День дурака — в какой-то степени грустный праздник, поскольку самые интересные шуточные тексты обычно имеют высокую степень корреляции с реальностью. В этом году практически по каждому своему первоапрельскому материалу я неожиданно получил звонки из пресс-служб крупных телекоммуникационных операторов связи и сторонних PR-агентств и аутсорсинговых специалистов, ведущих ту или иную тему. Несмотря на специально оставленные нестыковки, явные ляпы и шутки люди... искренне верили в то, что там написано.
Основных причин этому две, и вера в печатное слово здесь не играет никакой роли. Первая и основная — события в нашей стране меняются с такой космической скоростью и порой так непредсказуемо, что даже самые невероятные события вполне могут оказаться правдой. И вторая причина — скорость получения мониторинга прессы: обычно он приходит с запозданием на 1—2 дня, когда уже все забыли о дне смеха и воспринимают все слишком серьезно.
Один пример был описан в блоге пресс-службы “Комстар — ОТС” (орфографию и пунктуацию автора я сохраняю): “открыв 2 апреля утренний мониторинг СМИ, пресс-секретарь увидела большой материал журналиста PC Week/RE на злободневную сейчас тему по закрытию доступа к файлообменникам. В частности, в статье был среди многих приведен и комментарий некоего сотрудника “Комстара": “Серьезно обижены на “качальщиков” и фиксированные операторы связи”. “Вместо того, чтобы смотреть старые фильмы в хорошем качестве за 30—50 руб., абоненты хотят бесплатно загружать последние новинки в DVD- и HD-качестве с помощью торрент-сетей. Это совершенно неприемлемо — снижать цены мы не хотим, но конкурентов надо как-то уничтожить”, — заявили нам в руководстве компании “Комстар — ОТС”. Пресс-секретарь “выпала на пару минут в осадок”, а потом начала перебирать в уме тех “маргиналов” компании, которые могли бы сказать такое... Истина была восстановлена после переписки с автором”.
И ведь сотрудники “Комстара” не одни такие — быстрее всего, прямо с утра 1 апреля, мне позвонили суровые представители пресс-службы “ВымпелКома”. Им не понравился материал о провале продаж iPhone и о том, что компания Apple заплатит заплатит за это большой тройке: праздника шуток они просто не заметили. А парой дней позже “проснулись” PR-специалисты которые развивают тему ГЛОНАСС — в материале про дорожные пробки их удивил тот факт, что такие навигаторы станут устанавливаться во все автомобили в обязательном порядке. Точнее, удивило то, что им об этом счастье никто не сообщил раньше.
Вообще, многих этих недоразумений можно было бы избежать, читай сотрудники пресс-служб блоги журналистов — там-то все давно отсмеялись и ситуацию обсудили. Но — по какой-то странной причине этого не происходит хотя бы с регулярностью раз в сутки: таким образом, за невнимательность к социальным сетям сотрудники пресс-служб платят потраченными нервами.
Кроме того, благодаря этим смешным материалам, воспринятым крайне серьезно, удалось отследить практику воровства информации в Сети. Самые большие “круги по воде” появились от текста "Охота на качальщиков", повествующего о сложной жизни любителей торрентов. Что и говорить — текст, придуманный автором во время поездки в утреннем метро и набитый там же на смартфоне стилусом, упал на благодатную почву: любителям файлообменников действительно живется не сладко даже в России. И вот сразу после публикации пошли перепечатки — сначала по блогам, потом по сайтам-агрегаторам, а уже оттуда — по ресурсам, использующим для своего наполнения вторичный контент. На середину апреля я насчитал больше 800 копирований только на блогах и форумах, и втрое меньше на сторонних сайтах, которые прочитали больше 100 тыс. человек. Причем примерно в 70% случаев это были вторичны, третичные и т. д. перепечатки, которые шли даже без указания источника, а на месте “автор” было лаконично отмечено “Без автора”, словно так и надо. Еще и даты стояли разные, совсем не 1 апреля.
Некоторые ресурсы подходили к воровству текста творчески — помимо выставления своего копирайта под текстом, что само по себе неприемлемо, они меняли заголовок. Например, для пущего устрашения “Охота на качальщиков” была переименована в “Охота на граждан и качальников”, а дальше в еще более устрашающий “Охота на граждан и качальников началась”, подчеркивая всю драматичность момента. Людей, далеких от понимания компьютерных технологий, не смутила явная шутка — “во всех наших серверных мы выделили по три квадратных метра полезной площади, где установили рабочие места из стационарных ПК, кулеров с водой и раскладушек”. Кто был в ЦОДе знает, что полезная площадь там обычно “забита” оборудованием, а система охлаждения и вентиляции издает такой шум, что находится там больше получаса уже неприятно. При этом сторонние сайты воровали контент настолько опрометчиво, что забывали указывать дату первичной публикации — в результате из шутки текст превратился в пугало — особенно в этом смысле меня позабавила легкая паника в комментариях на “Портале Блондинок”.
Но в целом, текст, помимо воли автора, превратился в “вирусный” материал, который зажил собственной жизнью. В результате самые распространенные комментарии к перепечаткам звучат примерно так: “если хотя бы часть правда, то страшновато становится”.