Проснувшийся исландский вулкан Эйяфьятлайокудль внес свои коррективы и в проведение российских ИТ-мероприятий во второй половине апреля: многие зарубежные гости, которые должны были выступать ключевыми докладчиками, просто не смогли прилететь в нашу страну. Организаторам приходилось на ходу перестраивать программы конференций и встреч, делая “замены в ходе матча”. А вот CT Consulting — эксклюзивный представитель в России компании Salesforce.com, являющейся мировым лидером в области SaaS, — никаких особых корректив в порядок поведения своей очередной конференции не вносила. Обещанное выступление (а потом также ответы на вопросы в интерактивном режиме) вице-президента Salesforce.com по региону EMEA Мартина Морана состоялось — использование доступных всем технологий Skype показало, что для живого общения с аудиторией не обязательно тратить время и деньги на дальние перелеты.
Компания Salesforce.com собственным примером доказывает востребованность и перспективность применения облачных моделей на мировом ИТ-рынке: в условиях кризиса она смогла увеличить в 2009 г. свои доходы на 21% по сравнению с предыдущим периодом до весьма представительной величины в 1,3 млрд. долл. Тут можно отметить, что такие темпы роста поразительно совпадают с прогнозом Gartner, опубликованным летом прошлого года: аналитики этой компании говорили тогда, что в 2009 г. рынок SaaS достигнет 9,6 млрд. долл., увеличившись по сравнению с 2008-м на 21,9%.
Salesforce.com в широких ИТ-кругах до сих пор воспринимается как поставщик онлайнового CRM-решения. Однако на самом деле компания уже давно вышла за рамки этого продукта и быстро расширяет спектр своей деятельности. Еще несколько лет назад она начала активно продвигать свою технологическую платформу Force.com, которая реализует базовый облачный уровень Platform as a Services (PaaS). Именно на ее основе было сделано CRM-решение, а теперь на ее же базе компания стала увеличивать спектр своих прикладных сервисов, и, самое главное, с ее помощью заказчики смогли начать создавать собственные облачные приложения.
Еще год назад, говоря о своей облачной системе, представители Salesforce.com показывали ее структуру в виде трех слоев:
- инфраструктурная платформа (облачная среда исполнения) Force.com;
- платформа разработки Force.com;
- прикладные решения Salesforce.com (самого поставщика, независимых разработчиков и заказчиков).
Но теперь Salesforce.com — и данное сообщение было ключевым в выступлении Мартина Моргана — ввела в эту структуру еще один промежуточный слой под названием Chatter Social Platform, который, по мнению компании, позволяет говорить о выходе на новое поколения облаков — Cloud 2 (см. рисунок). Конечно, появление очередной “двойки” в ИТ может вызвать понятную иронию у ИТ-специалистов*, но в данном случае оно все же выглядит вполне оправданным.
Путь развития, пройденный облачными вычислениями за последние годы, представитель Salesfocre.com прокомментировал таким образом: “Когда мы начинали свой бизнес в 2000 г., мы ориентировались как на образец на онлайновый магазин Amazon.com. А сейчас, десять лет спустя, мы должны обеспечить работу с клиентами в режиме социальных сетей, примерно так, как это делается, скажем, в Facebook”. В целом же отличительными чертами Cloud 2 являются такие аспекты, как интеграция ИТ-ресурсов и бизнес-процессов, поддержка сотрудничества, использование широкого спектра клиентских устройств, а также возможность решения бизнес-задач в реальном времени.
Сама Salesforce.com активно формировала набор средств своего “социального слоя”, и важным шагом здесь стал выпуск в начале года инструмента Visual Business Manager для проектирования и управления бизнес-процессами. То, как совместить решение деловых задач с использованием социальных сетей, можно увидеть на примере выпущенного также относительно недавно SaaS-решения Chatter (“Шептун”). Отметим еще и то, что компания постоянно пополняет спектр предоставляемых ею решений от независимых разработчиков. Примечательно, что партнерами Salesforce.com в этом бизнесе выступают ее же клиенты, в том числе Dell и Cisco.
Прошедший год показал, что интерес к применению облачной платформы растет и в России. По оценкам управляющего партнера CT Consulting Максима Вотякова, соотношение заказчиков, использующих Salesforce CRM и Force.com, прошлой весной он оценил, как 85:15, а сейчас — 60:40. Что касается вопроса о чисто объемных показателях, то на него был получен дипломатичный ответ: “Число клиентов осталось примерно на прошлогоднем уровне, но увеличилась доля крупных заказчиков”. Правда, как было потом уточнено в кулуарах, основными потребителями решений SalsForce.com остаются представительства западных фирмы, хотя интерес к возможности их применения у отечественных предприятий тоже растет.
Что же мешает использованию SaaS в России? По мнению г-на Вотякова, основная проблема — не очень высокая заинтересованность компаний в повышении эффективности своего бизнеса. Несмотря на многолетние разговоры о CRM, реальный интерес к использованию этих средств стал проявляться только в последний год, во многом благодаря кризису. На конференции было заметно, что слушателей также волнует проблема соответствия нормативным требованиям, и в первую очередь в связи с предстоящим вводом в действия закона о персональных данных. Мартин Моран заверил собравшихся в том, что такие проблемы есть во многих странах, где работает Salesforce,com, и компания имеет большой и успешный опыт их преодоления. Необходимая работа над решением юридических вопросов в отношении России (в том числе по сертификации услуг) уже ведется. “Юридические и технические проблемы — это решаемые вопросы. Главное — чтобы у вас было желание повысить эффективность своего бизнеса”, — подчеркнул представитель Salesforce.com, обращаясь к слушателями через облачные коммуникационные сервисы.
* Вспомним о ERP II, SOA 2.0, Web 2.0 и пр.: обратите внимание, что до версии 3.0 почему-то дело никогда не доходит.