В 2009 г. рынок систем бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI), аналитических приложений и средств управления производительностью (Performance Management, PM) вырос на 4,2%, до 9,3 млрд. долл., утверждает аналитическая компания Gartner.
Комментируя ситуацию в этой области, аналитики отмечают, что, хотя такой рост несопоставим с уровнем 2008 г., когда подъем составил около 22%, тем не менее даже в самый трудный для софтверной индустрии год системы бизнес-аналитики продолжали пользоваться спросом, а ведущие поставщики ПО уделяли системам BI, аналитическим приложениям и PM повышенное внимание. Предприятия развивали проекты BI, надеясь, что благодаря большей прозрачности бизнеса и полноте получаемой информации можно будет сократить затраты, повысить производительность работы сотрудников и увеличить гибкость бизнеса. Однако экономический спад отрицательно сказался на масштабах проектов и объемах продаж новых лицензий.
Концентрация в этой области остается высокой — на долю пятерки лидеров приходится 71% рынка. Аналитики объясняют это тем, что в связи с консолидацией корпоративных ИТ-инфраструктур предприятия предпочитают покупать BI у ограниченного круга стратегических поставщиков. Однако сосредоточенные на бизнес-приложениях вендоры уже не могут столь же успешно предлагать заказчикам дорогие версии продуктов, как в 2008 г.
Первое место занимает SAP, далее следуют Oracle, SAS, IBM и Microsoft (см. табл. 1). Но в каждом из сегментов этого рынка есть свои лидеры. По BI самую большую долю занимает SAP, по средствам повышения эффективности бизнеса (Corporate Performance Management, CPM) — Oracle (благодаря покупке компании Hyperion), по аналитическим приложениям и PM — SAS. Но IBM продолжает усиливать позиции во всех сегментах благодаря своему мощному сервисному подразделению — доля корпорации растет гораздо быстрее рынка. Microsoft также продолжает наращивать присутствие, встраивая BI-функционал в свои корпоративные решения.
В 2009 г. рост был отмечен на всех трех сегментах рынка, однако в области BI подъем оказался несколько выше, чем в остальных (см. табл. 2).
Аналитики отмечают, что, хотя ИТ-подразделения предприятий стараются ограничить число вендоров, у которых они приобретают ПО, рынок BI-самообслуживания (self-service BI) остается открытым. Все поставщики, большие и малые, предлагающие системы для установки у заказчика, с открытым кодом или в облаке, стараются предоставить клиентам такой функционал, увязав его с традиционными возможностями BI. В связи с повышением внимания к BI-самообслуживанию наблюдается тенденция увеличения спроса на отраслевые решения, включающие инструментальные панели (dashboard), инструменты углубленного поиска данных, средства оперативной аналитики (in-memory analytics) и простой в использовании визуализации. Этот сегмент и область Open Source остаются самыми быстро растущими на рынке BI.
Компания | Объем продаж в 2009 г., млн. долл. | Доля рынка в 2009 г.,% | Объем продаж 2008 г., млн. долл. | Доля рынка в 2008 г.,% | Изменение объема продаж в 2009 г.,% |
---|---|---|---|---|---|
SAP | 2084,1 | 22,4 | 2096,1 | 23,4 | -0,6 |
Oracle | 1351,1 | 14,5 | 1284,0 | 14,4 | 5,2 |
SAS | 1324,6 | 14,2 | 1286,6 | 14,4 | 3,0 |
IBM | 1135,6 | 12,2 | 996,5 | 11,1 | 14,0 |
Microsoft | 739,1 | 7,9 | 681,5 | 7,6 | 8,5 |
MicroStrategy | 295,0 | 3,2 | 280,0 | 3,1 | 5,4 |
Другие | 2392,4 | 25,7 | 2322,3 | 26,0 | 3,0 |
Всего | 9321,9 | 100,0 | 8946,9 | 100,0 | 4,2 |
Источник: Gartner
Сегмент | Объем продаж 2009 г., млн. долл. | Доля рынка в 2009 г.,% | Объем продаж 2008 г., млн. долл. | Доля рынка в 2008 г.,% | Изменение объема продаж в 2009 г.,% |
---|---|---|---|---|---|
Платформы BI | 5982,4 | 64,2 | 5706,5 | 63,8 | 4,8 |
Пакеты CPM | 1937,1 | 20,8 | 1869,4 | 20,9 | 3,6 |
Аналитические приложения и PM | 1402,4 | 15,0 | 1371,0 | 15,3 | 2,3 |
Всего | 9321,9 | 100,0 | 8946,9 | 100,0 | 4,2 |
Источник: Gartner