Несмотря на экономический спад, рынок средств интеграции приложений и связующего ПО (Application Infrastructure and Middleware, AIM) вырос в 2009 г. на 2,8% и достиг 15,9 млрд. долл. Такую оценку приводит аналитическая компания Gartner, отмечая, впрочем, что в докризисный 2008 г. рост был выше — 7,1%.
По мнению аналитиков, в области AIM сложилась более благоприятная ситуация, чем в среднем на всем рынке ПО, на котором весьма негативно отразилось снижение экономической активности. Сокращение ИТ-бюджетов, начавшееся в первой половине 2009-го, привело к уменьшению масштабов, замораживанию или отмене многих проектов внедрения ПО. К тому же по карманам поставщиков коммерческих продуктов больно ударил рост популярности свободного ПО.
В результате 2009-й стал худшим годом с точки зрения расходов на AIM. Но тем не менее продвижению AIM-технологий способствовал ряд факторов, таких как распространение сервисно-ориентированной архитектуры (SOA), применение средств управления бизнес-процессами (Business Process Management, BPM) и наличие у предприятий потребности в интеграции приложений. Благодаря этому в отличие от многих секторов рынка ПО в области AIM не произошло спада, а напротив, был отмечен рост, хотя и небольшой.
В 2007—2008 гг. рынок AIM претерпел серьезные изменения из-за ряда крупных слияний и поглощений. Достаточно вспомнить сделки RedHat + JBoss, Software AG + webMethods, Oracle + BEA, Progress Software + Iona Technologies. В 2009-м таких событий не происходило, отчасти из-за кризиса, а также потому, что ведущие игроки “переваривали” свои предыдущие покупки.
В результате слияний консолидация в области AIM усилилась, и сейчас пятерка лидеров контролирует больше половины рынка (52%). Первое место со значительным отрывом сохраняет IBM. Среди остальных игроков выделяется Oracle, которая сделала мощный рывок, существенно увеличив свою долю. По оценке Gartner, компания лидирует в сегменте серверов приложений и сокращает разрыв с IBM в области интеграционных шин Enterprise Service Bus (ESB). Далее следуют Microsoft и Software AG, которые тоже увеличили свои доли в 2009-м (см. таблицу).
Gartner делит рынок AIM на 12 сегментов. Среди них наиболее быстро (с двузначным показателем роста в процентах) росли сектора средств управления для архитектуры SOA, связующего ПО на базе обмена сообщениями и BPM-систем. Как отмечает Gartner, технологии управления для SOA являются новаторскими и ими занимается довольно узкий круг поставщиков, поэтому аналитики ожидают в данной области усиления консолидации и интеграции этих технологий с более крупными системами управления ИТ-инфраструктурой. В сегменте BPM рост продолжается, несмотря на кризис, так как средства автоматизации бизнес-процессов способствуют сокращению расходов и повышению эффективности бизнеса предприятий.
С точки зрения территориального распределения самыми большими рынками для технологий AIM являются североамериканский и западноевропейский, далее следуют японский и азиатско-тихоокеанский. Однако наиболее быстрый рост наблюдался в развивающихся странах Латинской Америки, Ближнего Востока и Азии. Сильно разочаровал аналитиков регион Восточной Европы, в котором происходил такой же спад, как и в развитых странах.
В азиатско-тихоокеанском районе хоть и был отмечен рост, но он оказался ниже ожидаемого. Gartner объясняет это последствиями чрезмерного “аппетита” Oracle. Компании BEA и Sun, которые она поглотила, исторически имели сильные позиции в данном регионе, но из-за сомнений и неуверенности в перспективах таких слияний заказчики приостановили инвестиции в технологии этих поставщиков.
В заключение аналитики указывают, что изменения на рынке AIM продолжаются, так как, с одной стороны, ведущие игроки продолжают консолидацию и органический рост, а с другой — постоянно появляются новые компании, работающие в таких инновационных областях, как средства обмена сообщениями с малым временем ожидания (low latency messaging, LLM), управляемая передача файлов (managed file transfer, MFT), экстремальная обработка транзакций (extreme transaction processing, XTP), обработка сложных событий (Complex Event Processing, CEP) и анализ бизнес-процессов (Business Process Analysis, BPA). Кроме того, растущая активность в сфере облачных вычислений неизбежно отражается на решениях, предлагаемых поставщиками AIM, — например, увеличивается внимание предприятий к предложениям типа “платформа для приложений как услуга” (aрplication-platform-as-a-service, APaaS).
Аналитики полагают, что с началом экономического возрождения наступит подъем и на рынке AIM, так как за время спада накопился значительный отложенный спрос на средства интеграции и связующее ПО.
Компания | Объем продаж в 2009 г., млн. долл. | Доля рынка в 2009 г.,% | Объем продаж в 2008 г., млн. долл. | Доля рынка в 2008 г.,% | Рост продаж в 2009 г.,% |
---|---|---|---|---|---|
IBM | 5034,6 | 31,5 | 4659,4 | 29,9 | 8,1 |
Oracle | 2663,4 | 16,7 | 2061,0 | 13,2 | 29,2 |
Microsoft | 621,6 | 3,9 | 567,1 | 3,6 | 9,6 |
Software AG | 476,2 | 3,0 | 436,4 | 2,8 | 9,1 |
TIBCO | 417,9 | 2,6 | 423,0 | 2,7 | -1,2 |
Другие | 6,781,5 | 42,4 | 7,418,5 | 47,7 | -8,6 |
Всего | 15995,3 | 100,0 | 15,565,4 | 100,0 | 2,8 |