С тех пор как весь мир был ввергнут в пучину масштабного финансового кризиса, прошло уже немало времени, и к сегодняшнему дню большинство компаний сумело приспособиться к изменившимся способам ведения бизнеса и правилам игры в новых экономических условиях, или, как говорят, в условиях “настоящего рынка”. Наглядной демонстрацией этого факта стала состоявшаяся в апреле III конференция “Script’n’Sure Summit — 2010. Информационные технологии для страхового рынка”. Год назад данное мероприятие практически полностью было посвящено проблеме выживания страховых компаний в сложное время. В центре внимания были вопросы финансирования ИТ-проектов, структурной оптимизации, сокращения издержек на персонал и повышения эффективности бизнеса с помощью информационных технологий. Сегодня эти задачи в целом можно считать решенными, и посему страховые компании начинают сосредотачивать свое внимание на развитии и модернизации бизнеса.
Одним из направлений достижения данной цели является внедрение инновационных ИТ-решений в сфере продаж страховых продуктов. На конференции было представлено два таких решения, первое из них — система онлайновых продаж страховых продуктов. Данная область в России еще пока слабо развита, а отечественные ИТ-разработчики только-только к ней подступаются. Однако, как считает руководитель направления по работе с ключевыми клиентами “ПэйОнлайн Системс” Петр Козьяков, который рассказал о предлагаемой его компанией системе, в нынешних условиях насыщенности рынка именно выход в онлайн позволяет реализовывать дополнительные сервисы для клиентов.
Онлайновые продажи страховых продуктов в мире ведут свою историю с 1997 г., когда впервые была предоставлена возможность приобретения через Интернет таких продуктов, как страхование от несчастного случая, страхование имущества, автострахование, медицинское страхование и страхование жизни. К сегодняшнему дню онлайновые продажи получили большую популярность, причем здесь можно наблюдать следующую закономерность. Чем менее развит рынок, тем ниже доля онлайнового канала продаж и выше доля агентского канала, поскольку потенциальные покупатели нуждаются в разъяснениях и подсказках. И наоборот, чем более развит рынок, тем ниже объем агентских продаж. Говоря языком цифр, на неразвитых рынках доля агентского канала составляет до 80—90%, на среднеразвитых — 60—70%, а на развитых — 50—60%.
Перспективы же развития данного направления в России оцениваются крайне пессимистично. Сегодня доля электронных продаж на российском страховом рынке составляет менее 2%, и вряд ли она увеличится существенным образом в ближайшее время. Главными сдерживающими факторами, по словам первого заместителя председателя правления “Русского страхового Центра” Николая Николенко, являются традиционность взглядов и ментальность наших сограждан. Для сравнения: в Финляндии и Швеции до 80% полисов продается с помощью интернет-технологий, а в Италии — только 5%. И такую разницу в цифрах ничем другим, кроме как мировосприятием населения, объяснить нельзя. В России также отдается предпочтение личному контакту с продавцом и наличию возможности “потрогать” предлагаемый товар.
Помимо этого у нас в стране, уверен Николай Николенко, большую силу имеет возрастное ограничение. Молодое поколение, обладающее современной психологией, без сомнения, будет охотно пользоваться интернет-сервисами, а вот большинство людей в возрасте 45—50 лет и старше предпочтут пойти в офис.
Второе инновационное решение, представленное на конференции управляющим партнером компании “ELT-Поиск” Юрием Туровским, обеспечивает автоматизацию продаж страховых продуктов на уровне страховых компаний и страховых посредников. Последний с лишним год показал, что в условиях реального рынка одним из немногих способов повышения прибыльности страхового бизнеса является существенное повышение эффективности розничных продаж при одновременной большой экономии затрат — в частности, затрат на персонал и временных затрат, особенно на прохождение денежных потоков и обработку информации. Достижению этой цели, считает г-н Туровский, будет способствовать использование ИТ-решений, автоматизирующих страховой бизнес. Именно таким решением, по его словам, является онлайновая система UNICUSWEB, продвижением которой в России занимается “ELT-Поиск”. Данная система гарантирует правильность расчетов (автоматический андеррайтинг), обеспечивает защиту от мошенничества, значительное упрощение работы и снижение операционных расходов, а также позволяет повысить эффективность взаимодействия страховых компаний и их посредников.
Необходимость внедрения инновационных решений поднимает и такую важную проблему, которая хорошо знакома руководству практически каждой российской страховой компании: следует ли покупать ИТ-решения или целесообразнее разрабатывать их своими силами? Своим опытом в данной области поделился директор по ИТ группы компаний “Авива” Дмитрий Семенов, который видит миссию ИТ в поддержке существующего бизнеса и развития предприятия с помощью внедрения оптимальных средств автоматизации бизнес-процессов.
“Авива”, рассказал г-н Семенов, имеет опыт работы с тремя разными системами администрирования полисов: западным покупным решением, российской заказной разработкой и российской покупной системой. Все они обладают своими достоинствами и недостатками. Так, достоинством западной покупной системы является то, что в нее уже интегрирован мировой опыт в области продаж страховых продуктов и в ней реализованы стандартные бизнес-процессы страховой компании. Для такой системы характерны наличие высокой проектной культуры в организации и большого опыта у команды интеграторов. Кроме того, западный вендор обычно может подтвердить свою надежность большим количеством внедрений и временем присутствия на рынке. Вместе с тем западное решение обладает высокой стоимостью лицензии, первоначальной настройки и сопровождения. Как правило, оно построено на закрытых технологиях, принадлежащих производителю, и требует значительной настройки на российскую специфику. Все эти отрицательные моменты зачастую служат тем основным доводом, который заставляет отказаться от внедрения такого решения.
В отличие от западной системы российская заказная разработка обладает такими достоинствами, как невысокая стоимость первоначальной настройки, современная архитектура и использование распространенных современных открытых технологий, широкие возможности интеграции и низкая стоимость сопровождения. Однако проекты внедрения российских разработок обычно имеют очень высокую сложность, что служит фактором, препятствующим их широкому распространению.
И наконец, российская покупная система отличается средней или низкой стоимостью лицензии, первоначальной настройки и сопровождения, она также уже изначально адаптирована для российского рынка. Несмотря на эти достоинства, российские страховые компании не спешат с внедрением подобных систем, исходя из того, что те имеют ограниченную функциональность и неоптимальную архитектуру, не требуют высокой проектной культуры, а сам поставщик решения не обладает высокой надежностью.
На основании вышесказанного Дмитрий Семенов делает вывод, что универсального решения о том, какую систему лучше внедрять, не существует и любое принятое решение будет являться компромиссом. При этом выбор ИТ-системы для бэк-офиса страховой компании должен отвечать среднесрочной и долгосрочной бизнес-стратегии, а руководству следует иметь в виду, что надежность предлагаемой системы более важна, чем ее стоимость, а при входе в проект надо трезво оценивать существующие риски.
Еще одним предметом обсуждения, без которого сегодня не обходится практически ни одно мероприятие, была подготовка к исполнению новых требований закона № 152-ФЗ “О защите персональных данных”. Это связано с тем, что нормативная база для данного закона, отсрочка исполнения которого отложена до 1 января 2011 г., еще не конкретизирована. Тем не менее, как пообещал в своем выступлении руководитель отдела консалтинга компании Positive Technologies Дмитрий Кузнецов, есть надежда, что ФСТЭК разработает соответствующие стандарты в течение нынешнего года. Однако на кардинальные изменения требований закона №152-ФЗ рассчитывать не следует, отметил он, поскольку правительство РФ недавно дало отрицательный отзыв на законопроект, находящийся сегодня в Госдуме. Вместе с тем участникам Script’n’Sure Summit — 2010 был представлен опыт российских компаний, входящих в группу Allianz, по реализации новых требований законодательства, а директор по ИТ компании “РОСНО” Сергей Пегасов рассказал о системе защиты персональных данных, которая была построена в соответствии с законом №152-ФЗ. Сегодня эта система уже используется в компаниях “РОСНО-МС” и “РОСНО”, а в “Альянс РОСНО Жизнь” реализуется проект по ее внедрению
Итак, основные направления развития обозначены, а вот какие пути развития выберут для себя страховые компании и какие решения они сочтут наиболее отвечающими их целям и задачам, мы сможем увидеть через год на очередной конференции Script’n’Sure Summit.