже сейчас из них можно направлять электронные запросы в соответствующий региональный налоговый орган (при этом в данный запрос автоматически будут “подставлены” некоторые реквизиты ваших платежных документов), но в них отображаются лишь суммы просроченных платежей без указания на то, каким именно образом эти суммы возникли. Не отображаются в них и электронные копии направленных вам налоговых уведомлений. Нет там сведений о месте вашего жительства и иных персональных данных. Более того, там даже нет данных о тех платежах, которые ещё не просрочены.
Но онлайн-сервис ФНС под названием “Личный кабинет налогоплательщика” будет развиваться. “Мы предполагаем, что уже к осени этого года, в рамках очередного этапа графика ввода в действие электронных госуслуг, которые должны оказываться населению, у граждан будет возможность иметь доступ к более содержательному электронному “Личному кабинету”, — рассказал Дмитрий Вольвач. — Но для получения прав на этот доступ им будет необходимо зайти в региональный налоговый орган с документом, удостоверяющим личность и получить запечатанный конверт с логином и паролем”. Применение (в закрытой зоне сайта ФНС) для аутентификации “физических” налогоплательщиков каких-либо технических средств (пластиковых карт, USB-ключей и т. д.) в обозримом будущем не планируется. Разумеется, владельцам “Личных кабинетов налогоплательщика” на сайте ФНС не запрещается обзаводиться личными кабинетами на справочно-информационном портале “Государственные услуги”. Справедливо и обратное утверждение.
*Кроме того, некоторый вклад в “уровень собираемости” налогов с физических лиц вносят федеральные и региональные законы, предоставляющие тем или иным категориям граждан определенные льготы по уплате налогов. Но, чтобы монетизировать данные льготы, гражданам порой приходится отстаивать в местных отделениях ФНС многочасовые очереди. Можно, конечно, отправить соответствующее заявление “Почтой России”, но не факт, что ответ (если он вообще придет в установленные законодательством сроки) будет по существу.