На Западе популярно мнение: “ЭВМ породила война”. Так ли это, вопрос непростой, но вот многие советские ученые — пионеры вычислительной техники — действительно “Люди, рожденные войной”, боевые ветераны.
Совсем юными они уходили на фронт, туда где характеры закалялись в огне сражений, а вернувшись с победой, жадно набрасывались на учебу и потом до конца дней отдавали накопленную боевую энергию созидательному научному творчеству.
Не все воевали на передовой, но воевали все. С полной отдачей.
Израиль Яковлевич Акушский — молодой талантливый математик (самоучка), специалист по методам расчетов, ещё в 1939 г. возглавил в Математическом институте АН СССР им. В.А. Стеклова (МИАН) специальную лабораторию по разработке новых навигационных таблиц для военной авиации.
С началом войны он сумел мобилизовать имевшуюся в Москве вычислительную технику и до самой Победы его группа беспрерывно обслуживала ВВС, составляя таблицы для тысяч боевых вылетов. Акушский постоянно вылетал на фронтовые аэродромы и военные базы, несколько месяцев проработал под обстрелами в блокадном Ленинграде — разрабатывал таблицы для радиолокации. В 1943 г. выполнял задание “рассчитать 50 (!) альтернативных маршрутов полета Москва-Тегеран” (позже узнал, что участвовал в подготовке встречи “Большой тройки”). После Победы занимался новыми методами вычислений (“арифметикой в остаточных классах”) защитил диссертацию, а в 1960-е гг. был ведущим конструктором — идеологом “сверхскоростного спецкомпьютера” ЭВМ К-340А (2,5 млн. оп./с). Тогда скорость в несколько десятков тыс. оп/сек уже считалась большим достижением.
Список ветеранов-ученых может быть огромным, вот только те кто ещё продолжают заниматься ИТ.
Профессор МАДИ Тамара Миновна Александриди, окончив Московскую школу в 1941 г., поступила в МЭИ на факультет радио, а в июле 41 г. пошла добровольцем на фронт, стала радисткой — Тамара активно занималась в Московском радиоклубе.
Уцелела при обороне Севастополя, отступлении из Керчи и боях под Сталинградом. В 1943 г. её неожиданно вызвали с фронта в Москву (оказалось — по личному распоряжению И.В. Сталина), где наградили личной, именной, радиостанцией — “Лучшей радистке”, изготовленной на сбережения её одноклубников. Снова фронт, передовая: День Победы встретила в Берлине, у Райхстага. Потом учеба в МЭИ и работа у академика И.С.Брука Участвовала в создании первых ЭВМ М-1 и М-2. Защитила диссертацию, организовала новую кафедру ИТ в МАДИ, заведовала ею. Она и сейчас профессор этой кафедры.
Похоже сложилась судьба и у Олега Константиновича Щербакова — московского школьника выпускника 1941 г. С первого дня до последнего он провел войну радистом, на Северном флоте. Участвовал в боях, награжден. Сразу же после Победы заочно поступил в Московский институт связи; демобилизовавшись перешел на очное отделение. Распределился в ИТМиВТ, был одним из первых помощников академика С.А. Лебедева. Деятельный, инициативный Олег стал ведущим разработчиком систем питания всех ЭВМ института, включая знаменитую БЭСМ-6 и сверхмощную АС-6, управлявшую космическим центром. В 1956 г. первым из советских экспертов работал в Китае, помогая создавать первую китайскую ЭВМ БЭСМ-К. Удостоен правительственной награды КНР.
О.К. Щербаков и сейчас работает в совете ветеранов.
Николай Петрович Брусенцов по молодости лет пошел на фронт только в 1943 г., но тягот и испытаний ему досталось не меньше других. Несколько раз попадал под тяжелые обстрелы, сутками стоял в окопах по колено в ледяной воде — чудом остался жив. Н.П. Брусенцов тоже всю войну не расставался с рацией; службу закончил в Кёнигсберге. Потом Москва, общежитие, факультет радио МЭИ.
К.т.н., с.н.с. Н.П. Брусенцов — преподаватель МГУ, в научном сообществе прославился изобретением единственной в мире троичной ЭВМ — СЕТУНЬ и её усовершенствованной серийной модификации СЕТУНЬ-70. По сию пору он заведует лабораторией ЭВМ активно разрабатывает и отстаивает методы троичной логики в организации вычислений и в дидактике. Убежденный приверженец Аристотелевой логики. Николай Петрович очень скромен — многочисленные ордена бережно хранит, но не надевает.